Педагог из Ревды, 43-летняя мама троих детей Наталья Александрова стала известна всей области (да и стране) «благодаря» своему увольнению. По мнению Натальи, высказанному ею в СМИ, ее уволили из ревдинской школы №10 за отказ следить за учениками-пятиклассниками в соцсетях. Официальная причина увольнения — Александрова работала на «декретной ставке», сотрудница, которую она замещала, вышла из декретного отпуска, и трудовой договор был прекращен за истечением срока. Сама Наталья называет эту свою известность «черной меткой», с которой ее больше не примут на работу ни в одну школу Ревды. Более того, ее обвинили в экстремизме.
В школу №10 Наталья Александрова перешла из дегтярской школы (живет в Ревде) в августе прошлого года — на должность преподавателя русского языка и литературы. Также она взяла классное руководство в пятом классе. По ее словам, на момент трудоустройства ей не сказали, что ставка «декретная», она узнала об этом позже, и трудовой договор подписан 1 октября.
Этого учительница делать не стала. Так как считает, что такой мониторинг должен проводиться с согласия родителей (законных представителей детей) — по сути, это вмешательство в личную жизнь. Родители в ее классе были против — по словам Александровой, вопрос не раз поднимался на родительских собраниях.
Требование не отслеживать соцсети детей, по словам учителя, содержалось, в числе других, в письме родительского комитета класса руководству школы, под которым подписались 16 родителей (в классе 18 учеников). Письмо было передано в середине февраля, а 25 февраля Александрову уведомили о прекращении срочного трудового договора «в связи с выходом 3 марта основного работника из отпуска по уходу за ребенком» (в уведомлении, кстати, нет ее подписи о вручении).
За увольнением последовало обращение за подписью директора школы №10 в прокуратуру и полицию по поводу «экстремистской деятельности» Александровой (у нее есть копия). Судя по этому документу, она давно уже была «нежелательной персоной» в школе. В качестве проявления экстремизма называется, например, «обнародование документов, публикация в сосетях недостоверной информации, порочащей честь и достоинство администрации школы, педагогов, имидж школы».
— А я просто отстаивала права своих учеников, — говорит Наталья.
Что говорят в школе?
По мнению руководства, она навязала свою позицию родителям, которым казалось, что учитель «зомбирует» детей, имеет на них слишком больше влияние. По словам Натальи, прощаясь с ней, многие ученики плакали. В заключение директор просит «оградить их от угроз и нападок» бывшей коллеги.
После того, как эта история получила широкую огласку, Министерство образования сообщило, что Александровой «как хорошо зарекомендовавшему себя педагогу предложили должность в другом образовательном учреждении городского округа Ревда, она сейчас это предложение рассматривает».
Она отказалась — со своими двумя высшими образованиями и при нехватке педагогов моментально нашла место в одном из колледжей в Екатеринбурге и уже с 3 марта приступила к исполнению своих новых обязанностей.
— Но я больше не буду ни куратором, ни классным руководителем, хватит с меня, буду только читать основной курс.
На дорогу до новой работы у ревдинки уходит час. То есть — минимум два часа в день. Их надо оторвать от дома, от собственных троих детей. У Натальи 14-летний сын и две дочки — трех и 14 лет — приемная, которую она удочерила, работая в десятой школе.
Евгения Калмыкова, директор школы №10, сказала каналу ОТВ:
По словам директора, деятельность по мониторингу в учреждении носит лишь рекомендательный характер и не может послужить причиной увольнения.
А председатель родительского комитета класса заявил ОТВ, что большинство родителей не выступали против проверки контента учеников: «Давайте вспомним Пермь, Керчь, «Синий кит», когда детей зомбировали и выводили на суицид. Пусть лучше будет мониторинг».
Но другие родители поддерживают учительницу. По словам мамы одной из учениц, «за все время это первый учитель, который понравился моему ребенку. Это очень важно. Она стала авторитетом для них. Она отзывчивая, всегда идет на контакт».
Как следят за соцсетями школьников
По словам Натальи Александровой, мониторинг проводится с помощью системы «Герда». На сайте разработчика говорится, что «Герда» — это «старшая сестра в интернете». Она автоматически проверяет аккаунт ребенка на «вовлечение в суицидальные игры «Синий кит», «Розовый пони» и другие; вовлечение в опасные группы: зацепинг, руфинг и т.д.; интерес к криминальной культуре А.У.Е. (деятельность запрещена на территории РФ в 2020 году. — Прим. ред.); просмотр депрессивного контента». Цель мониторинга — оградить детей от опасного влияния.
Педагог должен отсматривать комментарии и друзей своих учеников на их страницах в соцсетях, установить «условных лидеров» (у кого больше всего подписчиков), искать признаки «девиантного поведения» у школьников, а также запрещенную информацию: подталкивание к самоубийству, употреблению наркотиков, алкоголя, курению, занятию проституцией, бродяжничеству. В качестве опасных маркеров — «отрицание семейных ценностей», мат, порнография и «различные интернет-магазины». Результаты мониторинга классные руководители должны сдавать социальным педагогам, а если на странице подростка выявлена «информация сомнительного содержания» — уведомить заведующего по учебно-воспитательной работе.
Что говорят в Минобразования Свердловской области
В пресс-службе Минобразования Свердловской области заявили, что «никакого общего поручения мониторить социальные сети учащихся в Свердловской области не было и нет».
— Социальные сети в регионе, как и во всей России, используются исключительно как дополнительный инструмент для выстраивания общей среды интересов между классным руководителем и учащимися. Классные руководители действительно, чтобы находиться в контакте со своими учениками, лучше понимать их, быть вовлеченными в их интересы, сегодня активно взаимодействуют с детьми через социальные сети. Это подразумевает в том числе, что педагог знает, что размещает в своем профиле — если он открыт — школьник. Поэтому здесь вряд ли возможно говорить о каких-то ограничениях свобод или нарушении основополагающих прав людей.
Обязан ли учитель мониторить интернет-общение учеников?
Требование директора учебного заведения (о мониторинге общения школьников) было неправомерным, рассказали «Газете.Ru» в профсоюзе «Учитель».
— Но тенденция контроля за учащимися в целом усиливается, — цитирует «Газета» члена Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» учителя истории и ОБЖ Дмитрия Казакова. — То есть классные руководители должны предоставлять больше информации, которой раньше не требовали.
Учителя, которых неправомерно заставляют следить за учениками, могут обратиться как в Совет межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», так и в другие похожие организации. Кроме того, педагог может защитить себя и сам, если он юридически подкован и имеет поддержку среди коллег, уверен Казаков.
По его словам, функционал учителя определен профстандартами, где прописано, что входит в должностные обязанности преподавателя. Пункта о слежке за соцсетями нет — и маловероятно, что когда-либо она появится, поскольку это внеучебная деятельность и отчасти вторжение в частную жизнь ребенка.
Такого же мнения придерживается и детский омбудсмен Татарстана и основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.
Если кто и должен следить за интернет (и не только)-общением своих детей, так это родители.
Интересный факт: как только история Натальи была предана огласке нашими коллегами с сайта E1, мы провели опрос читателей во «ВКонтакте», чтобы выяснить, считают ли они допустимым «слежку» за детьми в соцсетях. Прилагаем результаты. Как говорится, выводы делайте сами.