Директор городских библиотек Надежда Щенова — о том, почему в Пушкинской провели бесплатный wi-fi и зачем нужен библиобус

Надежда Щенова, директор МКУК «ЦБС». По специальности — библиотекарь-библиограф высшей квалификации. Стаж работы — 34 года. Директор ЦБС — с 2004 года.
Надежда Щенова, директор МКУК «ЦБС». По специальности — библиотекарь-библиограф высшей квалификации. Стаж работы — 34 года. Директор ЦБС — с 2004 года.

2 августа в Ревде вновь заработали библиотеки — после двух месяцев вынужденного простоя. Их закрыли 1 июня по решению суда, который счел отсутствие пожарной сигнализации достаточным нарушением для того, чтобы оставить детей и взрослых без литературы. Библиотеки работают, но нарушения не устранены. Директор «Центральной библиотечной системы» Надежда Щенова объясняет: ремонты — главная, но не единственная беда библиотек. Есть и другие, не менее важные. И даже гигантскими траншами из бюджета эти проблемы не решаются.

— Надежда Анатольевна, знаю, что библиотеки вы открыли, однако предписания пожарных не выполнили. Почему?

— Так ведь нас закрывают уже не первый год. Закроют на 30 дней — снова откроют. Конечно, пожарную сигнализацию и на старые стены и потолки повесить. А смысл-то есть в этом? Библиотека им. Гайдара, дай бог, переедет на Горького. В библиотеке на Чехова протекает крыша. А абонемент в Пушкинской библиотеке последний раз ремонтировали 30 лет назад. Это наша главная беда. Ну, какая может быть безопасность, когда не знаешь, то ли светильник упадет, то ли комарье летом заест? Вонища из подвала… Я давно говорю, что надо привести в порядок хотя бы центральную взрослую библиотеку (им. Пушкина) и центральную детскую (им. Гайдара).

Ученые доказали, что для общего развития нужно читать 24 листа художественного текста. Ежедневно.

— Почему не ремонтируют Пушкинскую?

— Это не только дорого (около 3 млн), но и долго. Там гигантский книжный фонд, и все книги нужно вытащить, чтобы начать работы. Там только книг 54 тысячи! Книжный фонд еще и очень старый, его нужно заменять. Книги же грязные — и книжная пыль, и специфические клещи. Есть нормы, что, к примеру, вся естественно-научная меняется через пять лет. Художественная — через десять. А у нас основной фонд — выпуска 70-х и 80-х годов. Мы должны получать ежегодно 3 млн в год на книги. А нам федеральный бюджет в этом году дал 149 тысяч. Всё.

— Можно ли такими старыми книгами привлечь читателей в библиотеки? И как их вообще привлекать?

— Понимаете, в чем дело. Дети читают, да, пускай не так, как раньше, но — читают. Юношество — более прагматично. У нас полный провал по юношеству — это общая беда библиотек России. Они почти все — в Интернете. А значит, мы должны продвигать информацию через сайт, выкладывать оцифрованные книги. Мы готовимся делать это — осенью запустим обновленный сайт. К сожалению, пока оцифровку фондов мы не начинали, но у нас есть электронные версии книг — порядка полутысячи дисков, которые мы покупали в 2007-2008 годах. Потом вступил в силу закон об авторском праве, и мы сегодня не имеем права выдавать читателям электронные книги на руки. Но на сайте для чтения размещать можем. Но прежде всего на новом сайте нам нужно разместить электронные каталоги той литературы, которая у нас сегодня есть.

Одна из наших услуг — заявки на книги по электронной почте. Мы по просьбе читателей готовы составить и выслать список литературы по нужной теме. Но об этом почти никто не знает.

— То есть, трансформация библиотек, подстройка под новые условия, неизбежны?

— Должен быть симбиоз. Мне почему-то кажется, что когда нынешняя молодежь достигнет зрелого возраста, она все равно вернется к чтению бумажных книг. Библиотеки по сути своей консервативны — потому что они накапливают информацию. Наша задача — продвигать мобильное обслуживание. Нам бы очень пригодился библиобус — специальный автобус, который оборудован стеллажами, автоматизированным местом с выходом в Интернет. Сколько у нас отдаленных районов! Люди сейчас другие. Мы больше сидим дома. Значит, книги должны идти к людям.

— Следующий год объявлен Годом культуры — планируется ли какая-то финансовая поддержка библиотек?

— Пока не знаю, но, конечно, мы надеемся. Мы сейчас должны сделать проектно-сметную документацию по Пушкинской библиотеке, провести экспертизу цен. Надеемся, что нам с ремонтом поможет область. Здание для Гайдаровской на Горького поначалу ремонтировал местный бюджет. Город нам сначала дал денег, затем забрал их. Сейчас глава нашел компанию-спонсора, работы пока не ведутся, но по соглашению мы должны переехать до конца года. По большому счету, нам все равно, кто будет ремонтировать ее — лишь бы решить вопрос с детской библиотекой.

— А как же федеральная, областная программы поддержки библиотек?

— Да, они есть, но мы в них не попали. Видите, в чем дело — там свои приоритеты. Да, область на условиях софинансирования помогала нам лет пять назад. Потом случился кризис, и сейчас они наверстывают: заповедники, памятники архитектуры, областные библиотеки. И на маленькие города не хватает средств.

Электронные книги — это хорошо, но я уверена, что бумажные варианты останутся. По статистике, с популярностью планшетов и смартофонов уровень близорукости у людей по всему миру увеличился на 5%.

— Вас поддерживают спонсоры?

— Сейчас нет. Раньше — да, бывало. Но это было больше основано на личных отношениях руководителей. Знаете, как говорит бизнес? «Мы платим налоги в бюджет, вот пусть бюджет вам и помогает». По закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», функция местной власти — организация библиотечного обслуживания населения.

— Какова средняя зарплата работников библиотек?

— В 2012-м году библиотекари получали в среднем 12 тысяч. Опытные работники, получают около 20-ти тысяч. Но это — единицы. У нас катастрофа с кадрами. Должно быть 54 специалиста, а у нас — 42. Молодежь сегодня не идет на библиотечное дело. Когда я училась, нас на очном отделении было четыре группы по 20-25 человек. Сейчас одна группа, набирают 15 человек, дай бог, диплом получат десять. И те не доходят до библиотек: мы ни квартиру дать не можем, ни зарплату достойную. Ну, куда я их приглашу?

— Что требуется от библиотекаря?

— Хорошо знать литературу, читать, уметь общаться, работать в Интернете, разбираться в каталогах, привлекать читателей, проводить массовые мероприятия, оформлять выставки, выходить в школы и на предприятия, с наркоманией бороться, заниматься патриотическим и нравственным воспитанием…

— И все это — за зарплату 12 тысяч?

— Если бы 12! Голый оклад у нас — 6900. Ну, поработает молодая девушка, плюнет и уйдет в продавщицы в «Гранат». Там сидишь весь день, а получаешь в два раза больше.

Популярное