Молнии чаще бьют в Косогор

2013-06-14, 18:26 Новости 796

В лесу под Ревдой обнаружена аномальная зона, где особенно опасно находиться в грозу

Оказывается, в лесу в окрестностях Ревды есть место, куда чаще всего во время гроз бьют молнии, о чем свидетельствуют многочисленные следы «попадания». Причем, это одно из тех лесных мест, где любят отдыхать ревдинцы. «Аномальная зона» находится на берегу Ревдинского пруда в полутора километрах южнее Совхоза.

flash

Обнаружил ее Дмитрий Мельниченко, воспитанник Музейного научного общества учащихся «Рифей» Центра дополнительного образования. Он недавно завершил учебно-исследовательскую работу «Первое обнаружение аномалии следов ударов молний в деревья в окрестности города Ревды». Дмитрий назвал аномальное место Косогор. Им было исследовано восемь лесных зон в Ревде, в том числе парк Победы.

 

— Дмитрий, почему именно следы от молний, а не что-то другое стало предметом твоих исследований?

— Молния — удивительное и в то же время опасное явление природы, во время грозы она может поразить человека. Поэтому людям желательно знать, как выглядят следы от ударов молний в природе и где они могут проявляться. Актуальность работы заключается в том, чтобы предупредить ревдинцев об опасности нахождения особенно в аномалиях проявления молний, где существует реальная опасность поражения. Поэтому цель исследований состояла в выявлении аномальных участков, «притягивающих» молнии, в местах массового скопления людей.

— В научном поиске принято говорить о гипотезе, объекте и предмете исследований. Как ты их сформулировал?

— Вместе с моим научным руководителем Павлом Сергеевичем Козловым, кандидатом геолого-минералогических наук, сформулировали так: если в лесном массиве обнаруживается большое скопление следов ударов молний в деревья, то этот участок является аномальным и представляет угрозу для отдыхающих во время грозы. Объектом исследования стали зоны массового отдыха людей в лесных массивах в окрестностях Ревды, а предметом — следы ударов молний в деревья.

— Какие при этом ты применял методы?

— Основными и главными стали полевые исследования, проведенные на восьми участках массового отдыха людей с фиксированием следов ударов молний в лесных массивах. Протяженность радиальных маршрутов участков в целом составила 31 километр. По специальной методике проводились замеры высоты деревьев, велась фотодокументация следов ударов молний. Отбирались пробы коры, отщепы, которые рассматривались под лупой и микроскопом в лаборатории. Полученные результаты полевых исследований обрабатывались в геологическом музее-лаборатории, сводились в таблицы и анализировались.

melnichenko

— И, по твоим наблюдениям, какие породы деревьев наиболее подвержены воздействиям молний?

— Окрестности нашего города богаты хвойными породами деревьев, поэтому чаще всего молнии попадали в ели, реже в сосны. В научной литературе и в Интернете приводятся данные о том, что чаще молнии бьют в тополя. Но я обследовал парк Победы и не нашел там ни одного факта попадания молний в высоченные тополя. Еще меня просто поразило то, что когда молния ударяет в дерево, то ее след еще может продолжаться по земле до 10 и более метров от дерева!

— Как в природе выглядят следы от ударов молний, на что нужно обращать внимание?

— По возрастному признаку следы ударов молний мы подразделили на свежие (отщепы, обугливание) и многолетней давности — 3-4 и более лет назад (залечивание смолой). Форма следов ударов молний на деревьях прямолинейная и полого-дугообразная, в виде «змейки». Их длина чаще всего составляет от 10 до 15, а на высоких деревьях до 25 метров. В одном случае высота от следа составила всего один метр в комле ели. Это редкий случай, и он говорит о том, что во время грозы никак нельзя находиться под деревьями. Интересно и то, что после поражения молнией хвойные деревья (ели, сосны) остаются живыми, а «раны» заживляются смолой. Еще в нашем районе установлены случаи, когда вокруг ели, пораженной молнией, в радиусе около 10 метров от ствола наблюдались отщепы деревьев длиной до трех и более метров, сильно воткнутые в землю. Они напоминают лучины, плоские и узкие, до 7 сантиметров шириной, но очень большого размера в длину. В сечении они чаще имеют треугольную форму с углом в вершине около 130 градусов. По всем этим загадочным следам можно догадаться, что эти зоны опасны для пребывания людей во время грозы.

— К каким результатам ты пришел?

— Главный результат это то, что впервые выявлена крупная аномалия, мы ее назвали по местности — Косогор. Расположена она на западном берегу Ревдинского пруда, примерно в полутора километрах южнее Совхоза. В ее пределах нами обнаружено более 15 следов ударов молний в ели и сосны. Аномальная зона обозначена на топографической карте и в работе детально охарактеризована. Ее площадь ориентировочно составила около 700х700 м. Мы думаем, что таких опасных аномальных зон вокруг города может быть несколько.

— Какие рекомендации ты можешь дать любителям леса, природы?

— Во-первых, обращать внимание на указанные выше признаки следов воздействия молний, особенно на живые ели (а также и другие деревья). Во-вторых, избегать пребывания в этих зонах во время грозы. В-третьих, обращать внимание на информацию о грозах в СМИ и на предостерегающие таблички в лесу. Например, на участке Косогор в начале апреля наш клуб «Рифей-ГеоЭко» установил небольшие аншлаги с надписями: «Внимание! Находиться на Косогоре во время грозы опасно для жизни!».

— Что дала тебе исследовательская работа?

— Главное, наверно, что я за время походов научился сам по деревьям распознавать следы молний, показываю и рассказываю о них друзьям, родственникам. Важным также считаю, что благодаря исследованиям о следах молний на деревьях уже узнали в нашем геологическом музее и еще узнают многие ревдинцы через вашу газету и аншлаги в лесу. Я защищал честь нашего города на научно-практической конференции учащихся во Дворце молодежи в секции «Природа Урала», на областном фестивале «Мы — уральцы!». Призовое место я не занял, но и в числе последних не оказался.

Популярное