Мы слишком сильно затянули проблему нового кладбища

Евгений Зиновьев, редактор газеты «Городские вести»Евгений Зиновьев, редактор газеты «Городские вести»

Есть в этой жизни некие обязательные вещи, от которых мы не можем отказаться ни при каких условиях, на которых не можем сэкономить, о которых не можем забыть даже временно. Это, например, обеспечение населения питьевой водой круглый год, а в холодное время года — теплом. Это функционирование больниц и школ, милиции и пожарной охраны. И это — наша скорбная обязанность хоронить умерших. Именно о ней мы, похоже, малость подзабыли. Или, во всяком случае, не очень хорошо подумали.

Вопрос о том, что наш город нуждается в новом кладбище, встал свыше десяти лет назад. Еще в середине 90-х звучали тревожные прогнозы — площадей в районе Барановки осталось лет на пять-семь-девять. По логике вещей, еще тогда местным властям следовало бы озаботиться поиском места под новое кладбище. Но пока удавалось отвоевывать «дорезки» на границах действующего погоста, проблемой никто особо не заморачивался.

Более-менее внятные шаги в этом направлении были предприняты лишь в 2006 году, когда администрация, возглавляемая Анной Каблиновой, инициировала обсуждение — где быть новому кладбищу: на поле близ завода ЖБИ или по дороге на Гусевку? Результаты той акции так и не были озвучены и, когда власть в городе поменялась, место под новое кладбище так и не было определено.

Сегодня чиновники заявляют, что идет процесс согласования насчет участка в 40 гектаров в направлении Емелино. И одной документальной работы там — на пару лет. Не говоря уж про общее благоустройство, строительство дороги, новый автобусный маршрут. И все это на фоне экономического кризиса…

В общем, мы, что называется, влипли. И в этой связи власти упорно навязывают нам проект так называемого «нового малого» кладбища, расположенного аккурат рядом со старым и большим. Площадь основного кладбища на сегодня составляет 36 га. Разрешенный максимум — 40 га. Следовательно, расширять старое уже практически невозможно. Выход — создать новое. Там же.

Риторический вопрос — вы хотите жить рядом с кладбищем? Даже если оно будет отделено от вашего дома забором и полосой зеленых насаждений? А жителей улиц Уральской и Первомайской, что на Барановке, даже не спросили…

Итак, господа, давайте посмотрим правде в глаза. Не документальной правде, а фактической — бросающейся в глаза. Ну, не надо рассказывать сказки про «новое малое» кладбище. Не надо уповать на «разрыв» между «старым» и «новым». Мы все живем в этом городе и прекрасно понимаем, что разница между де-юре и де-факто в данном случае — катастрофическая.

Каждый, кто бывал на этом месте, прекрасно видел — кладбище просто продолжает свой рост на восток. А как уж это будет оформлено документально — жителям, с тревогой наблюдающим за наступающими на их огороды могилами, глубоко наплевать.

Кладбище — это такой объект, который не снесешь и не закроешь при всем желании. Можно снести незаконную постройку, убрать несанкционированную свалку, можно даже (пусть теоретически!) добиться закрытия газующего завода. Но никто никогда не будет выкапывать и переносить на другое место сотни гробов. Поэтому протестная активность жителей

Барановки более чем объяснима. Чиновники обязаны понимать, на что они обрекают людей — жить на кладбище всю оставшуюся жизнь!

При этом чрезвычайно возмущают высокопарные попытки поиграть на общечеловеческих чувствах — дескать, надо успокоиться и «не нарушать тишину святой обители». Типа, стыдно должно быть, господа возмущающиеся. Но давайте вспомним, что первоначально «малое» кладбище планировалось сделать площадью 10 га и только после того, как жители возмутились, его решили сократить до 5,8 га. То есть, если бы обитатели улиц Уральской и Первомайской не «нарушили тишину святой обители», эта самая обитель преспокойно бы вторглась к ним в огороды? Им в этом случае тоже следовало бы молчать? Но, в отличие от мертвых, живым не все равно.

Отсутствие преемственности во власти порождает пожарный порядок решения проблем. Ответственность за проблему, остро вставшую именно сегодня, всегда можно свалить на якобы бездействовавших предшественников. В этом случае не удивляйтесь, если преемники обвинят вас в том, что проблему вы не решили, а лишь отодвинули за пределы срока своих полномочий. И касается это не только кладбища, но и многих других больных мест нашего города — разбитых дорог, драных теплосетей, качества питьевой воды…

Как бы то ни было, но сегодня наш город действительно оказался в безвыходном положении — ну, негде больше хоронить людей! Однако прежде, чем призывать народ к терпению и пониманию, не лишним было бы продемонстрировать хотя бы элементы покаяния. Пусть не за себя, пусть за предшественников. Или вы действительно не знали, куда шли, господа властьимущие?

Популярное