Активисты ревдинской «Взаимопомощи на дорогах» нашли кладбище паровозов в Пермском крае в субботу, 30 июня. Инициатором поездки стал Марат Камалтдинов — общественник и бывший инструктор по вождению, который судит автоконкурсы в Ревде.
Что такое кладбище паровозов
Кладбищем паровозов называют базу запаса Пермской железной дороги недалеко от станции Шумково. По данным портала «Ураловед», ее перевели сюда из Кунгура в 60-х годах прошлого века. Туристы (а их приезжает немало) говорят, что это настоящий музей железнодорожной техники под открытым небом.
Списанные паровозы хотели использовать, если начнется война (их преимущество было в том, что они работали практически на всех видах топлива). В советское время база была секретным объектом. Говорят, раньше здесь было много паровозов серии «Феликс Дзержинский» (уникальная техника, сконструированная всего за 170 дней). По слухам, многие из них продали в Китай.
А самым старым на кладбище был паровоз 1936 года выпуска — он проработал на станции Кунгур больше сорока лет. С кладбища его увезли в Верхнюю Пышму, в музей «Боевая слава Урала».
В советское время на базе запаса было 140 паровозов, сейчас их осталось не больше 20. В некоторые можно залезть — по словам туристов, в кабине чувствуешь себя настоящим машинистом или кочегаром. Одни паровозы в относительно нормальном состоянии, другие уже проржавели до дыр. Местами на технике выросли небольшие деревца. Кроме паровозов на кладбище стоят старые вагоны. Раритеты заметно пострадали от вандалов — много деталей срезано, фары у локомотивов разбиты. Поэтому стоит поторопиться с поездкой — пока кладбище окончательно не разобрали на металлолом.
— Съездить хотели давно, еще год назад, — рассказывает Марат. — Я очень люблю гулять по таким заброшенным местам. Поездка получилось отличная — словами не передать!
Путешественники говорят, что было очень интересно поползать по старым паровозам и изучить их устройство. Ревдинцев особенно удивила топка — раньше никто из них даже не представлял, какая она. Единственный минус, говорят они, в том, что все два десятка паровозов одинаковые, хотелось увидеть больше.
— Мне сначала было очень страшно ехать на машине к паровозам по рельсам. Успокоилась только тогда, когда поняла, что поезда там уже не ходят, — улыбается Мария Разуева, еще один активист «Взаимопомощи». — Я рассчитывала, что поезда будут разные, разных годов выпуска. А там — слева один тип паровозов, справа — второй. То есть, посмотрел пару — и дальше можно не идти. Но все равно поездкой я довольна!
Ревдинцы рассказали, что в сумме они проехали 520 километров, а дорога до паровозного кладбища оказалась хорошей. Кстати, они советуют быть в поездке максимально аккуратными — в этих местах много клещей и гадюк.
Как добраться
Кладбище паровозов находится в Кишертском районе Пермского края. Из Ревды выезжайте на трассу Пермь — Екатеринбург. Не доезжая до Кунгура, сверните по указателю на Усть-Кишерть. Немного не доезжая до Кишерти, после моста через реку Сылву, будет железнодорожный переезд. Езжайте направо, прямо по рельсам, и увидите дорогу на кладбище паровозов. GPS-координаты: N 57º 20.655´; E 57º 21.775´.
Совет от редакции Ревда-инфо.ру: если вы соберетесь на кладбище паровозов, можете заехать и в знаменитую ледяную пещеру в Кунгуре, и в Музей самоваров в Суксуне. Там тоже интересно!