Девушка из автобуса (фото, аудио)

Татьяна Рябоконева, кондуктор автобуса №7: «Город свой люблю. Привыкла уже. Так-то хороший у нас город, красивый, зелененький. Он мне весь нравится, но больше — где природа, зелень»

Утро, 8.30, понедельник, автостанция. Девушка-кондуктор, привычным движением перекинув через плечо потертую сумку с билетами и разменными монетами, забирается в автобус-гармошку. На лобовом стекле — шершавый номер маршрута, угловатая «семерка». Вздрогнув, совсем пустая (не считая водителя, кондуктора и нас) махина тяжело трогается с места. Автобус словно переваливается с колеса на колесо, выворачивая на Российскую. Девушка привычно покачивается в кресле и неловко улыбается — ей непривычно видеть в своем по-домашнему вымытом салоне журналистов.

Татьяне Рябоконевой 35 лет, почти каждый день она выходит на седьмой маршрут — продает билеты и проверяет проездные у рабочих СУМЗа и РЗ ОЦМ. Вот уже десять лет.

— Так получилось — как попала, так и работаю, — пожимает плечами девушка. — Как раз работу искала тогда, не было работы. В то время нигде и не брали, с работой было трудновато.

Татьяна родилась и выросла в Совхозе, окончила школу №7. Учиться дальше не пошла — тоже «так получилось». Только окончила незначительные курсы на оператора ЭВМ, но знания эти так толком и не пригодились. В 25 лет стала кондуктором.

Признается, что немного надоедает каждый день видеть в окне одни и те же дома и деревья. Но это только иногда — а вообще, научилась не замечать рутину. Абстрагироваться, как говорится. Думала поменять работу, но мысли так и не стали реальностью, поскольку в других местах зарплата намного меньше, чем здесь.

— Город свой люблю, — не торопясь, рассказывает Татьяна под мерный гул мотора. — Привыкла уже. Так-то хороший у нас город, красивый, зелененький. Он мне весь нравится, но больше — где природа, зелень.

Огород и люди

Служебный автобус забирает Татьяну и ее коллег в 5.10, вставать приходится в четыре утра. Иногда — в половине пятого. Чтобы успеть привести себя в порядок, позавтракать.

— Ну, не высыпаешься, конечно, — охота подольше поспать. А ложусь поздно, рано не привыкла засыпать, — рассказывает девушка. — По вечерам нет времени ни на телевизор, ни на музыку — столько дел в огороде! Поливать, полоть, окучивать…  Живу с родителями. Выращиваем все помаленьку: помидоры, зелень…

Главный садовод в семье — мама Любовь Александровна. Она уже на пенсии, а отец, Виктор Петрович, пока не может найти работу. Семья живет на зарплату Татьяны и пенсию матери, денег, конечно, не хватает.

Мама ушла на пенсию из Совхоза, работала тепличницей. Но Татьяна в Совхозе не осталась — уехала работать в город. Кондуктор, говорит она, это нормальная, приличная профессия. В любом труде есть свои плюсы и минусы. Все зависит от человека.

— Меня сразу сюда поставили, — рассказывает Татьяна. — Бывает, и в городе работаю. Там людей больше, и поэтому зарплата повыше. Но люди везде встречаются разные. И хорошие, и плохие.

Некоторым, рассказывает Татьяна, даже нравится ездить в «семерке». Они говорят, мол, мы бы из автобуса не вылезли, все катались бы.

— Но бывают и пьяные, особенно в праздники, — вздыхает Татьяна. — Когда он не хочет платить, пытаешься найти к нему подход. А если видишь, что совсем ничего не понимает, отходишь — мало ли что. Бывает, и стращают: мол, попадешься еще нам! Стараюсь не обращать внимания.

Татьяна рассказывает: иногда грубят, и сильно. Выхода обычно два — или переходить на такой же неприличный язык — чтобы понятно было, — или вызывать милицию. Впрочем, к последней мере  прибегает редко. Хотя особенно ей, невысокой тихой девушке, трудно, когда заходят с бутылками.

— На СУМЗе этот магазин работает… оттуда едут кто с чем. Заходят — запах от них. Да и неизвестно, может, он это пиво нечаянно прольет, — возмущается Татьяна. И тут же вздыхает:

— А когда цену за проезд поднимают, постоянно приходится объяснять. А они вываливают на меня все свои проблемы: что цены растут, а зарплату не поднимают… Как обычно…

Козы и земляника

Через час, в 9.30, Татьяна поедет домой. До часу дня. У автобуса — «отстой». Дел, говорит, всегда много — если нет дождя, то в огороде. А в ненастье — приборка, готовка.

— Люблю салаты делать — не по рецепту, а просто, придумываю. Сейчас, по сезону, пока зелень есть, особенно вкусно покрошить помидоры, редис, огурчики, посыпать зеленью и полить майонезом или оливковым маслом, — вкусно рассказывает девушка.

Родители раньше вели хозяйство, держали коров и коз. Татьяна научилась мастерски доить буренок, но козы ей всегда нравились больше — они, говорит, маленькие и аккуратные, «только за ними надо следить, пасти их».

А еще кондуктор Татьяна любит смотреть индийские фильмы и собирать землянику.

— В выходные ходили с мамой по ягоды, набрали три литра земляники, — рассказывает она. — Мы ее едим с сахаром. Часто ходим и по чернику, но в этом году ее мало… Да и землянику все-таки люблю больше.

Про проездной и мужей

Мы возвращаемся в город. На Достоевского в автобус забирается мужчина, лениво плюхается на сидение и игриво улыбается кондуктору:

— Проездной.

— Предъявлять надо, — укоряет его Татьяна.

— Подойди, предъявлю, — хохочет он.

«Еще и подойти надо», — кивает мне Татьяна на сидящего в двух метрах от нее пассажира. Подходит. Он со звоном высыпает ей в ладонь горку мелочи. Смеется.

Замуж Татьяна пока не вышла. Когда спрашиваю, почему, задумчиво пожимает плечами: не знаю, мол. То ли человека своего пока не встретила, то ли так… как-то.

— Замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть, — без улыбки говорит она. — Некоторые пассажиры пытаются проводить после работы… Но мне не нравятся. Муж должен быть хороший, непьющий, и чтобы помогал. Бывают такие, что вообще не хотят ничего делать. Посмотришь на таких… Лучше уж… не выходить.

…Дважды в администрацию «Пассажирской автоколонны» обращались рабочие СУМЗа и РЗ ОЦМ с просьбой премировать замечательного кондуктора Татьяну Рябоконеву. Они хвалят ее за чистоту в автобусе и вежливое обращение.

[nggallery id=114]

Автор: Валентина Салаутина

Популярное