Всевидящее око. Какие камеры стоят на дорогах и что они фиксируют

Разбираемся в их видах. Памятка для водителей.

В России уже много лет большинство нарушений правил дорожного движения фиксируют дорожные камеры. Приборы фото- и видеофиксации постоянно модернизируют, расширяя их функционал и улучшая качество съемки; число ошибочных постановлений, выписанных в автоматическом режиме, заметно снизилось.

Последнее время комплексы фотовидеофиксации начали массово оборудовать нейросетевыми технологиями, что в разы расширило возможности автоматического контроля за соблюдением ПДД. Например, некоторые фиксируют разговоры по мобильнику. На данный момент на российских дорогах можно встретить большое разнообразие комплексов, которые отличаются функционалом и внешним видом. Расскажем о некоторых из них — с помощью изданий «Автоньюс», «За рулем», сайтов «Драйв2», auto.mail.ru, bip.ru.

TSifra-dnya-bez-vodyanyh-znakov-1

Принципиально камеры делятся на три вида: радарные, видеофиксации и лазерные, а по методу установки — на стационарные и мобильные.

Радарные комплексы (наиболее распространенные в России) легко различить по наличию радарного датчика и расположенного рядом с ним глазка непосредственно самой камеры. Сначала камера «обстреливает» проезжую часть доплеровским лучом, который способен замерить скорость на расстоянии примерно до километра у машин, двигающихся во встречном и в попутном направлениях. Радиус покрытия составляет максимум две полосы в одну и две полосы в обратную сторону дороги либо четыре полосы в одну сторону.

GV_2023.01.26_Diagnosticheskiy-centr_banner-300x250-2
Реклама. ООО «Диагностический центр автотранспорта»

После замера скорости радиолокатором камера фотографирует государственный регистрационный знак автомобиля и при помощи специальной программы распознает его. Почти всегда такие камеры оснащены инфракрасными прожекторами для подсветки номеров в условиях плохой видимости и в ночное время.

Кстати, если ИК-подсветка стационарного комплекса не моргает в дневное время, это не значит, что он выключен: возможно, подсветка просто не используется за ненадобностью и будет включена позже автоматически из центра управления. В ночное же время камеры без ИК-подсветки не смогут увидеть номерной знак и правильно распознать его.

Радарные камеры небезгрешны: около 32% процентов их показаний оказываются ложными. На это влияют многие параметры: от чисто погодных до ситуационных. Например, на камере может образоваться наледь, под тяжестью которой ее «угол атаки» слегка изменяется. Или в потоке появляется «шахматист» или мотоциклист, который интенсивно перестраивается из ряда в ряд, из-за чего радар замеряет скорость нарушителя, а камера фотографирует совершенно неповинного автолюбителя. К их числу относятся, например, распространенные «Стрелки»,  «Автоураган», «Автодория», «Арена», «Кордон» и прочие.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении. Статья 26.8 КоАП РФ

Стационарные средства фото-видеофиксации обычно крепятся на жесткую опору над проезжей частью и располагаются на дороге в специально выбранном для этого месте. Такие виды камер ГИБДД могут фиксировать движение автомобилей одновременно на нескольких полосах, в том числе и на встречных.

Frame_18
Фото// mafin.ru

Помимо превышения скорости могут зафиксировать нарушения: проезд на красный свет; пересечение стоп-линии; нарушение проезда железнодорожных путей; непристегнутый ремень; отсутствие мотоциклетного шлема; разговор по телефону во время езды; нарушение правил остановки и парковки; невключенные фары; непредоставление преимущества пешеходам и прочие. Информация направляется в ГИБДД. Инспектор просматривает фото или видео с камеры, сверяет данные с информацией о владельце машины в базе и составляет постановление о штрафе. Штраф приходит по почте или через «Госуслуги».


Передвижные устройства устанавливаются рядом с дорожным полотном при помощи штатива-треножника. Их с легкостью можно переместить в любое другое место. К этому виду радаров и камер ГИБДД относится оборудование «Арена-С» и «Крис-П».

755675804312608
Фото// Вячеслав Палес, Фотобанк Лори

В прошлом году в Свердловской области камеры-треноги начали устанавливать в местах ремонта дорожного полотна на трассах, чтобы водители не гоняли рядом с рабочими и строительной техникой. Приборы настроены на фиксацию нарушений скоростного режима и выездов на полосу встречного движения. Например, на трассе Пермь — Екатеринбург максимальную скорость ограничили в 50 км/ч. По данным УГИБДД, к примеру, в 2019 году, когда дорожники стали массово устанавливать камеры на трех федеральных трассах, всего за три месяца штрафы получили 140 тысяч водителей.


Мобильные — это малогабаритные устройства. Такой вид камер и радаров ГИБДД может использоваться вручную или устанавливаться на кронштейнах на лобовое стекло или прямо в машину. Недавно в Свердловской области ГИБДД начала применять комплексы мобильной фиксации Cordon.Pro, которые возят в автомобилях на заднем сиденье.

Камеры стали умными, поэтому сегодня их способности не зависят от того, стационарный это комплекс или мобильный. Вопрос лишь в том, что нужно фиксировать на конкретном участке и как сертифицирована камера. Но большинство мобильных комплексов, конечно, заточено на превышение скорости.

Куда жаловаться в случае чего? За исключением столичных парковочных штрафов, все остальные проходят через ГИБДД. Туда и надо подавать жалобы на несправедливые наказания. А вот если вы считаете, что сама камера установлена с нарушениями (спрятана или искажает данные), — тут посложнее. В каждом регионе свой оператор комплексов фотовидеофиксации, а у него есть своя контролирующая государственная структура. Но в интернете довольно быстро найдете информацию, куда направлять письма в конкретной области или республике.

По данным Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, там, где появляются комплексы фотовидеофиксации, количество погибших в ДТП снижается примерно на 70%. Связь между количеством дорожных камер, снижением числа аварий и их жертв также подтверждает Научный центр МВД. За 10 лет количество комплексов фотовидеофиксации на дорогах увеличилось в четыре раза, а аварий на одно зафиксированное нарушение при этом стало в пятнадцать раз меньше. Кроме того, количество дорожных происшествий и их жертв сократилось. Если в 2011 году в России было зафиксировано почти 200 тысяч ДТП и 27 953 погибших, то в 2021 году аварий стало уже 133 тысячи, а погибли 14 874 человека.


Где скачать карту с расположением камер?

Уже несколько лет координаты всех комплексов не являются секретной информацией. На сайте ГИБДД есть специальный раздел, где на карте можно посмотреть все камеры, стационарные и мобильные, а также и нарушения, которые они фиксируют.

Наиболее полные базы камер для предупреждения в дороге содержат разнообразные мобильные приложения. Одно из самых распространенных — Антирадар Стрелка. Стоят такие недорого, несколько сотен рублей. Есть и бесплатные «подсказки» — в онлайн-навигаторах (например, от Яндекса).

Самый дорогой способ отслеживать камеры — видеорегистраторы и радар-детекторы с обновляемыми базами.


Новых камер в Свердловской области в этом году не появится

Новые камеры фиксации на дорогах Свердловской области не появятся в 2023 году, об этом заявил министр транспорта Свердловской области Василий Старков на пресс-конференции в феврале этого года. по его словам, на обслуживание тех, что есть, в бюджете заложено 1 миллиард 200 миллионов рублей.

Однако планом развития технических средств автоматической фиксации нарушений в области дорожного движения, опубликованном Минтрансом летом 2022 года, предусмотрена установка к 2024 году на дорогах Свердловской области дополнительно 342 камер автофиксации нарушений (из них 100 — в Екатеринбурге, 50 — в Нижнем Тагиле, 52 на федеральных трассах).

На май 2022 года, в регионе зарегистрированы 663 камеры автоматической фиксации нарушений. Таким образом, к 2024 году всего в регионе будут действовать около 1000 камер, сообщает «Ъ-Урал».

Система фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Свердловской области находится «практически в полностью развернутом состоянии». «Мы сейчас осуществляем только эксплуатирование данной системы, за исключением некоторых стационарных постов», — заявил Василий Старков. При этом он отметил, что «объем средств, поступающих в бюджет в качестве доходов от фото- и видеофиксации, кратно больше», нежели 1,2 млрд на «эксплуатирование».

Министр добавил, что «важная задача — не объем поступающих средств, а все-таки тот барьер, который снижает скоростной режим, заставляет не очень законопослушных участников дорожного движения двигаться по правилам».

Фото на превью// simicon.ru

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное