В «Данко» появилось оборудование для развития памяти, слуха и речи особенных детей. И не только

Рассказываем, как оно работает. И кому помогают в центре социальной реабилитации несовершеннолетних.

Этот дом в лесу возле бывшей школы №4 называют «Данко», хотя его официальное название — Ревдинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Это место, где находят свой приют дети, оставшиеся без родителей (временно или насовсем), в возрасте старше трех лет. Кроме этого, в «Данко» организуют реабилитацию детей с особенностями в развитии: в штате логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования и специалист по социальной работе.

Взрослые занимаются с детьми, а также помогают родителям, например в оформлении каких-либо пособий. Недавно в Центре появились новые современные тренажеры для кабинетов логопеда и психологической реабилитации. На покупку этого оборудования по федеральной и областной программам было выделено 844 тысячи рублей. Мы побывали в «Данко» и рассказываем, что это за оборудование.

TZAM3433
Директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Елена Щербакова. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Мы оказываем помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это тоже неотъемлемая часть нашей работы. Мы подали заявку на участие в государственной программе по совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и получили финансирование. Плюс часть средств нам выделили по областной программе «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2027 года», — комментирует директор СРЦН Елена Щербакова.

Девятилетний Игорь Брагин ходит на занятия в Центр вместе с мамой Юлией. У мальчика — задержка в психическом и речевом развитии, поэтому и в школу он пошел только в этом году. Но для мамы Игоря — это победа.

— Занятия в Центре нам очень помогают. У сына улучшилась речь, Игорь больше стал размышлять, рисует, аппликации делает. Заниматься на тренажерах ему очень нравятся, ходим с превеликим удовольствием. Это уже третий курс. Особо хотелось бы отметить доброе и чуткое отношение педагогов к детям, — рассказывает Юлия.

Например, приобретен современный интерактивный стол для развития и обучения детей дошкольного возраста и учеников младших классов, его установили в кабинете логопеда. Этот мультимедийный комплекс с сенсорным дисплеем помогает детям в игровой форме развивать память, слух, логическое мышление, внимание. В программу входят различные упражнения на изучение цвета, счета, форм, а также раскраски, пазлы и многое другое.

В кабинете психологической реабилитации среди новинок тренажер слухомоторной координации и внимания «Моби-Лэнд» и интерактивная песочница. Педагог-психолог Мария Сагдиева во время занятий с Игорем продемонстрировала нам их.

DSC05580-1
Первоклассник Игорь Брагин на занятии у педагога-психолога. Мама отмечает, что после курса в «Данко» у мальчика улучшилась речь, он стал больше размышлять. Больше всего Игорь любит лепить из пластилина и мечтает стать блогером, чтобы снимать полезные для людей инструкции. Фото//Татьяна Николаева, Ревда-инфо.ру

Тестирование начали с комплекса «Моби-Лэнд». Игорь достал из сумочки-игрушки (ее ребята прозвали «зубастиком») мягкий красный шар и надел его на руку.

«Моби-Лэнд» — это тоже игры, в которых роль своеобразных компьютерных курсоров выполняют цветные шарики. Перемещать курсор, то есть передвигать руку, нужно в соответствии с игровой инструкцией. Видеокамера на мониторе определяет положение рук с шариком и регистрирует их перемещение. Поэтому тренажер подходит практически для всех ребятишек с различными особенностями развития.

Первое задание для Игоря — «Пары»: нужно найти на экране два камня с одинаковым звучанием. Мальчик, не торопясь, но очень точно, используя только правую руку, начал нажимать на предметы, изображенные на экране. Не прошло и минуты, как задание было выполнено.

— Молодец, ты отлично справился! – хвалит Игоря педагог.

DSC05617-1
Игорь строит в интерактивной песочнице вулкан под наблюдением педагога-психолога Марии Сагдиевой. Фото//Татьяна Николаева, Ревда-инфо.ру

Интерактивная песочница — это своего рода терапия и обучающий комплекс, направленный на развитие всех познавательных сфер: внимания, памяти, мышления и всех видов восприятия, развивается мелкая моторика, саморегуляция, самоконтроль. Программа универсальна: подходит для детей от трех лет и зависит от интеллектуальных способностей каждого ученика. Например, строя вулкан или город, выкапывая русло реки, ребенок повторяет и запоминает новые слова. А дополнив игру небольшими фигурками животных, можно моделировать разные ситуации, сочинять историю. Так специалисты с помощью игры помогают ребятам познавать мир.

Если по каким-то медицинским показателям ребенку нельзя работать с песком, песочница адаптируется в интерактивный стол — упражнения выполняются на столе, как на огромном планшете.

В целом кабинет психологической реабилитации оборудован теперь, можно сказать, на высшем уровне. Здесь есть: сухой бассейн, большущие дорогостоящие бизиборды, стол для рисования песком с подсветкой (подарок от спонсора), развивающие игрушки и прекрасная «сенсорная комната», предназначенная для восстановления психического и эмоционального состояния ребенка.

TZAM3495
Кабинет психологической реабилитации в ревдинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних оборудован на высшем уровне. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

В «сенсорной комнате» дети попадают словно в сказку. Удобные пуфики, звездное небо, воздушно-пузырьковая колонна, каскад фибероптических волокон, интерактивная панель «Бесконечность», разные тактильные панели — все это полезно для всех детей, не только с особенностями в развитии.

— Мы стараемся помочь каждому, но в основном, к нам приходят дети с нарушением речевых функций, задержкой интеллектуального развития. Есть ребятки с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистыми заболеваниями с нарушениями сенсорных функций (слуха, зрения, обоняния). В этом году пришла девочка с паллиативным статусом, — рассказывает педагог-психолог Мария Сагдиева.

Для ребятишек, передвигающихся на колясках, в октябре приобрели ступенькоход — мобильный лестничный подъемник, так как некоторые кабинеты специалистов находятся на втором этаже. По программе «Доступная среда» закупили уличные скамейки для ребят с ДЦП.

В базе данных педагогов есть информация обо всех ребятишках с особенностями в развитии, проживающих на территории Ревды. Как правило, специалисты по социальной работе выходят на связь с родителями и приглашают на занятия или предлагают иную помощь.

— Специалисты нашего Центра готовы подстроиться под каждого ребенка, под его особенности и уникальность. У всех загруженность разная и график у всех разный. Мы стараемся к каждой семье найти индивидуальный подход. Если кто-то поехал на реабилитацию или заболел, занятия не пропадают, мы всех ждем, — говорит Мария Сагдиева.

Лечебно-восстановительный курс рассчитан на пятнадцать занятий. В течение года курс можно пройти несколько раз, перерыв между курсами желателен в три-четыре месяца. Уроки бесплатные. Записаться можно всем желающим, если есть заключение психико-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или направление от детского невролога.

За последние семь лет в СРЦН помогли 628 ребятишкам с различной категорией инвалидности и ОВЗ. Всего в ГО Ревда более 300 таких детей. В этом году занятия в Центре посетили 94 человека, из них 73 — дети с инвалидностью, 21 ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Возраст: от трех до шестнадцати лет.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное