Именно такой ответ я получил, когда спросил своего соседа по квартире, что он думает о пробках в Дрездене. Поведал ему сначала про старую добрую пробку на выезде из Ревды, которая в свое время заканчивалась около «Ромашки», а в особенно грустные дни даже около площади Победы. Не знаю, как сейчас обстоит дело, но раньше мы с моей хорошей подругой Марией Семинтиновой проводили в ней каждое утро около часа, когда вместе ездили на учебу в Екатеринбург. Затем я поведал ему, как добирался по 2,5-3 часа из универа домой, даже когда переехал в Екатеринбург (иногда мои друзья из Ревды добирались до домашнего очага быстрее).
А теперь представьте реакцию на эту историю человека, который в своей жизни видел только один тип пробок: когда организованная группа школьников блокирует проезд на пару минут, пока пересекает дорогу, после чего уже через считанные мгновения от затора не остается даже следа.
Как в маленьком провинциальном Хофе (около 40 тысяч человек), так и в довольно густонаселенном Дрездене (примерно 540 тысяч), который является инфраструктурным центром, транспортная система функционирует, как часы.
Мой визави добавил, что по утрам и вечерам иногда бывают небольшие скопления автотранспорта на особенно крупных улицах, но это в большинстве своем люди из провинции. Насколько он знает от своего знакомого «пендлера» (от нем. Pendler — «человек, ездящий на работу каждый день в другой населенный пункт»), тот проводит в таких пробках около 20 минут в день — значительно меньше, чем два часа, не так ли?
Городских там не найти, потому что они предпочитают автомобилю велосипед либо трамвай — если особенно «ленивое настроение». Условия для этого тоже соблюдены: велосипедные дорожки и светофоры для велосипедистов, все как положено. Больше этого радует только степень принятия велосипедистов в обществе — они могут спокойно ехать по дороге, как полноценные участники дорожного движения, никто не будет им сигналить или пытаться немедленно обогнать. Кроме того, в любой момент можно перестроиться с дороги на ближайший тротуар и продолжить свой путь уже там. Поначалу мне было немного не по себе, даже не смотря на год в жизни в Хофе, где движение все же не такое оживленное, но уже через пару дней я понял, почему машины тут востребованы только при переездах или дальних поездках.
О системе общественного транспорта тоже можно говорить только с восхищением — настолько она удобная! Все районы связаны друг с другом транспортными сетями: можно легко добраться абсолютно из любой точки города в другую, не стирая при этом подошвы. В отличие от регионального транспорта, в городе все приходит строго по расписанию, на каждой остановке есть электронное табло с информацией о времени прибытия. В финансовом плане также предоставлена полная свобода выбора: билет продается на определенный временной промежуток, от часа до суток. С ним можно использовать все общественные средства передвижения, какие тебе только потребуются: автобусы, трамваи, региональные поезда, даже паромы. Своего рода «Е-карта», только ее можно купить непосредственно в транспорте и не нужно платить снова при каждой пересадке (пока время билета не истекло). Сами средства передвижения в крайней степени удобные, обустроены для проезда с колясками, велосипедами и прочим. Даже инвалиды могут проезжать в них без посторонней помощи.
Пожалуй, еще одна причина, почему здесь так редко слышат о дорожных проблемах, лежит в городской архитектуре: немецкие города при сравнимом количестве жителей на порядок больше по размеру (по сравнению с российскими), так как разрастаются скорее в ширину, чем в высоту. Тот же Хоф раза в два больше Ревды, потому что там нечасто встретишь дом выше трех этажей.
Хотя в Дрездене высокие постройки явление более обыденное — большой город все-таки, однако и тут среднестатистический предел лежит на высоте пяти этажей. Как следствие, в городе больше дорог и нагрузка на них распределена более-менее равномерно.
Другие истории из жизни студента из Ревды в Германии:
- Часть 1: О немецком дружелюбии.