Рожайте! А там разберемся

Государство либо не собирается решать проблему нехватки мест в детских садах, либо что-то задумало…

Евгений Зиновье, редактор газеты "Городские вести"
Евгений Зиновье, редактор газеты "Городские вести"

В воскресенье вечером телеканал «Россия» показал передачу, которая была анонсирована очень интригующей по нынешним временам фразой: «Как ликвидировать очередь в детские сады?» Смесь профессионального и родительского интересов сподвигла эту передачу посмотреть. Анонс острейшей в российских масштабах темы, поднятой в эфире главного государственного канала страны в прайм-тайм, — это вам не хухры-мухры. Это, знаете ли, заявка на нечто большее, чем рядовой сюжет. Мы давно привыкли, что телеканал «Россия» — официальный рупор Кремля — ничего не показывает просто так. А особенно на темы, волнующие, без преувеличения, всю страну.

Вот и на этот раз я думал, что проанонсированная передача обозначит некое правительственное послание обществу — дескать, вот так мы будем решать проблему нехватки мест в детских садах. Я ждал появления на экране персон рангом ну никак не ниже министра образования и председателя профильного комитета Госдумы. Хотя масштаб проблемы вполне достоин внимания и премьер-министра, и спикеров обеих палат парламента, и самого президента.

Даже личность автора главного сюжета передачи — Аркадия Мамонтова — говорила о всей серьезности намерений телевизионщиков. Этого телебойца всегда бросают на самые трудные участки, где потребность в государственном пиаре возрастает неимоверно, и власти понимают, что отмалчиваться уже нельзя.

Но что же мы в итоге увидели… Что ж, товарищ Мамонтов «со всей ответственностью, со всей прямотой» вскрыл огромную общественную язву — мест в детских садах, оказывается, не хватает по всей России! И оказывается, люди, чтобы отдать заявления в управления образования, занимают очередь еще ночью. И оказывается, заведующие детсадами берут взятки. И оказывается, не только заведующие. И оказывается, люди за место в садике выкладывают по несколько десятков тысяч рублей. И оказывается, они этим возмущены! Ну, действительно, кто бы мог подумать, что в нашей замечательной стране все это есть? Без Аркадия Мамонтова и телеканала «Россия» мы бы об этом ни за что не узнали.

Я все ждал, когда же на экране государственного канала появится хоть какое-нибудь государственное лицо и произнесет что-нибудь поистине государственное. Не дождался. В сюжете Мамонтова по шапке получили исключительно органы местного самоуправления, на которые государством возложена обязанность решать проблему детсадов, и которые, якобы, эту проблему «не хотят видеть». Надежда у меня оставалась на послесюжетное обсуждение, которое вела молодая мама Мария Ситтель, но, увидев состав участников дискуссии, я окончательно потерял к ней интерес — обсуждать проблему пригласили малоизвестного общественника, чиновницу далеко не первого ранга, а также телерадиоведущую, которая имеет отношение к теме только тем, что сама скоро станет мамой и «столкнется с проблемой устройства ребенка в детский сад».

Почему-то мне кажется, то у этой телерадиоведущей, равно как и у Марии Ситтель, проблем с устройством детей в садик не было, нет и не будет. Да дело, собственно, не в этом — не зря же люди карьеру делали.

Дело в том, что передача, вышедшая на «России», дала понять — народу не стоит ждать настоящего государственного внимания к проблеме нехватки мест в детсадах. В крайнем случае, оно ограничится публичной поркой муниципальных властей. И от этого становится очень грустно, поскольку местное самоуправление с этой проблемой не справится. Никак. При всем желании и умении, даже если оные у него будут. Масштаб не тот.

Есть у вертикально интегрированной власти поразительная способность — все успехи объяснять дальновидной политикой федерального центра, а все провалы — недоработками на местах. Если же ниже по вертикали вдруг появятся недовольные таким положением дел, их выпорют и с позором снимут. Поэтому недовольных мало, а проблемы, действительно, дешевле не замечать, чем пытаться эффективно решать. Особенно, если эффекта невозможно достичь без поддержки из центра. Это касается практически всех острых социальных болячек — и детсадов, и обеспечения жильем, и разваливающегося ЖКХ, и разбитых дорог… Крутитесь, как можете, на те деньги, которые мы позволим вам использовать.

Положительные демографические тенденции, наблюдающиеся в последнее время в России, федеральная власть объясняет исключительно собственными стараниями — вот типа и стабильность в стране (кризис не в счет, он явление проходящее), вот и материнский капитал, вот и компенсация расходов на содержание ребенка в садике. Дескать, почувствовал народ защищенность и ну размножаться! При этом никто вслух не говорит, что всплеск (хотя, даже не всплеск, а просто некоторый подъем) рождаемости обусловлен вполне естественной причиной — просто-напросто вступило в детородный возраст поколение, рожденное в начале 80-х годов — вот уж когда рожали так рожали! Когда же придет пора рожать поколению 90-х, мы вновь неизбежно скатимся в демографическую ямку. Потому что, на самом деле, ни одной действительно достойной причины рожать людям так никто и не создал.

А причина не рожать есть, как минимум, одна, причем, огромная — никто не даст гарантию, что ваш ребенок получит место в садике. А значит, никто не гарантирует, что у вас будет возможность работать… И какая тут «стабильность в стране»? Какой материнский капитал? Какая компенсация расходов на детсад, если нет самого детсада? О чем ты, вообще, государство?

Но государство в лице федеральных органов власти далеко. В глазах обывателя во всех его бедах виновата власть местная — на нее сыплются все шишки от возмущенного народа. А та не имеет возможности даже оправдаться — нет у нее на то ни разрешения от правящей партии, ни своих карманных «мамонтовых», способных отпиарить интересы местного самоуправления более-менее грамотно.

При этом нельзя сказать, что местная власть совсем ничего не делает. За последние пять лет в Ревде не мытьем, так катаньем были открыты четыре новых детских сада — один в Совхозе, два «Развития» (на Мира и на Чехова) и «Истоки». Из них, правда, только один муниципальный, но и три оставшихся не открылись бы без поддержки администрации. А если бы не кризис, то наверняка уже открылся бы садик на Азина, чье здание было передано городу НСММЗ. Кризис же затормозил и другие садичные проекты.
Наличие государственной воли, наверняка, могло бы подтолкнуть решение проблемы. Со стороны государства было бы честно признать, что именно его структуры занимают значительную часть зданий бывших детсадов, и начать предпринимать попытки к их освобождению.

— Ну что, в садик-то идете в этом году?
— Идем, слава богу…
— Сколько отдали?
— Ну, 30 тысяч, она сказала.
— Ну да, так все и говорят.
Из разговора, подслушанного автором в ревдинском супермаркете

Вспоминается идея, высказанная пару лет назад на страницах «Городских вестей» одним из народных обозревателей, — чем создавать с нуля новые садики, не проще ли построить одну большую «офисную коробку», куда переселить чиновников. В случае с Ревдой таким образом можно было бы переселить управления социальной защиты, образования, Пенсионного фонда, комитет по имуществу, военкомат…

А вопрос о частичном финансировании строек можно было бы порешать за счет средств того же материнского капитала. Допустим, разрешить родителям сразу после рождения ребенка направлять его часть (допустим, тысяч 50) в специальный фонд. И каждый, кто бы это сделал, гарантированно получал бы место в садике, когда ребенку исполнится, допустим, полтора годика. Думается, желающих на такие условия нашлось бы немало.

Наверняка, общественность вкупе с местными властями могли бы сгенерировать немалое количество и других нестандартных идей, способных как-то сдвинуть проблему нехватки мест в детсадах с мертвой точки. Но при нынешней системе управления государством, когда местным органам власти фактически запрещается мыслить самостоятельно, а голос общественности предпочитают не слушать, а подавлять, вряд ли это произойдет.

В воскресенье в эфире своего телеканала государство не обозначило свою позицию, не предложило никаких конкретных действий. Оно лишь признало наличие проблемы, которая уже несколько лет не дает обществу нормально развиваться — жить и работать. И не нашло ничего умнее, чем в очередной раз спустить вину вниз по вертикали.

Популярное