Сброс воды в Новомариинском водохранилище привел к обмелению и гибели икры

Плотина

Живописные развалины «демидовской» плотины из лиственницы разделяют Мариинский пруд и Новомариинское водохранилище. Бурным потоком пруд выливается в водохранилище, но все равно видно, что берег наступает. Новомариинская вода отхлынула на несколько метров.

Недалеко от плотины сидит троица с удочками, на клев рыболовы не жалуются. Гордо показывают садок с богатым уловом. Рыба не крупная: чебаки, щеклея. Рыбаки говорят, что вода ушла примерно метра на четыре — обмелело водохранилище. А рыба уже успела отнереститься, вся икра осталась на берегу.

— Обмеление водоема для рыбы плохо, а для плотины хорошо, — утверждает Александр Шаров, один из рыбаков. — Погибла икра, зато напор воды маленький.

Светлана Александровна и Виктор Геннадьевич Бересневы, рыболовы-любители из Екатеринбурга, приезжают на Новомариинское водохранилище уже 35 лет. Они убеждены, что, начиная с 90-х годов, здесь ведется постоянный бездумный сброс воды, что губит рыбу и портит воду.
Светлана Александровна и Виктор Геннадьевич Бересневы, рыболовы-любители из Екатеринбурга, приезжают на Новомариинское водохранилище уже 35 лет. Они убеждены, что, начиная с 90-х годов, здесь ведется постоянный бездумный сброс воды, что губит рыбу и портит воду.

Чуть поодаль ловит рыбу пара из Екатеринбурга — Виктор Геннадьевич и Светлана Александровна Бересневы. Говорят, что приезжают сюда уже 35 лет, «раньше постоянно все отпуска, выходные здесь проводили: грибы, ягоды, природа чудесная, вообще, замечательно было, а сейчас безобразие».

— Сбрасывать воду здесь начали с 90-х годов, — рассказывает Виктор Геннадьевич. — Из года в год это происходит. Плотину открывают бесконтрольно, одни отговорки на паводок. При коммунистах за это строго наказывали, а сейчас безнаказанность: что хотят, то и творят. Здесь была вода вон до берега, где сосенки растут. Только начал водоем восстанавливаться, только рыба появилась, нет, опять сбросили.

Светлана Александровна рассказала, что в этом году так уровень воды понизили, что щучья икра (а щука раньше всех нерестится) осталась на берегу. Виктор Геннадьевич ее в заводи руками собирал и в воду сбрасывал, но не уверен, что хоть икринку спас.

— Рыбы раньше было ой сколько, — вспоминает женщина. — Щуки, леща немерено, а сейчас мелочь осталась. Все изничтожили. Вода здесь чистейшая, она никогда не цветет. Раньше, когда на базе на Ледянке жили, все время воду из озера брали, а сейчас видите, сколько по берегу домов понастроили, все стоки в воду спускают. Кто-нибудь за этим следит? Около Ледянки карьер, глину добывают, весь лес перевернули. Все испоганили.

Ревдинские рыбаки тоже возмущены ситуацией на водохранилище.

— Никто не спорит, всем нужна вода, но ведь можно и должно пользоваться нашими водоемами, не нанося вред природе, — сказал председатель правления Ревдинского районного отделения Союза охотников и рыболовов Свердловской области Анатолий Гайдуков. — Сбрасывать воду, когда рыба отнерестилась — вопиющая бесхозяйственность, абсолютно безграмотное водопользование. Ведь не только рыба погибла, это значит, и птице водоплавающей — утке, кулику — гнездиться негде…

Владимир Дрягин, рыбак с 40-летним стажем, самолично ловивший когда-то на Новомариинском язя на 4 кг, говорит, что такие сбросы воды практиковались и раньше.

— Помню, в советские времена об этом в газетах писали, но не знаю, принимались ли меры какие-то, был ли результат. А сейчас водоемы и лес вообще никем не охраняются.

Посмотрите, сколько сетей стоит браконьерских по берегам. Разорены угодья. А тут еще это… Четыре года все нормально было, я в прошлом году смотрел — малька в каждой заводи черно. Видимо, думали, что паводок большой будет, потому и спустили воду. Теперь вся надежда на дожди, потому что реки тоже все обмелели. А если будет лето засушливым, одни русла останутся.

Анатолий Мякутин — «с пяти лет с удочкой» —  тоже сохранил самые нежные воспоминания о новомариинской рыбалке, где они с другом в 9-м классе добыли щуку весом 11 кг.

— Раньше самое лучшее место здесь было, вода чистая, кормовая база отличная, да топляка лежало много, а щука, язь любят такие убежища. Года три-четыре назад такой же сброс был, недобрали около метра воды, сколько икры тогда сгорело, щука пропала, окунь береговой вообще весь погиб, только-только восстановилось. По уму, воду надо сбрасывать, когда лед еще не сошел, как это раньше делалось. Понадеялись на паводок. Снега было мало, три раза всего выпал, да и тот был как сахарный песок, скатился, да и все… Теперь трава по берегам нарастет, потом, когда вода поднимется, все это гнить будет. Так и губим питьевые водоемы.

Тем временем, жители нашего города заметили, что Ревдинский пруд тоже основательно обмелел. Значит ли это, что еще несколько таких водоспусков — и мы рискуем остаться без питьевого водоема? К сожалению, комментария с «Водоканала» получить не удалось, но мы не теряем надежды.

А ведущий специалист отдела по охране окружающей среды и природопользованию администрации городского округа Ревда Марина Натфуллина что-либо сообщать по телефону отказалась, но пообещала дать «все ответы только на письменный запрос от редакции».

«Ситуация стандартная»

Балансодержателем Новомариинского водохранилища является ОАО «Первоуральский новотрубный завод». По информации начальника группы по связям с общественностью ПНТЗ Ксении Крамарь, завод традиционно в связи с весенним паводком производит спуск воды.
— Ситуация стандартная, — подчеркивает Ксения Викторовна. — В соответствии с предписанием отдела водных ресурсов Нижнеобского бассейно-водного управления, 5 мая мы закрыли паводковый водосброс, чтобы наполнить водохранилище. Наполнение всегда планируется на спад пика паводка и производится в первую декаду мая. При этом завод никогда не осуществляет водозабор из водохранилища для собственных нужд и несет миллионные затраты на его содержание.

Популярное