Ревдинский мичуринец

Его дом на четыре окна с кружевными крахмальными занавесками мало чем отличается от соседних, но стоит лишь выйти на приусадебный участок, как попадаешь в настоящую сказку.
Осеннее буйство георгинов, хризантем, гладиолусов, роз — просто праздник какой-то. Рядом с цветами прекрасно чувствует себя виноградная лоза с тяжелыми темными гроздьями. Чуть поодаль раскинулась плантация ремонтантной земляники, которая манит алыми и желтыми ягодками. А по краям приусадебного участка — сад. На аккуратных яблоньках и грушах висят крупные плоды — зеленые, желтые, розовые, красные. Глядя на это изобилие, забываешь, что Урал считается зоной рискованного земледелия.

Авторами сказки являются Николай Никанорович и Людмила Алексеевна Сисины — творческие личности, садоводы-самоучки. Цветами занимается хозяйка, а плодовые деревья и кусты — вотчина главы семьи.

Из шести сортов груш, выращиваемых Николаем Сисиным, один из его любимых — «Сентябрина». Плодов много, они крупные, красивые, а вкус — «спецфисский»
Из шести сортов груш, выращиваемых Николаем Сисиным, один из его любимых — «Сентябрина». Плодов много, они крупные, красивые, а вкус — «спецфисский»

Сам себе мичуринец

Невысокие яблоньки с пышными кронами усыпаны разноцветными, поистине райскими плодами.

— Вот эту яблоньку из ветки вырастил, — показывая на одну из них, рассказывает Николай Никанорович. — Сорт не знаю. Это давнишняя яблоня, дала сестра жены. Под окном росла, ветки низко были. Обрезать их думал, прикопал, из трех одна приросла, отрезал и пересадил сюда. Нынче яблоки мелковаты, а были по 260 грамм. Краснобокие, лежат до нового года.

«Папировка летняя», «Шаф-ран», «Янтарь», «Настенька»… — музыкой в его устах звучат сорта яблонь. Рассказывая о каждом дереве, Николай Никанорович угощает наливными яблочками. Какие они душистые да вкусные — медовые!

Решила было считать сорта, да сбилась. Их, наверное, около трех десятков. Мало того, на одной яблоньке может быть до шести разных сортов.

— Купили саженец, да нас обманули, всучили ранетку, — вспоминает ревдинский мичуринец, он не признает мелких яблок. —  Всю обрезал и привил красивые яблоки, сортов 5-6, получил нормальные яблоки.

«Нормальные яблоки» для Сисина — 200 граммов. Это требование распространяется и на груши. В магазине продают гораздо мельче. А уж по сочности, сладости, полезности и красоте — куда им до сисинских!

На одной груше, по словам Николая Никаноровича, были крупные плоды, но не вкусные. Привил на нее шесть сортов. Теперь груши родятся и крупные, и вкусные.

Особая гордость Сисина — малина «Усанка», он ее сохранил и улучшил.

— Это старинный сорт малины, ни у кого нет, — подчеркивает он. — Крупная, яркая, сочная, сладкая, чуть с кислинкой. Всем нравится. Кому надо — отводки есть.
Сливы у Николая Никано-ровича — от красной до черной. Ожидая от уральской сливы особой твердости и кислого вкуса, приятно удивилась — мягкая и сладкая!

Сюрпризы погоды

Нет-нет, да наш климат напомнит о себе. Садоводством на Урале заниматься — все-таки дело рискованное. Кажется, что проблема всемирного потепления — это не про нас.

— В этом году груши не успели созреть, как уже начали почему-то падать, — сокрушается садовод. — И у всех так. В газете «Уральский садовод» тоже пишут, что из-за погодных условий наблюдается раннее опадание плодов. А вот смородина весну с осенью перепутала, смотрите, почки пустила, хочет цвести. Заморозком прихватит, может и так быть, что весной цвета не будет.

Садовод-рационализатор

Радует веселой зеленью озимая рожь. Сисины, как они сами говорят, сеют ее для севооборота, чтобы земля отдыхала, после того, как уберут картошку. Рожь улучшает почву, угнетает сорняки, а весной используется как удобрение.

— Мне осенью больше всего нравится рожь, у нее такая зелень насыщенная, и кажется, что снова весна, — говорит Людмила Алексеевна. — Зимой под снег уходит, а весной снова зеленая. Вон она, рядочками взошла. Чтобы так посеять, муж сделал специальное приспособление, он у меня рационализатор.

Оказалось, что на счету Николая Никаноровича более сотни рационализаторских предложений. Есть звание «Лучший рационализатор министерства автомобильного транспорта РСФСР».

— Хотел одно запантентовать, но куда там! — разводит руками Сисин. — Не получилось. Пока бюрократов пройдешь, да еще каждый старается прилипнуть.

На все руки мастер

Садоводством Николай Ника-норович начал серьезно заниматься, выйдя на пенсию, в этом году 18 октября ему исполнится 70 лет. Работал мастером в столярном цехе РЗ ОЦМ. Сисин на все руки мастер: столяр, кузнец, жестянщик, медник, сварщик, слесарь. Перечисляя профессии, подозреваю, что мастер поскромничал, явно о чем-то умолчал.

Беседка в огороде, теплицы, банька, печь, двери в доме и многое другое — дело рук Николая Никаноровича. Во дворе стоит лодка — хозяин строит ее для себя. Трехлетний внук Никита просит деда поставить парус.

— Я рыбак периодами, — шутит он. — После того, как у меня несколько лет назад на Флюсе лодку своровали, и не рыбачил. А тут захотелось с удочкой посидеть. За свою жизнь 16 лодок сделал, а для себя — эта четвертая. Никто меня не учил, сам дохожу. Вот понять не могу, когда люди говорят: «Я не умею». Ну, раз не получится, два, а на третий раз все равно получится. Если, конечно, ты хочешь сделать! Плакат хороший на НСММЗ висит: «Если хочешь сделать дело — ищешь способ, а не хочешь — причину».

Людмила Алексеевна говорит, что у мужа талант к ремеслам наследственный. Его отец Никанор Петрович был мастером золотые руки, мебель делал, преподавал в ремесленном училище столярное дело. В 1943 году ушел на фронт и не вернулся. А сыну Коленьке было тогда четыре года.

Популярное