«Пленные немцы очень удивлялись, как русские женщины на тяжелом труде вкалывают!»

Ветеран СУ-5 Мария Уткина вспоминает о работе на стройке с 1950 по 1987 годы. 

2020-08-09, 15:10 Истории 2 317

Оказалось, не так-то просто сегодня найти в Ревде человека, который в советские времена строил наш город. Строительных управлений давно нет в помине, а люди, там работавшие, либо уже в глубоко преклонном возрасте, либо болеют — и не могут говорить. Познакомить нас с кем-нибудь из строителей мы попросили председателя Совета ветеранов СУ-5 Маргариту Зиновьеву. Вскоре она предложила нам сходить в гости к Марии Петровне Уткиной. Правда, предупредила, что застать дома ее трудно — ветеран труда в эти жаркие дни постоянно в своем саду. Но нам удалось найти время на разговор.

Mariya-Utkina
С Марией Петровной Уткиной мы познакомились утром 6 августа. Раньше не получилось. Фото//Александр Семков, Ревда-инфо.ру.

Подходя к дому Уткиной, Маргарита Федоровна посоветовала много не расспрашивать ее. Во-первых, возраст, не все может вспомнить, а во-вторых, она очень не любит фотографироваться. Но зато мы убедились в гостеприимстве Марии Петровны. Эта приветливая женщина в прямом смысле загнала нас за стол, предложила на выбор чай-кофе, заставила попробовать пряники и варенье. Приготовила она для нас и несколько старых фотографий. Их немного. Все, что были, говорит хозяйка, раздала бывшему начальству да знакомым.

Марии Уткиной 88 лет, она работала бетонщиком в известной в свое время бригаде Егора Горбовского в СУ-5 с 1950 по 1987 годы. Бригада была занята, в основном, на объектах СУМЗа. Но по необходимости иногда их все же привлекали на строительство жилья. Мария Уткина награждена орденом Знак Почета, она Почетный строитель.

— Вот наша бригада, вот сам Горбовский, а меня найдете? — показывает снимок Мария Петровна, пока мы уплетаем пряники. — Вот я, справа от него стою. Всех уж по именам не помню. Это вот Виктор Беккер, это Черных, Настя Сасацких, Миша, Вовка Безукладнов, Маша, Тоня Легаева… Это года семидесятые, наверное. Горбовский был очень строгий, лодырей не любил. Мужиков таких выгонял, я одна у него много лет держалась. Его ругали за то, что выгонял ленивых. А Егор Никитич все одно стоял на своем.

Brigada-Gorbovskogo
Бригада строителей Егора Горбовского в 1970-е годы. Они работали на возведении объектов СУМЗа. Сам бригадир сидит в первом ряду, Мария Уткина стоит справа от него. Она уже не помнит некоторых имен и фамилий. Может на этом фото есть кто-то из ваших родственников? Расскажите нам про них! Фото//Александр Семков, Ревда-инфо.ру.

Мария Уткина родилась в 1932 году в башкирской глубинке. У нее было семь сестер и один брат. Сейчас здравствуют на родине только две сестры. Отец работал в правлении села, мама воспитывала детей. Семья жила тяжело. Мама, мол, если сварит картошку, так всем только по одной и доставалось.

— Потом помню, как отца на войну проводила и долго обнимала его, — смотрит в окно Мария Петровна и уж совсем задумчиво произносит: — Все еще живу. А что заработала?

Строители Ревды
Строительное управление №5 в Ревде было создано на базе строительства медеплавильного цеха СУМЗа в 1938 году. Строили завод и город. СУ-922 прибыло с Дальнего Востока и специализировалось на строительстве дорог. Строительно- монтажное управление №10 предоставляло строительную технику стройкам. СУ-5 расформировали в 1998 году. На учете в Совете ветеранов-строителей ныне состоит 65 человек. В 2001 году, когда Маргарита Зиновьева возглавила эту общественную организацию, их было 545.

Как в Ревду попала? Так все разъезжались, говорит, кто куда. Девчонки-подруги из села в Ревду уехали раньше, сразу после войны. Потом сама приехала, поступила на один из участков СУ-5. Тогда ей лет 18 исполнилось.

— Да что рассказывать… Нас сразу отправили в Краснояр, — волнуется Мария Петровна. — Дрова грузили на машины. Огромные такие бревна — откуда только сила у нас была? Потом попала в бригаду Горбовского. Больше работали на СУМЗе, строили суперфосфатный цех в семидесятые. Сейчас смотришь или слышишь новости: там перекрытие шлепнулось, в другом месте. А мы, когда «супер» делали, арматуру чуть не с руку толщиной сваривали. Все надежно делали. На грязь никогда ничего не клали. Все руками расчищали до чистоты, прежде чем бетон положить. За этим дотошно следил прораб Трофим Игнатьевич Балтычев, он стройке всю душу отдавал. Ой, какой хороший человек был! Все начальники у нас хорошие были.

Znak-stroitelya
Мария Уткина Почетный строитель треста «Уралтяжтрубстрой». Фото//Александр Семков, Ревда-инфо.ру.

Там же, на заводе познакомилась Мария и с будущим мужем, Павлом Алексеевичем. Он отработал 29 лет в медеплавильном цехе плавильщиком, его портрет все время висел на Доске почета предприятия. Уже 23 года его нет на белом свете.

Мария Петровна с мужем воспитали двух дочерей. Надежда Павловна давно работает преподавателем в Ревдинском многопрофильном техникуме, Ирина Павловна — медик, сейчас на пенсии, воспитывает внуков.

— А внуков и правнуков со счета сбилась, больше десятка точно, — улыбается Мария Петровна. — Да, конечно же, я всех их знаю по именам. Это я так для вас хвастаюсь, какое у меня богатство. Вот вы все про работу спрашиваете. А меня чуть молнией однажды не убило. На стройке суперфосфатного цеха было. Подошла страшная туча. Все разбежались кто куда. Мы тоже присели, четверо нас было. Молния ударила, одну нашу женщину из бригады сразу насмерть. Она на меня упала. Да и мне тоже досталось, медикам откачивать пришлось. Все пережито…

Еще, говорит, работали в лагере для военнопленных немцев, он находился на берегу реки Ревды, на улице Гоголя.

— Строили какую-то эстакаду, я с одной женщиной, имени не помню, как-то опрокинули тачку с бетоном, а немцы только головой покачали, — перебирая фотографии, продолжает Мария Петровна. — Вообще, они очень удивлялись, как русские женщины на тяжелом труде вкалывают! Всегда нам улыбались, здоровались. Нас частенько посылали к ним в зону, когда что-то сделать надо было. Какие же у них чистота и порядок были!

Mariya-Matushkina
Мария Матушкина, Мария Уткина, Зоя Фархутдинова в 1980-е годы. Фото//Александр Семков, Ревда-инфо.ру.

Мария Уткина вышла на пенсию в 1987 году. Но работать не прекращала. Правда, уже не на стройке. Была вахтером в ГПТУ-72 много лет, еще где-то, говорит, подрабатывала — на одну пенсию не проживешь.

И вдруг наша гостеприимная хозяйка вспомнила министра строительства и архитектуры Свердловской области с 1997 по 2009 годы Александра Карлова. Сам ревдинец, с 1973 года он прошел путь от мастера до начальника управления треста «Уралтяжтрубстрой» в нашем городе.

— Когда он министром-то был, я раз сто ездила к нему. Если была очередь на прием, то всегда первой к себе пропускал, заходи, говорит, поговорим. Вопросы разные были, привыкла за свою жизнь их решать, активная была, поэтому к нему и ездила. Как с ним познакомились, не помню уже. Вы вот давайте чай пейте, вот пряники, у меня варенье вкусное…

— Работа на любой стройке тяжкая, — вздыхает Мария Петровна. — Вы представьте меня с бетономешалкой. Зимой мы даже теплую одежду снимали — до пота работали. Молодые, не жалели себя и не болели. Уходить на больничный как-то неприлично было, что ли. Зато теперь, в возрасте, все болячки появились. У меня ноги отнимались, год вставала тяжело. Вот советуют сад продать. А зачем? Я хоть на четвереньках, а доползу туда. Дома, что ли, лежать? Наше поколение к этому не привыкло. А в саду огурец надо — сорвала, помидорку надо — съела. Кто мне их принесет?

krolik-Mashka
У Марии Уткиной есть домашний воспитанник — шестилетний кролик. Кличут Машкой. Обитает, в основном, в прихожей. Однажды внукам ушастое создание надоело, и его отдали бабушке. С Машкой она и коротает все свое время. Фото//Александр Семков, Ревда-инфо.ру.

— Вы бы знали, какими грустными глазами Машка на меня смотрит, когда я ухожу, — сказала Мария Петровна. — Все чувствует и понимает, как человек.

На прощание мы задали вопрос, который, казалось, удивил Марию Петровну: как она отметит День строителя?

— Да как? Обыкновенно, в саду. Устаю очень, годы. Потом домой иду. Бывает, встаю по ночам, чай пью, телевизор смотрю. Интересно! Вот про перевал Дятлова опять же недавно было. Не верят люди, как эти туристы погибли. За этим тоже слежу.

Они с Машкой посмотрели на нас, стоящих у порога, и Мария Петровна снова пригласила нас в гости:

— Приходите, я тогда, может, еще что-то вспомню.Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное