По данным губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, свердловские предприятия в два раза увеличили число заявок на подготовку кадров по программам профобразования. И в регионе делается все, чтобы удовлетворить растущие потребности промышленности в специалистах среднего звена. Мы узнали, как ревдинские техникумы и колледжи решают эту задачу.
Так, по данным губернатора, успешно действуют образовательные кластеры в металлургической и в машиностроительной отраслях — с участием 13 колледжей и десятка крупнейших предприятий. По поручению губернатора в начале этого года Свердловская область включилась в новую федеральную образовательную программу «Профессионалитет».
Еще один образовательный кластер сформирован для раннего погружения студентов в строительные профессии. В него вошли девять техникумов и колледжей, которые получат из федерального бюджета 100 миллионов рублей на модернизацию, и пять строительных организаций, которые также направят на подготовку нужных для себя специалистов собственные инвестиции.
В ревдинских средних специальных учебных заведениях в этом году отмечают увеличение количества абитуриентов, что свидетельствует о росте интереса у молодежи к среднему профессиональному образованию.
РМТ: три профессии в одной специальности
Так, в Ревдинский многопрофильный техникум было подано 510 заявлений желающих поступить.
Посвящение в студенты в РМТ прошли 200 первокурсников. Такое количество бюджетных мест определено правительством Свердловской области и министерством образования и молодежной политики Свердловской области и набирается ежегодно. Восемь групп по 25 человек. Приемная кампания, как считают в техникуме, на 2022 / 2023 учебный год завершилась успешно.
В этом году РМТ стал участником федеральной программы «Профессионалитет».
— Особенность этого проекта заключается в том, что разработка и реализация образовательной программы происходит в тесной связке с предприятием-работодателем, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Светлана Мельникова. — Перед тем, как разрабатывать образовательную программу, мы вместе с работодателем разработали «матрицу компетенций», для четкого сопряжения запросов работодателя и требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Так как все специальности среднего профессионального образования требуют освоения рабочих профессий, то для данных специальностей профессиональные модули мы формировали исходя из конкретных запросов работодателей.
Ребята, выбравшие специальности «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» (по отраслям) и «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» освоят три профессии: слесаря-ремонтника, токаря, стропальщика — самые востребованные на заводах.
Срок обучения по этим специальностям в рамках федерального проекта сокращен: новых специалистов подготовят за 2 года и 10 месяцев. Особое внимание уделяется практической подготовке студентов, которая организуется на базе предприятия-партнера с привлечением в качестве наставников наиболее опытных и квалифицированных работников.
В данный момент официальным участником новой образовательной программы является дивизион компании НЛМК, но РМТ на протяжении многих лет активно и плодотворно взаимодействует со всеми предприятиями Ревды: СУМЗ, РЗ ОЦМ, Кирпичный завод и другими.
Медколледж: 20 будущих специалистов уже заключили трудовой договор
Рекордное количество первокурсников за последние пять лет поступило в этом году в областной медколледж: 3775 человек, за счет бюджета будут учиться 2090 человек, еще 1685 — на коммерческой основе. Кстати, в прошлом году бюджетных мест также выделили много (1915), но при этом студентов было меньше (данные: Е1).
Сейчас в медицине самый острый недостаток кадров именно первичного звена.
В Ревдинском филиале Свердловского областного медицинского колледжа приняли 326 заявлений от абитуриентов из Свердловской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского, Ставропольского, Краснодарского краев, Башкортостана, Таджикистана, Узбекистана. Зачислено 260 первокурсников: 140 человек будут учиться за счет средств областного бюджета, 120 — на коммерческой основе.
Главное новшество в ревдинском медколледже — целевой прием абитуриентов для ликвидации дефицита кадров в первичном звене здравоохранения: фельдшеры, медицинские сестры, медицинские лабораторные техники. Впервые были заключены четырехсторонние договоры между региональным министерством здравоохранения, колледжем, медицинскими организациями и абитуриентами. Через четыре года медицинские организации и станции скорой медицинской помощи Ревды, Первоуральска, Дегтярска, Полевского и Шали пополнятся 20 выпускниками медколледжа, заключившими целевой договор.
— Задача коллектива колледжа — сохранить каждого студента, помочь ему пройти непростой путь адаптации, воспитать в нем достойного профессионала, — говорит Надежда Еланская, заведующая отделением и ответственный секретарь приемной комиссии.
Педколледж: открыта дополнительная группа
В Ревдинский педагогический колледж было подано 420 заявлений. На бюджет поступило 125 человек, из них 100 студентов учатся на очной форме обучения, 25 — заочно. 30 человек приняли на внебюджетной основе.
В Ревдинском педагогическом колледже довольны итогами приемной кампании: группы набраны, да и студенты пришли сильные. Средний проходной балл на все специальности во время отборочного конкурса был 4.0. Средний балл аттестатов у поступивших — 4.35. Есть студентки со средним баллом 5.0.
Кроме ревдинцев в педагогический колледж поступило много ребят из Первоуральска, Полевского, Шали, Нижних Серег. Общежитие на 135 человек полностью заполнено.
В колледже рассказали, что перевозчик по маршруту Ревда — Первоуральск уточнял у них, нужно ли оставлять рейс на 8 часов. Педагоги, конечно, его попросили оставить, чтобы ребята успевали на занятия.
Колледж имени И. И. Ползунова: продолжается набор
А в Ревдинском филиале Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова продолжается набор, но остались только внебюджетные места. Для тех, кто еще не определился с будущей профессией и учебным заведением, есть возможность поступить на заочное отделение на базе 11 класса. Специальности — техническая и коммерция (по отраслям). В этом году к семье Ревдинского филиала УГК присоединилось 45 первокурсников.
Нам удалось побывать на занятиях в выпускной (4 курс) группе ЭМ-406 (электромеханики) в УГК. Большинство ребят не жалеют, что выбрали техническую специальность. Они дружно перечислили профессии, по которым в будущем смогут работать — электрик, электромеханик, электромонтер.
Екатерина Шаповалова — единственная девушка в этой группе. Катя рассказала, что не просто так выбрала рабочую профессию:
— У меня вся семья работает на СУМЗе — целая династия, про нас даже в газете писали, и я тоже хочу в будущем пойти на завод.
Для Никиты Карнаухова, одногруппника Кати, колледж — ступенька в вуз, хотя он тоже в дальнейшем видит себя на предприятии, но настроен учиться дальше.
Ребятам остается сидеть на лекциях три месяца, а дальше — производственная практика и диплом. Егор Морозов и Даниил Барышев уже подрабатывали летом электриками. Ребята уверены, что найти работу в будущем для них не составит труда.
Какие специалисты особенно нужны промышленности
По словам министра промышленности и науки Свердловской области Сергея Пересторонина, востребованными направлениями подготовки с учетом специфики региона ежегодно остаются машиностроение, металлургия, электроэнергетика и электротехника и химические технологии. Кроме того, фиксируется спрос на новые профессии и специальности, в том числе по компетенциям Ворлдскиллс: мехатроника, прототипирование, мобильная робототехника, инженерный дизайн CAD.
Обучение по новым программам среднего профессионального образования проводит Межрегиональный центр компетенций, созданный на базе Уральского политехнического колледжа. Сегодня МЦК взаимодействует с 30 профессиональными образовательными организациями Свердловской области и 52 колледжами и техникумами из других субъектов Российской Федерации. Также для качественной подготовки молодежи образовательные организации региона создают с промышленными предприятиями совместные учебно-производственные участки, учебные полигоны, лаборатории.
Например, завод «Русский хром 1915» взаимодействует более чем с 20 учебными учреждениями региона в различных форматах. Кроме того, завод имеет собственный учебный центр, где можно обучиться 80 рабочим профессиям или повысить квалификацию. По данным директора предприятия Андрея Климанского, за год на предприятии численность учеников-практикантов из средне-профессиональных образовательных учреждений выросла на 20%.
Благодаря государственной поддержке и инвестициям предприятий-участников учебные пространства превращаются в роботизированные участки с современными цифровыми лабораториями, соответствующие требованиям реального производства. Сейчас в Свердловской области программы профобразования реализуют более ста образовательных организаций, по ним обучаются свыше 120 тысяч человек.
Автор: Татьяна Николаева
Еще по теме:
- Какие колледжи и профессии выбирают выпускники в Ревде
- IT-специалисты, химики, геологи и архитекторы. Школу с золотой медалью в Ревде окончили 13 выпускников