Жители Кирзавода не верят СУМЗу

СУМЗ активно декларирует свою открытость в вопросе рекультивации бывшего карьера Ревдинского кирпичного завода своими так называемыми строительными песками, являющимися отходом металлургического производства. В последние месяцы на карьере проводятся публичные проверки и дискуссии, во время которых работники СУМЗа продолжают уверять общественность в абсолютной безопасности проекта. Однако, как показывает практика, заводу пока не удается повернуть общественное мнение в свою сторону — активисты поселка Кирзавода по-прежнему стоят на своем: промышленных отходов вблизи их жилья и водозаборных скважин быть не должно, несмотря ни на что. А общественная экологическая организация «Чистая Ревда» обещает, что будет контролировать каждый шаг СУМЗа по рекультивации карьера.

Взгляды на будущее карьера у главного эколога СУМЗа Аркадия Рудого и жителя Кирзавода Александра Клюкина оказались диаметрально противоположны
Взгляды на будущее карьера у главного эколога СУМЗа Аркадия Рудого и жителя Кирзавода Александра Клюкина оказались диаметрально противоположны

«Здесь кто-то без нас порекультивировал»

В бывшем карьере РКЗ 4 сентября проводились публичные испытания защитного фильтрационного экрана, который создан из уплотненных глинистых грунтов мощностью два метра.
Эксперимент с замерами фильтрации проводили сотрудники научно-проектного центра «Уралгеопроект». Экран создан на дне карьера из уплотненных глинистых грунтов мощностью в два метра. Контролируются два параметра. Один из них — наблюдение интерферометром параметров фильтрации воды на уплотнении защитных грунтов. Замеры велись на двух точках. С этой целью разравнивалась небольшая площадка, в нее заливали воду, по уходу которой определяется коэффициент фильтрации. Собравшимся доказывали надежность защитного экрана по непроницаемости воды по тестируемым параметрам. Однако не всем доводы и расчеты специалистов показались убедительными.

Рассказывая о ходе рекультивации, главный эколог СУМЗа Аркадий Рудой заявил:

— Здесь кто-то без нас уже хорошо порекультивировал, а мы что могли — подобрали. Здесь был промышленный и бытовой мусор, где-то 500 тонн его вывезли. Обнаружили, что кто-то сюда свалил металлургические шлаки, они спрессовались, заросли травой — убрать их технически невозможно.

Профессор горного университета, специалист по месторождениям полезных ископаемых, в том числе и техногенным, Анатолий Макаров уверен, что это на 100% шлаки НСММЗ.

— Мы ноги чуть на шлаках не переломали, — вспоминает Анатолий Борисович. — Сверху-то их из-за растительности не видно, а оказалось — глыбы лежат.

По словам профессора, если карьер не рекультивировать, то в результате геодинамических процессов постепенно бы оплыли его борта, пошло заболачивание и организовалась бы несанкционированная свалка.

— В Алапаевске смотрел старые, 1964 года, карьеры — «красота» неописуемая: желтые, зеленые мусорные пакеты, как река, — рассказывает Макаров. — Всегда при рекультивации возникает вопрос, где взять такое количество инертного материала. Поэтому используются природные грунты и такие вот образования, они так и называются — пески строительные, пятый класс опасности. Вполне реально использовать.

Пески не оказывают острого токсического воздействия

Эколог Татьяна Орешкина из общественной организации «Чистая Ревда» провела экспертизу строительных песков СУМЗа, как она сама заявила, на свои деньги, заплатив 22 тысячи рублей.

— Среднеуральский медеплавильный завод не очень рад видеть нас на своей территории, но если общественность настаивает, значит, это будет сделано, — подчеркнула она. — Мы брали пески, которые только собираются сюда завозить. Провел экспертизу Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это организация, которая имеет все необходимые лицензии и аккредитации. По результатам биотестирования, металлургические шламы (пески строительные) отнесены к пятому классу опасности для окружающей среды, пески не оказывают острого токсического воздействия. Однако мы намерены отбирать пробы, когда СУМЗ начнет возить сюда пески, и в дальнейшем несколько раз, чтобы знать, что завозят.

«Мы не хотим жить на свалке промотходов»

Александр Клюкин, единственный представитель жителей района карьера на испытаниях защитного экрана, был возмущен, что жителей на мероприятие не пригласили, поэтому считает происходящее профанацией. «Мы разослали приглашения всем организациям, все знают», — ответил главный эколог СУМЗа Аркадий Рудой. В свою очередь, Александр Александрович заявил, что люди, живущие в непосредственной близости от рекультивируемого карьера, категорически против сумзовских песков.

— Я строил дом в лесу, в экологически чистом месте, а теперь получится, что живу в 100 метрах от свалки промышленных отходов, — возмущается он. — Не надо быть геодезистом, чтобы увидеть, что идет уклон, значит, вода из карьера пойдет к нашим домам.

— По проекту (мы можем желающим его показать) из карьера выхода воды не будет, здесь будет глиняная дамба, — успокаивает главный эколог СУМЗа. — Мы вкладываем огромные средства, покупая глину у Кирзавода, чтобы сделать двухметровый защитный слой. Потом пойдет инертный материал, а затем восстановим лес.

По мнению Аркадия Рудого, жители окрестностей «обиделись» из-за того, что «сюда удобно было мусор завозить, свалка была, а теперь объект подконтрольный, с нас спрашивают контрольные органы: шаг влево, шаг вправо от проекта — расстрел». И еще Аркадий Григорьевич утверждает, что Кирзавод сдал карьер городу, должным образом его не рекультивировав:

— Почему? Об этом спросите у бывшего главного инженера РКЗ Ивана Андреевича Гавриленко, который теперь активно выступает против песков СУМЗа.

Мы спросили.

— Карьер был сдан городу в 2005 году после рекультивации в соответствии с требованиями мехлесхоза, когда был главным инженером… Сергей Евгеньевич Балеевских, ныне депутат Думы городского округа Ревда, — ответил Иван Андреевич.

«Мне против карьера сейчас сказать нечего»

Депутат Думы городского округа Ревда Андрей Мокрецов предложил недовольным соседством с карьером жителям вступить в организацию «Чистая Ревда»:

— Надо действовать сообща! Сейчас такая же ситуация с поселком ЖБИ. Три недели назад у них там было какое-то сообщество, а сегодня ходит один человек, сформированного мнения-то нет! И ни один из них никуда не вступил, ничего не написал. Приходят и говорят, сделайте за нас что-нибудь. Ну, никто не будет делать! Объединитесь и приходите — будем конкретно решать в кабинетах эти вопросы, выезжать на место, фиксировать факты. Честь и хвала этой организации «Чистая Ревда», которая не отпускает нас и за галстуки дергает постоянно. Сейчас мы составляем карту свалок, за предыдущие 2,5 года из муниципального бюджета было истрачено 3-4 миллиона рублей на ликвидацию не-санкционированных свалок, и от этого их меньше не стало. Задача сделать так, чтобы у людей было место, куда мусор складывать.

— Не надо путать бытовой мусор и технический! — эмоционально отреагировал на слова депутата Александр Клюкин.

— Я в этом техническом мусоре уже полгода вращаюсь! — воскликнул Андрей Мокрецов. — Может, я выгляжу сейчас по-дурацки, но мне сказать против этого карьера сейчас нечего! Наверное, это неправильно сыпать пески к жилым домам, но по документам это безопасно.

Популярное