Как строили плотину Ревдинского завода: история нашего города в архивных фото

Специальный проект «Кабельного завода Кабэкс» и краеведа, педагога Сергея Новикова.

2023-11-13, 11:42 Истории 1 889

Сергей Григорьевич Новиков. Октябрь 2023 года.

Триста лет назад выбор места для строительства завода определялся несколькими факторами: наличием запасов руды, наличием запасов леса, наличием крупной реки, спо­собной на только вращать многочисленные водяные колеса завода, но и служить средством транспортировки готовой продукции и полуфабрикатов. А климат Урала добавил еще одно обязательное условие — наличие пруда, позволяющего в любое время года снабжать завод водой. Отсутствие любого из перечисленных условий затрудняло работу завода, отсутствие нескольких — делало ее невозможной.

ПЛОТИНА СТАРАЯ. РАЗБОРКА В 1964 ГОДУ.
Плотина старая. Разборка в 1964 году.

На Урале летом реки пересыхают от жары, а зимой часто промерзают до дна. Глубокий пруд позволяет крутить водяные колёса и в мороз, и в засуху. Поэтому пруд является необходимым условием круглогодичной работы завода.

Мастерам старого Урала приходилось долго выбирать место для плотины — между горами, с удобной чашей для пруда, с глинистым не слишком каменистым или илистым дном.

Само строительство плотины было самым затратным и трудоёмким процессом в строительстве завода. После тщательного выбора места реку отводили в сторону. Для этого вбивали сваи частоколом, отжимая реку вправо или влево от её русла. После того, как река была отведена, по всей длине будущей плотины рыли ров до твёрдого материка, глубиной много ниже дна реки. В нашем случае — от Угольной горы до Сороковой (Лысой). Затем строили копёр — высокую треногу, на которой поднимали деревянное бревно («бабу»), а затем 12 человек все вместе по команде отпускали верёвку, и «баба» била по свае из лиственницы. Таких свай надо было забить тысячи!

По краю рва, обращённому к пруду, вбивали 3 ряда свай. На сваи уступами настилали ряж — бревенчатую решётку, перекладывая места соприкосновения со сваями мхом и забивая промежутки между поперечными брёвнами глиной. Ряж выводили и по краю, обращённому к заводу. При этом оставляли отверстия для ларевого (для вращения заводских водяных колёс) и вешнякового (для регулирования уровня воды в пруду) прорезов. Не надо забывать, что эту работу выполняли вручную всего около тридцати крестьян.

Ломы и упоры для подъема запорных щитов плотины
Ломы и упоры для подъема запорных щитов плотины.

Камни для набивки ряжей брали с Угольной горы, поэтому её южная сторона так выра­ботана. Ряжи служили для поддержания связи во всем теле плотины и для предохранения от сползания глины. Ряжи наращивали на высоту до 12 метров. Ров забивали глиной, трамбуя её слоями, смачивая и добавляя туда елань — хвойные ветки, связанные пучками. Лес для ряжей рубили тут же на Сороковой горе. Вот почему уже триста лет она «лысая».

На первой Ревдинской плотине запоры прорезов состояли из деревянных ставен, которые забивали «бабой», а открывали многопудовыми ломами. Таким ломом орудовали одновременно десять — двенадцать человек. Под лом подставляли упоры в виде ступенек и, опирая лом на эти упоры, поднимали заслон плотины. Сейчас эти двадцатипудовые ломы каждый может потрогать на промышленной площадке Демидов-центра.

левая часть плотины с пильной мельнице
Левая часть плотины с пильной мельницей.

И все же основным рабочим элементом плотины были водяные лари. Это деревянные короба, по которым вода двигалась к водяным колесам завода. Два колеса стояли рядом с плотиной и обслуживали «пильную мельницу», то есть лесопилку. Она находилась на месте современного домика смотрителя плотины. Через кривошип вращение передавалось на две пилорамы. Лесопилка была очень нужным устройством, так как все цеха завода были деревянными.

От второго ларя вода шла к многочисленным водяным колёсам завода: на меха доменных печей, на кричные молоты, на дробильную фабрику и т.д.

У наших земляков сохранилась уникальная возможность увидеть сложнейшее строение деревянной плотины XVIII века. Для этого достаточно приехать в Мариинск и рассмотреть остатки старой демидовской плотины, построенной в 1840 году.

ряж

Многие ревдинцы и не подозревают, что когда они едут или идут по асфальтированной дороге от старой проходной Ревдинского завода до улицы Металлистов, они идут по плотине, построенной двести девяносто лет тому назад. Все эти ряжи из лиственницы XVIII века до сих выдерживают давление пруда и вес как автобусов, так и многочисленных тяжёлых грузовых машин.

А построили это чудо техники начальник строительства и приказчик Ревдинского завода Яков Семёнович Егоров, сын приказчика Невьянского завода Семёна Егорова и плотинных дел мастер — Леонтий Степанович Злобин.

Демидовскую плотину ремонтировали и реконструировали много раз. Последняя реконструкция было проведена в 1964 году. Деревянные вешняки (прорезы) плотины были заменены на бетонные. А деревянные ставни – на стальные. Теперь их поднимает лебёдка на электрическом приводе. Но бетонные своды и стальные створы современной плотины — это лишь новые «клапаны» старого сердца Ревдинского завода.

Кабельный завод «Кабэкс» с любовью и уважением к историческому наследию города, к празднованию его 290-летия, запускает цикл статей по истории города Ревды, автор статей – известный краевед – Сергей Григорьевич Новиков.

Kabex group – больше чем завод, больше чем работа! 

photo_2022-07-25_16-08-04

ООО «Кабельный завод Кабэкс»
г. Ревда, ул. Привокзальная, 2а.
Телефон: 8 (343) 380-08-87

www.kabexgroup.ru

 

ООО «Кабельный завод Кабэкс» ИНН 5940200262. Erid: 2VtzquiKjDS

Популярное