Шоколадки похудели. Это шринкфляция! Что? 🙄

Объясняем, как производители удерживают цены, сокращая вес продуктов незаметно для наших глаз.

Производители вновь сокращают вес товаров, чтобы не пугать покупателей дико растущими из-за инфляции ценами на продукты, пишет 18 февраля газета «Коммерсант». В основном «похудели» упаковки шоколада, батончиков, кофе, молочной продукции, круп и макарон. Вес товаров сократился от 2 до 50 граммов. В маркетинге такое явление называется шринкфляцией (от англ. to shrink, сжимать) или даунсайзингом. По мнению маркетологов, массовая шринкфляция (сокращение веса большинства продуктов при сохранении цены) свидетельствует об экономическом кризисе в стране.

20201213_220810
Фабрика «Красный октябрь» уменьшила вес легендарного шоколада «Аленка», выпускаемого с 1965 года, в 2020 году — со 100 г до 90 г, а спустя год — до 87 г. Появилось разнообразие вкусов, что тоже позволяет сильно снижать цену: ведь добавляя начинки, производитель экономит самые дорогие ингредиенты, какао тертое и какао-масло (то же — со знаменитым Alpen Gold). Фото// producttoday.ru

— Снижение объема упаковок, снижение веса расфасованных товаров при сохранении цены за упаковку наблюдается лет десять. Это скрытая форма повышения цен, реакция производителей и торговых сетей на падение уровня жизни граждан. Поскольку в нашей стране государство рассматривает в качестве единственной правомерной свободы предпринимательства свободу грабить потребителя, злоупотребляя монопольным положением, то в реальности противодействовать этому сложно, — объяснил явление зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Dizajn-bez-nazvaniya-4
Эксперты называют удачным трендом снижение веса шоколада при внешней неизменности упаковки. Из-за тренда на здоровое питание «покупатели с энтузиазмом воспринимают меньшую порцию чего-то приятного, но считающегося не слишком полезным, потребляя меньше за один раз», считает замруководителя отдела исследований потребительской панели аналитической компании GfK Rus Татьяна Кокорева (об этом в 2019 году писали «Ведомости»). Вывод подтвердил изданию представитель компании Mondelez (бренды Alpen Gold, Milka, Toblerone) в России. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

«Коммерсант» сообщает: компания Nestle уменьшила шоколадку «Россия» с 85 г до 82 г, а объем растворимого кофе — с 95 г до 85 г; питьевые йогурты «Активиа» от Danone полегчали с 270 г до 260 г, а «Макфа» теперь продает свои макароны по 400 г вместо обычных 450. То же происходит и с кормом для животных, печеньем, сливочным маслом, молоком в бутылках по 0,9 л вместо 1 л (причем это уже давно). А кто-то «играет» с упаковкой, вспомните, например, чипсы Lay’s, в упаковке которых много воздуха.

Бизнес-издание «Открытый журнал» рассказывает: термин «шринкфляция» в 2015 году придумала Филиппа Малгрен, экономист и бывший сотрудник администрации президента США Джорджа Буша. Шринкфляция означает буквально, что товар «сжимается» при сохранении стоимости. Тогда у покупателей создается иллюзия, что цены не растут. Филиппа считает шринкфляцию предвестником быстрого роста цен.

Еще во второй половине XX века во время нефтяного кризиса в США наблюдалось изменение веса продуктов при той же упаковке (на вид): в то время стандартными расфасовками были дюжина яиц и фунт кофе. Однако к концу 80-х кофе продавался уже в упаковке  по 13 унций, а яйца — по шесть штук. А в России первые упаковки с уменьшенным весом появились после кризиса 2008 года.


image2019-01-11-17-06-19
Фото// topspb.tv

В 2019 году губернатор Свердловской области комментировал появление в супермаркетах «девятков» яиц вместо десятков — и обещал, что поручит производителям делать не десять, а хоть 12 штук в упаковке. Первыми на идею откликнулись работники Рефтинской птицефабрики. Хайп поймали, но история продолжения не получила: яйца по-прежнему продают десятками.


При этом формально производители не нарушают законодательство: нигде не написано, сколько должны весить продукты. От компаний требуют лишь честно информировать покупателей о характеристиках товара. И они пишут на упаковках вес и объем товара (то же самое делают и ретейлеры, размещая информацию на ценниках), только покупатели редко это читают.

Как не оплошать? Читайте, что написано на упаковке, внимательно: некоторые производители по-прежнему фасуют сливочное масло по 200 г, а не по 180, как вы, наверняка, уже привыкли. Да, поход в магазин будет занимать больше времени, но зато вы точно будете знать, за что платите.

Кстати, шринкфляция — не самый плохой маркетинговый ход: куда хуже, если производители по своей инициативе меняют рецептуру продукта или добавляют в него дешевые ингредиенты. Это сказывается и на вкусе, и на пользе, и на цене, конечно. К сожалению, состав большинства продуктов питания не регулируется государством.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное