«В “железо” я пришел осознанно»: ревдинский богатырь Александр Мельников — о себе и о любимом спорте

Александр Мельников — чемпион «Золотого тигра». Он рассказал о себе и о том, что силовой экстрим начинается с гиревого спорта и пауэрлифтинга.

2021-10-09, 18:25 Истории 2 391

Что такое силовой экстрим? Его представителей до пандемии можно было видеть летом на общегородских праздниках в Еланском парке. Эти люди поднимают и передвигают автомобили, силой своих легких разрывают резиновые грелки, гнут подковы, завязывают бантиком гвозди и выходят на «фермерскую прогулку» с кусками рельс по 120 килограммов в каждой руке. Все это зрелищно демонстрируют «Богатыри Урала».

Уже много лет силовой экстрим продвигает в нашем регионе президент организации ревдинец Алексей Мельников. Кстати, своим помещением богатыри обзавелись не так давно, в феврале 2016 года — это цокольный этаж гостиницы «Уральская» по улице Чайковского, 12. Тогда в городе насчитывалось 25 атлетов, вместе с именитыми спортсменами, такими как Дмитрий Назаров или Дмитрий Цимбалистый. Пять лет назад, на начальном этапе, занятия в спортивном клубе «Богатырь» проводил Алексей Мельников. Сейчас ребят тренирует его сын — Александр. В этом году силовой экстрим сделали официальным видом спорта. Это и стало поводом для нашей беседы.

DSC00495
Александр Мельников легко справляется с гирей 48 килограммов. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

— Александр, клуб открылся почти пять лет назад. Подобных помещений для тренировок с «железом» много. В чем же изюминка вашего клуба?

— У нас, наверное, одна из самых больших коллекций гирь. Мало у кого и в Свердловской области есть такая. Например, гиря 72 килограмма не во всех залах найдется. Да и вообще мало кто ее может поднять, в нашем зале я один такой. У нас есть нестандартные гири, которые мы сами изготовляли, например, 29 килограммов — промежуточный вес. Для тех, кто толкает гирю 24 килограмма, но пока не получается 32. Оборудование пополнялось на свои деньги, что-то находили в гаражах и на свалках. У нас не столько коммерческий спортзал, сколько… Мы продвигаем свою идеологию, пытаемся дать ребятам и физическое воспитание, и научить их расставлять жизненные приоритеты. А конкретно для силового экстрима — заказываем оборудование, есть такой специалист в Челябинске.


— Сколько за пять лет молодых людей прошло через ваш клуб? Были девушки?

— Да, были и девушки. Две из них точно выступали за наш клуб. И за пять лет к нам приходит уже второе поколение юношей. Старшие, 18-20 лет парни, давно с нами занимаются, малыши приходят, некоторые с десяти лет. Понятно, что не все остаются, но мы в любом случае пытаемся максимально вложиться в каждого. Я, как тренер, должен давать ребятам мотивацию: показывать, что могу делать, чтобы они смотрели на меня и пытались брать пример. Наш спорт требует упорства, кропотливой работы. Пока у малышей не все получается, но мы выставляем их на соревнования, чтобы постепенно привыкали к помосту и к зрителям.

Сегодня богатырей в Ревде больше, чем было в 2005 году. На занятия приходит молодежь, «железом» можно заниматься с двенадцати лет. Молодые люди участвуют в силовых «зарубах» вместе с именитыми богатырями на показательных выступлениях и в турнирах. В свои 22 года Александр Мельников уверенно вошел в когорту мастеров силового экстрима России. В этом году Александр занял третье место на открытом Кубке «Гераклион» в Москве, в весовой категории 80 килограммов. Этот турнир проведен в рамках отбора спортсменов на силовой экстрим «Арнольд-Классик» в США, который организует сам Арнольд Шварценеггер. Александр Мельников поедет туда весной следующего года в составе российской команды. А еще наш атлет стал чемпионом среди мужчин в турнире «Золотой тигр» — в международных играх силовых и боевых видов спорта, прошедших в Екатеринбурге 25-26 сентября.

— А сколько вы, Александр, занимаетесь «железом»?

— Восемь лет, но только сейчас начал выходить на российский уровень. В клубе мы начинаем подготовку с гирь, потом кто-то уходит в пауэрлифтинг — работа со штангой, это жим лежа, становая тяга. Кому интереснее работать с гирями — продолжает. А вот тех, кто занимается пауэрлифтингом, мы начинаем готовить к силовому экстриму, он требует базовой подготовки. В такой вид спорта люди просто так не приходят. Гири и штанга — это наша основа. Еще у нас парни занимаются армлифтингом (сила хвата). Стараемся подстроиться под интересы каждого ребенка, кто к нам приходит. У нас царит домашняя атмосфера, для меня клуб — второй дом.


— Безусловно пандемия сказалась на ваших показательных выступлениях, например в том же Еланском парке. А на тренировки повлияла?

— Я выступаю на турнирах регулярно, прерывать тренировки невыгодно ни мне, ни парням. Соблюдали все меры предосторожности, зал не забивали большим количеством ребят. Все строго ограничено и сейчас. Как можем стараемся держать себя в физической форме. Но целый год сидели без выступлений на публике.


— Хватает ли одного зала для тренировок?

— У нас есть спортзал еще и в Совхозе, там тоже ребята приходят заниматься «железом». И там мы начинаем потихоньку преподавать единоборства. Уже начали тренировки по боксу, их ведет мой товарищ, перворазрядник Евгений Кобяков, сейчас он уже не выступает… Он воспитанник тренера по боксу ДЮСШ Ивана Ивановича Вопилова. Я считаю, что не надо ограничиваться рамками одного вида спорта. Сам стараюсь сохранять многофункциональность в плане своей спортивной карьеры. До этого, кстати, занимался самбо. Груда мышц еще не говорит о том, что человек силен. У нас ходят малыши, совсем худенькие, но некоторые уже показывают такие результаты, которые не покажут взрослые. Поэтому у нас наращивание мышц — не самое главное. Сила приходит не с объемом.

DSC00508
«Тех, кто занимается пауэрлифтингом, мы начинаем готовить к силовому экстриму, он требует базовой подготовки, — говорит Александр. — В такой вид спорта люди просто так не приходят. Гири и штанга — это наша основа». Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

— Какие перспективы для спортсмена открываются в вашем виде спорта?

— С пауэрлифтингом понятно, он давно аккредитован в Министерстве спорта. В силовом экстриме тоже есть нормативы — от разрядников до мастеров международного класса. Их сложнее зарабатывать, нежели в пауэрлифтинге. Слишком большой перечень упражнений. Если про себя… то в следующем году я еду на мировой уровень, в Америку, вхожу в состав сборной России по силовому экстриму. Поэтому на самом деле перспективы колоссальные. Я кандидат в мастера спорта по жиму штанги, становой тяге, очень много где был победителем и призером.


— Ребята к вам приходят с надеждой заниматься силовым экстримом. Как на это смотрят родители?

— Некоторые начинают пугаться, что мы их ребенка сразу загрузим по полной программе. Это не так. Повторюсь, что я сторонник многофункциональных тренировок. С физиологией человека немного знаком, какое-то время учился в медицинском колледже. Сейчас получаю высшее спортивное образование в педагогическом университете Екатеринбурга, учусь на третьем курсе. Для силового экстрима необходимо хорошее здоровье. И, во-вторых, профессиональный спорт требует полной самоотдачи. Не имея знаний, я бы не тренировал людей. Травмы неизбежны, но за все пять лет, которые наш зал работает, серьезного ничего не происходило. Мы ведем грамотную подготовку. Так что — приглашаем молодых людей к нам на тренировки, в нашу дружную семью атлетов.


— А вот сейчас поговорим о вас. Как из самбо вы перешли в силовой экстрим?

— Вообще у меня был очень интересный путь к силовому экстриму. Я был достаточно слабым ребенком, врачи заявляли: нет спорту! Довольно поздно начал ходить. Отец в четыре-пять лет отдал меня в секцию самбо СК «Темп», но возможности посещать тренировки каждый день не было. Ездил раз в неделю из Дружинино, жил и учился там. Но даже так, наверное, с учетом моего упорства, я становился пару раз чемпионом Свердловской области по самбо. Потом, после года перерыва, начал заниматься танцами. Моя мама хореограф. И это дало плюсы, танцы — тоже растяжка, пластика.

DSC00504
Гиря 72 килограмма — подарок Алек сандру на день рождения от отца. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

— Добавило, как вы говорите, спортивного функционала в любом случае тоже.

— Да, конечно. У меня сохранилась мышечная память. Если буду бороться сейчас, спустя десять лет, то все получится. Это как научиться кататься на велосипеде. Так же и акробатика, которой я занимался. В итоге решил идти по стопам отца, следил за его результатами и за результатами его друзей в силовом экстриме. В тринадцать лет начал заниматься гиревым спортом. Постепенно перешел на штангу, на жим лежа. Но знал, что однажды «выстрелю» в силовом экстриме. То же самое происходит у многих парней в нашем клубе — с опытом и возрастом они начинают показывать хорошие результаты.


— Но пример отца повлиял на вас сильно.

— Знаете, он хотел, чтобы я занимался не силовым экстримом, а борьбой. Сейчас понимаю, что самбо очень пригодилось. В «железо» я пришел осознанно, правда, тогда точно не знал, чего хочу. Это сейчас у меня есть определенные цели, и не столько построить собственную карьеру, сколько воспитывать подрастающее поколение. Почувствовал, что подошло время передавать и свой опыт, несмотря еще  на небольшой возраст.

В январе этого года Министерство спорта России внесло силовой экстрим в государственный реестр — он признан официальным видом спорта. Автономная некоммерческая организация силовых видов спорта «Богатыри Урала» как региональное представительство сейчас проходит аккредитацию и уже в октябре обретет новое юридическое название — Федерация силового экстрима Свердловской области, президент — ревдинец Алексей Мельников, мастер спорта по пауэрлифтингу и мастер спорта международного класса по жиму штанги лежа. Название — «Богатыри Урала» — останется. В Свердловской области силовой экстрим начал развиваться с 2005 года.

Почему мы приходим в спортивный клуб «Богатырь»

Sabiullin
Данил Сабиуллин, 18 лет, студент горного университета: «После окончания учебы буду полицейским, там есть такое подразделение. К «Богатырям Урала» пришел пять лет назад. Сначала просто хотел подкачаться, а потом так затянуло, что решил заниматься профессионально. Очень все нравится! Во-первых, это высокий соревновательный уровень, все очень интересно. Во-вторых, стал выигрывать некоторые соревнования. Наш вид спорта ставит жесткий характер человека, дисциплину. Появившуюся силу можно успешно использовать и в учебе, и в работе. Самое большое мое достижение, наверное, становая тяга — 165 килограммов при собственном весе 67 килограммов. Но это не предел». Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру
Matveev
Данил Матвеев, 18 лет, студент Уральского экономического колледжа: «Выбрал в колледже специализацию туризм. Нравится, профессия сейчас очень востребована. В зале «Богатырей Урала» занимаюсь пять лет. Мне стало интересно развить свои физические способности и самому узнать, насколько я сильный. Раньше видел показательные выступления атлетов, и это, видимо, мотивировало. Что мне дал этот вид спорта? Самое главное — хорошие знакомства, прекрасные связи, собственные хорошие силовые показатели. Например, становая тяга штанги 200 килограммов при своем весе 80 килограммов. Я кандидат в мастера спорта по становой тяге». Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное