Кто прав в конфликте рабочих и руководства на заводе ЖБИ?

Завод ЖБИ

О трудовом споре на заводе ЗАО «Строительные технологии» (ЖБИ) мы узнали из электронного письма в редакцию «Городских вестей». Работники предприятия жаловались на задержку зарплаты и произвол руководства. Ситуация созвучна с конфликтом на Ревдинском кирпичном заводе, где работники были недовольны условиями принятия трудового договора на 2010-2012 годы.

«Меня возмущает факт, что нам задерживают зарплату, — сообщает работник ЖБИ, представившийся как Андрей. — Сейчас еще за декабрь не могут выдать, хотя ее уровень совсем мизерный — едва хватает за квартиру заплатить, а кушать тоже хочется. Рабочих заставляют увольняться по собственному желанию, уже не раз писали в прокуратуру, но она бездействует».

«Рабочих посадили на 2/3 тарифа, — утверждает другой рабочий, Иван. — Люди в рабочее время должны находиться не то что на работе, а в комнатке размерами два на три метра. И не выходить оттуда! А смены по 12 часов. Вы можете себе представить — находиться 12 часов толпой народа в маленькой комнатке? Это же полный идиотизм. Вообще, мне кажется, что, если посадили на 2/3, людей не должны принуждать приходить на работу».

«Куда деваться, если кризис?»

Позднее в нашу редакцию обратились еще две женщины — Татьяна и Марина, теперь уже бывшие работники «Строительных технологий». Они тоже говорили о произволе руководства, задержке зарплаты. При этом, мол, на заводе есть прибыль, большая по сравнению с прошлым годом. Говорили и о том, что с октября по март на предприятии идет текучка кадров, причем людей вынуждают уходить по собственному желанию, в противном случае могут уволить по статье за малейшую провинность. Все упреки сыпались на директора предприятия Татьяну Занину.

Татьяна Занина охотно пошла на общение с корреспондентами «Городских вестей». О том, кто из рабочих ходит с жалобами и пишет письма в прокуратуру, она осведомлена, но никаких притеснений, по ее словам, по отношению к работникам она не допускает. На предприятии работают 224 человека, каждого директор знает в лицо, на заводе она работает 30 лет.

— Трудно для всех оставаться хорошей, все равно всем не угодишь, — начала беседу Татьяна Алексеевна. — Говорят, что Занина деньги гребет лопатой, ездит на джипе… Но это же все голословно и не серьезно! Все мы ждали, что кризис закончится, нет, он как раз сказывается сейчас. Так называемый портфель заказов в сбыте есть — это большая папка. Есть миллионные заказы, все подтверждено. Но нет денег. Есть деньги, есть заказ. В рассрочку не работаем.

— Везде возмущаются, не только у нас, на каждом заводе, — говорит работник цеха формовки Ринат Харбиулин. —  Жизнь такая пошла, что сделаешь, везде на предприятиях тяжело. Куда деваться, если кризис? Выживаем. Тем летом работали нормально, но вот с октября начались перебои с зарплатой.

— Так можно было сказать только в присутствии директора, — позднее прокомментировал слова коллеги другой работник завода, попросивший не раскрывать его фамилию.

«Январскую зарплату получили все подразделения»

Как утверждает директор, на сегодня завод работает на 45% своих возможностей. В том году работали так же, но летом проблем не было. Премии перестали платить с октября, когда резко упали объемы — до декабря еще был устойчивый спрос на продукцию. Основная масса денег идет летом. По словам Татьяны Заниной, заработная плата за январь выплачена всем подразделениям. Также утверждается, что остатки задолженности частично выплачиваются ежедневно, по мере поступления денег в кассу. При этом процент за задержку зарплаты начисляется автоматически. На сегодня не выплачена полностью зарплата за январь только ИТР, а директор получает в последнюю очередь. Выплата пособий по уходу за детьми идет без задержки — 25-го числа каждого месяца.

По словам Татьяны Заниной, запрос о выплате заработной платы прокуратура сделала еще в сентябре прошлого года. Документы были предоставлены. В возбуждении дела отказано. Директор заявляет: все делается по закону — приказы, постановления. При этом соглашаясь, что уровень заработной платы, действительно, низкий.

— Каждый наш шаг согласуется с инспекцией по труду в Первоуральске, — говорит Татьяна Алексеевна. — Вплоть до тех обиженных, кого мы уволили. Был такой инцидент с их подачи. Но мы сначала все это согласовали — имеем ли мы право уволить человека в связи с тем-то. После этого идет приказ на увольнение, но сразу пошли жалобы и телефонные звонки куда-то. Если ты чем-то недоволен, ради Бога. Если ты считаешь, что я где-то ущемила, — доказывай, на то я и руководитель, а ты мой подчиненный. На собрании объясню, вроде все понимают.

«Пока сидим, а 1 апреля начинаем работать»

В цехе керамзитового гравия период с 30 декабря по 5 февраля был объявлен временем простоя — в связи с непредвиденным ремонтом оборудования. Оплата работникам производилась в 2/3 тарифа, рабочие находились дома. С 4 марта цех снова встал — СУМЗ уведомил об отключении подачи природного газа за долги. Рабочим начисляют опять-таки 2/3 средней зарплаты. На этот раз рабочие посменно должны находиться в цехе, но раз цех стоит — людям запрещено быть где-либо, кроме комнаты для отдыха и приема пищи.
Этот «полный идиотизм» директор объяснила так. Сейчас очень хорошо продаются бетонорастворы, не останавливалось производство пустотных плит, продаются запасы керамзитового гравия. Два серьезных договора подписаны с северными предприятиями. Хотя срок отгрузки продукции ограничен мартом, но последняя запланирована на 7 апреля. Поэтому в цехе формовки должны быть две смены. С этой целью поступало предложение временно перейти туда и работникам цеха керамзитового гравия.

— Это значит, я буду закрывать долг перед СУМЗом, — сказала Татьяна Занина, — у меня большое желание процентов 60 задолженности заплатить за март. И, скорее всего, 1 апреля мне газ включат. Я ходила к ребятам. Говорила, если я переведу вас в формовку, пойдете? Пойдем, отвечают. Я жду оплаты. Как только я увижу деньги, в формовке будет две смены. Поэтому я сказала — мне нужен какой-то минимум, чтобы я не бегала и вас не искала. Объяснила — да, простой по вине работодателя, но находиться вы будете здесь. Вы мне нужны. Ребята, сидим, а с 1 апреля начинаем работать. Туда я периодически хожу. Но основную массу работников мы, тем не менее, отправили в очередные отпуска.

По ее словам, керамзит пользуется спросом, поэтому цех будет запускаться. Директору очень хочется войти в сезон без долгов. Но нет оборотных средств. Директор пообещала «сидящим», что, если не сможет закрыть долг по газу до 1 апреля, то их распустят — искать или подработку, или новую работу.

Но пообщаться с «сидящими» и, тем более, сделать фотографии в комнате отдыха нам не позволили. Не объяснив причины. Но вот, по мнению одного из работников цеха керамзитового гравия — Руслана Скрябина, он не понимает необходимости своего постоянного нахождения в комнате отдыха. Чтобы добраться до завода, просто дружно посидеть и покушать? Но надо еще оплачивать и проезд в автобусе…

Ставки и оклады уменьшатся еще на 15%

Согласно приказу директора от 10 марта, с 17 мая на заводе вводится в действие новое штатное расписание, предусматривающее уменьшение часовых тарифных ставок и окладов сотрудников на 15%, но не ниже минимального размера оплаты труда — «с целью сохранения рабочих мест», говорится в уведомлении. О предстоящих изменениях все работники были извещены за два месяца.

— Встречалась со «сложными» работниками, — говорит Татьяна Занина. — Допустим, с рабочими погрузо-отгрузочного цеха. Это тоже специалисты, но повременщики, и вдруг мы им снижаем тариф. Объясняю, для чего это сделано, но сразу бум пошел. Сдельщики понимают: что сделают, то и заработают. А повременщикам доказать что-то сложно, они же знают, что я обязана предоставить им работу.

— Очень нездоровая обстановка на заводе, — сказала одна из работниц завода. — Это соглашение по уменьшению ставок и окладов все подписали безоговорочно, потому что боятся потерять работу. Была однажды коллективная жалоба в комиссию по трудовым спорам в Екатеринбург, на Малышева, 101. И что? Некоторых людей начали увольнять с работы, а за «мелочи» стали наказывать. Уже надоело каждый день воевать.

— Я вот одного не понимаю, — вторит ей специалист, уволившийся с предприятия, — завод практически стоит на коленях, а все управление получает хорошую зарплату… На заводе нет нормального технического оснащения, по технологии есть нарушения.

По словам этих людей, их очень беспокоит моральный климат на заводе, когда работников делят на своих и всех остальных. За всю их многолетнюю работу на заводе такого не было.

Социальные обязательства завод продолжает выполнять

По утверждению директора, на предприятии продолжают выполняться требования трудового законодательства: обеспечение молоком и дополнительным отпуском работающих во вредных условиях, доплата за нерабочие праздничные дни, доплата за работу в ночное время. Действует ряд социальных льгот — производится оплата содержания детей сотрудников в детских садах в размере 650 рублей ежемесячно, выплачивается материальная помощь в случае смерти близкого родственника.

Популярное