Транспортный налог: с нами просто поиграли в популизм

Евгений ЗиновьевЕвгений ЗИНОВЬЕВ, в данном случае выступаю не как редактор газеты, а как простой автовладелец

Когда на позапрошлой неделе в Госдуме началась вся эта фигня с изменением базовой ставки транспортного налога, я сначала подумал, что там сидят форменные беспредельщики, которым наплевать на народ и его благосостояние. Через день появился повод считать беспредельщиками и членов областного правительства, направивших в Облдуму законопроект регионального повышения транспортного налога. Ознакомившись с предлагаемыми тарифами, я осознал, что налог на мою праворульную «Honda Stream» вырастет почти в два раза и составит почти 8000 рублей! В этот момент от машины захотелось немедленно избавиться.

Когда спустя два дня на Госдуму с критикой принятого ей законопроекта обрушились Совет Федерации и Кремль, а спикер нижней палаты Борис Грызлов лично призвал сенаторов вернуть документ на «переосмысление», я подумал, что в Госдуме сидят дураки. Ну, сами подумайте — три раза подряд «единороссы» практически единогласно проголосовали за повышение ставки налога (ни у кого при этом ничего не шевельнулось), а после окриков свыше тут же расписались — да, автомобилисты, оказывается, недовольны, поэтому берем свое троекратное голосование обратно. То есть доселе никто из заседающих в Госдуме важных «единороссов» не мог предположить, что владельцам авто, мягко говоря, не понравится такой удар по их кошелькам, и без того выпотрошенным ценами на бензин. В этот момент депутатов хотелось пожалеть — ну, неправильно люди поняли свое предназначение в этой жизни, бывает.

Но когда в минувшую пятницу депутаты пересмотрели свои поправки в Налоговый кодекс, я, наконец, понял — они не дураки. Просто они считают за дураков нас — российских автомобилистов. Не вопрос, сказали парламентарии, мы не будем повышать базовую ставку транспортного налога — мы только предоставим право регионам повышать ее не в пять раз, а в десять… И в этот момент очень захотелось на баррикады.

От перемены мест множителей произведение не меняется — мы все проходили это в начальной школе. С нами просто поиграли в популизм. Дескать, смотрите, какие мы молодцы — золотые люди, все о народе думаем. А если у вас в регионах налог повысят, так мы не виноваты…

В том, что налог в регионах повысят, лично я не сомневаюсь. «Единая Россия» на то и единая, чтобы на местах безоговорочно принималось все то, что велят делать из центра. Раз уж пошла такая установка — поднять транспортный налог (а без таковой вряд ли бы закон прошел в Госдуме через все три чтения) — не сомневайтесь, способ найдут и директивы соответствующие спустят. И назначат какого-нибудь малоизвестного «ответственного», которому поручат внести законопроект в Облдуму, которая, попрепиравшись для приличия, этот законопроект таки примет. А свежеинаугурированный губернатор Александр Мишарин, честно глядя в телекамеры, произнесет что-то типа: «Я был против, но воля народных избранников — превыше всего»…

И здесь мы подходим к самому интересному, которое заключается в том, что повышать транспортный налог — действительно НАДО! Если мы хотим ездить по нормальным дорогам и не трогать деньги из других налоговых источников… Как бы ни было прискорбно, но это становится ясно даже при мало-мальском владении цифрами.

В Ревде и Дегтярске зарегистрировано почти 17800 единиц автотранспорта (плюс 1287 мотоциклов и свыше 6500 прицепов). А по информации, предоставленной налоговой инспекцией по Ревде, в нашем городе транспортного налога за 2008 год собрали 15,5 млн рублей (5,5 млн — с юридических лиц, 10 млн — с физических). При этом, когда Дума городского округа в марте-месяце корректировала местный бюджет, то на содержание и строительство дорог была запланирована сумма чуть более 17 млн. А в более «жирные» докризисные годы в городские дороги, бывало, вбухивали и по 30 млн.

В результате приходится признать правоту государственных мужей, которые в голос говорят, что транспортного налога, собираемого с российских автовладельцев, катастрофически мало, чтобы содержать в достойном состоянии российские дороги. Собираемых в Ревде 15 миллионов не хватает даже на саму Ревду, тогда как ревдинцы активно пользуются не только своими дорогами, но и «федералками» и областными трассами, которые тоже кто-то должен ремонтировать.

Вся эта арифметика ясна, как день. Но почему же не отпускает чувство вопиющей несправедливости, когда в парламентах разных уровней вновь и вновь заходят речи об увеличении транспортного налога? А, наверное, потому, что несправедлива сама система его начисления — чем больше у тебя под капотом лошадиных сил, тем больше ты платишь. Независимо от того, сколько километров ты проезжаешь в год. Получается, что таксист, наматывающий по 200 км в день, и дачник-пенсионер, который пользуется машиной лишь три месяца в году, обязаны платить одинаково, хотя таксист изнашивает дороги несоизмеримо больше.

В цивилизованных странах это противоречие уже давно разрешили — включив транспортный налог в стоимость бензина: кто больше ездит, тот больше платит. Фантазии же наших законодателей хватает лишь на то, чтобы тупо повышать ставку налога — ничего не объясняя народу. А выслушав народные претензии, популистски пересматривать свое решение, оставляя его фактически прежним — авось не просекут…

Тем временем

В Москве начато строительство Четвертого транспортного кольца. Городская трасса длиной в 74 км обойдется бюджету в 660 млрд рублей (около 1000 сегодняшних бюджетов всей Ревды). В итоге себестоимость строительства 1 км этой дороги получается выше себестоимости километра Большого адронного коллайдера.

Популярное