Голуби и любовь

Эдуард и Роман, увлеченные голубеводы, убеждены, что главное — любить птиц

В звенящей высоте летнего неба машет кружевными крыльями, ни дать ни взять — танцует, белый голубь, облитый солнечным светом. От красивого полета невозможно оторвать взгляд.

 

Родственники по голубям

Эдуард, хозяин голубятни, ловко кидает в воздух следующую птицу и следит за ее полетом. Рядом с ним его двоюродный брат Роман — тоже страстный голубевод, или голубятник, если по-простому. «Мы родственники по голубям и по крови», — шутят они. Оказалось, что сегодня братья учат молодняк летать, птенцам около двух месяцев.

pigeon2

— Их надо научить, чтобы умели хорошо летать, натренировать, чтобы сила была, — объясняет Роман Лукасович. — Дети начинают ходить потихоньку, а потом все лучше и лучше, так и голуби начинают летать потихоньку.

43-летний Эдуард Дмитриевич и 55-летний Роман Лукасович занимаются голубями с малых лет. За многие годы привыкли к голубям и теперь не могут без них. Старший брат вспоминает, что впервые увидел домашних голубей в 70-е годы прошлого века в Комбинатском поселке на СУМЗе, там жила его семья. Сейчас Роман Лукасович живет в Первоуральске, но голубеводством занимается до сих пор.

 

На голубятне возвращаешься в детство

По словам братьев, в Ревде довольно много голубятников: «не сказать что чересчур много, но есть». Старые голубятники, как называют себя братья, знают друг друга, перезваниваются, на выставках общаются со свердловчанами, первоуральцами, челябинцами, но какой-либо организации, клуба нет.

pigeon3

Роман и Эдуард рассказали, что на улице Ленина в 70-е годы был барак, за ним все голубятники собирались.

— Мы по 10-20 копеек покупали голубей, продавали, менялись друг с другом, — вспоминает Роман Лукасович. — Только наступит воскресенье — бегом в голубятни. Душа радовалась. Невозможно сейчас высказать, какое это чувство было в детстве. Сейчас не вернешь детство, но когда занимаешься с голубями, вспоминаешь, те же чувства обуревают, не пересказать их!

 

Самый первый

— Первым у меня был красно-рябый, бескрылый, он у меня один жил, — рассказывает Роман, его взгляд теплеет. — Потом крылья отросли, стал красивый голубь, я нашел ему голубку.

Бескрылый (обдерганный) голубь — у птицы обдергивают перья на крыльях при покупке, чтобы не улетела обратно к хозяину. Перья довольно быстро отрастают. Голуби тоже линяют.

— Мой первый голубь — жук (название породы черных голубей плотного сложения — авт.), — вспоминает Эдуард. — Его у меня два раза воровали, но он постоянно ко мне прилетал.

 

Для выставки своего сердца

— Мне лет восемь было, когда старший брат Василий привез шесть крестовых голубей — хвост и грудь черные, а крылья белые с черным, — продолжает Эдуард. — В полете они выглядят, как крестик. Понравились. И стал держать. Раньше через дом голубей держали, а сейчас молодежи это не нужно, не интересно. В Свердловске на одной из выставок видел одного-двух голубятников, которым на вид лет 25-30.

pigeon4

Голубеводы говорят, что птицы — это не столько затратное, сколько хлопотное дело.

— У человека должна быть душа открыта к ним. Главное — полюбить голубей, иначе бесполезно все, — признается Роман Лукасович. — Голуби — это любительское дело, сам для своей души, для своего сердца делаешь. Не ради каких-то коммерческих целей, не ради выставок. Для выставки своего сердца!

 

Гули-гули

Голуби откликаются на традиционное «гули-гули», кличек нет, голубятники обычно называют каждого по масти: красно-рябый, черный, белохвостый, рябой, чернозобый, бурозобый.

Породы: серпатые (крылья у голубя в полете серпом закрываются), торцовые (голубь с хорошо развитой грудкой, сидит на хвосте), но в основном, николаевские — высоколетные.

pigeon5

Птицы едят дважды в день. Корм — пшеница, горох, семечки, нарезанные трава и лук, немного присоленные. Камушки для пищеварения. Обязательно нужна вода, зимой можно просто насыпать снег.

У Эдуарда около восьми десятков голубей, за ними надо смотреть, ухаживать, вовремя чистить голубятню. Голуби живут 18-20 лет.

 

Голубиный айболит

По словам Эдуарда и Романа, голубиная ветеринария не развита: обычные ветеринары не могут определить болезнь, поэтому не знают, как ее лечить. Правда, сейчас появились лекарства, витамины из Германии, разработанные специально для голубей. Эдуард говорит, что всегда лечил своих птиц человеческими препаратами, только дозу высчитывал. Помогает. Оказывается, первый признак самой страшной, до сих пор неизлечимой инфекции — голубь крутит головой, падает, начинает кружиться. Недавно среди обычных сизарей была эпидемия, много умерло. Главное, чтобы «дикие» голуби не пили и не ели вместе с домашними, чтобы те не заразились.

— В этом году у меня 50 голубей заболели, закрутили головой, пришлось убрать, — сокрушается Роман.

 

Радость для души

Эдуард и Роман шугают голубей и, запрокинув головы, завороженно следят за их полетом.

— У голубей разных пород свой полет, — комментирует Роман. — Есть красивый: они хвост распустят и так крыльями (голубевод поднимает руки вверх — авт.), а есть по-другому — в стороны. Это все приятно, радость, дает энергию, когда смотришь, как голубь распускается.

pigeon1

Пока голуби летали, в вышине появился характерный темный силуэт — сокол. Эдуард рассказал, что сейчас опасно голубей гонять, хищник летает: «это вредитель, такой у меня три птицы утащил».

Увлеченные голубятники рассказывают, что птиц покупают в Екатеринбурге. Породистые голуби стоят по-разному: от полутора-трех тысяч рублей до десяти, а то и 25 тысяч. Голубеводы-любители разводят любимую породу, которая, по их словам, «радует сердце и душу», обмениваются птенцами.

Популярное