Евгений Биринцев познакомил ревдинцев с хорошими стихами на хорошей музыке

Евгений Биринцев

Евгений Биринцев, известный челябинский исполнитель авторской песни, выступавший во Дворце культуры в пятницу, 29 октября, в рамках проекта «Барды России — на бис!», был покорен, по его собственному признанию, ревдинским слушателем, несмотря на его, слушателя, обидную малочисленность. В большом зале ДК было занято от силы полсотни мест, хотя билет стоил всего 160 рублей.

Со своей стороны, гость абсолютно очаровал публику, в полной мере оправдав аттестацию, которую дал ему, открывая концерт, его ревдинский коллега и организатор серии бард-концертов в Ревде Сергей Бушков:

— «Поэзия, Гитара, Голос» — это девиз бардовского движения, и всем этим в совершенстве владеет Евгений Биринцев.

— Да я и для десятерых бы пел, — сказал потом Евгений. — С первой же песни почувствовал энергетические нити взаимопонимания, протянувшиеся из зала к сцене. А для меня самое главное, чтобы была отдача, чтобы не просто слушали, но слышали. Это как болезнь. Я для этого работаю.

Программа, представленная Евгением Ревде, называлась «Хоть бы снег скорее выпал!» — по названию одной из вошедших в «плэй-лист» концерта песен на стихи Бориса Попова. А музыку написал Виктор Мельников, друг Биринцева, с которым они долгое время выступали в дуэте — и стали в 1991 году лауреатами Всероссийского Грушинского фестиваля.

Впрочем, хотя дуэта более не существует, совместная работа и дружба не закончились, очень многие песни в репертуаре Евгения написаны Виктором, и все стихи для будущих песен найдены именно им — о чем Евгений не устает повторять.

— Витя — гениальный парень! У него просто нюх на хорошие стихи, особый дар свыше, — рассказывает Биринцев. — Не знаю, где уж и как он их раскапывает. Мне очень посчастливилось с ним. Я для себя решил тогда, зачем я буду что-то писать, когда такой клад под рукой. Моя роль — аранжировка и исполнение. И я его пропагандирую. Слава Богу, Мельникова знают. А он сам ленивый, написал песню — и в тумбочку ее. Причем загорелся, все, что до этого было, все ерунда, весь в новом проекте. Материала у него еще очень много.

Зал горячо аплодировал лирической «Если б у нас была лодка», шуточной «Домашней педагогике», романтичной «Лизе», драматической «Мельнице». «Мельница» — стихотворение Вероники Тушновой, перу которой принадлежит знаменитое «Не отрекаются, любя». Вообще, разнообразие авторов у этого исполнителя удивительно — Смит, Саша Черный, Дон-Аминадо, Вознесенский… Замечательные стихи, которые Биринцев с легкой руки Виктора Мельникова несет людям, даря им вторую жизнь. Замечательная музыка. Великолепное исполнение. И плюс — личное обаяние исполнителя.

Между песнями бард непринужденно общался со слушателями, рассказывая то историю песни, то какую-нибудь забавную подробность — из жизни этой песни или своей собственной. Юмористическую «Прилетели бегемоты» закончил импровизацией:

— Прилетели бегемоты, значит, сегодня День комсомола! — и ответил на вопрос из зала: — Да, конечно, был комсомольцем. А вот из пионеров исключили за страшный проступок: побег с демонстрации — пошел покупать мороженое девочке и потерялся…

Большой успех у зрителей имела песня на стихи средневекового китайского поэта Ду Фу «Радуюсь приезду друга».

— Я всегда думал, что сообразить на троих — чисто русский формат, оказывается, китайцы издревле тоже в этом деле толк знают, — пошутил Евгений.

А под заключительную «Кошку» глаза у всех женщин стали мечтательными…

— Приходите на наши концерты, — сказал в завершение Сергей Бушков. — В начале декабря к нам приедет Григорий Гладков, мы хотим сделать что-то вроде концертной версии его программы «В нашу гавань заходили корабли», с участием наших местных исполнителей. Приходите, и, пожалуйста, приводите друзей. Давайте учиться хорошему!

Впечатления ревдинцев

Антонина Мизина:
— Билет взяла по случаю, дочери предложила. Очень люблю авторскую песню, но давно не представлялось возможности послушать ее вживую. Просто здорово! Особенно понравилась песня Высоцкого «Два судна», где он только ее нашел, я думала, что всего Высоцкого знаю, в 80-е годы у меня муж им увлекался, записи его коллекционировал. А эту — впервые слышу. И исполнил ее он великолепно, не пытаясь копировать, по-своему.

Сергей Хитрин:
— Отлично. Сам играю, всегда рад поучиться у мастера. И просто душой отдыхаешь. Хорошо, что приезжают такие люди к нам. Почаще бы. И желательно, чтоб в выходные, а то в пятницу после работы многие просто не успевают на концерт. Спасибо организаторам, спасибо Евгению. Настоящий праздник.

Евгений Биринцев: «Я богатый человек»

Я гитарой, песней не деньги зарабатываю. Уже назарабатывался. Хочу жить для себя. Знаете, говорят: богатый человек — тот, кому достаточно. У меня денег столько, сколько мне надо. Правда. Я сам поражаюсь, заканчиваются деньги, а надо, ну, допустим, покупать билеты, и вдруг они — раз! — и  появились. Кто-то отдал долг, например. То есть, деньги есть всегда. Но именно то количество, какое мне надо.

С Виктором Мельниковым мы познакомились в Магнитогорске, где я прожил 13 лет. Столько лет я его знаю, но он не перестает меня удивлять своими находками. Как-то были мы с ним с концертной программой в небольшом городке Межгорье. Концерт отработали, а ночевали в одной семье и были просто очарованы тремя женщинами этой семьи — бабушка, дочь и внучка, их отношениями, их дружбой, плюс природа, да ночь бессонная. Назад ехали — 400 км от Межгорья до Челябинска — в полном молчании. Переваривали. Довез Витю до дома, на следующий день у него простуда, я к нему с таблетками прибегаю, а он — со «шнобелем» таким — выдает мне песню. В десятку! Именно то, о чем я думал. Я говорю, где ты эти стихи нашел? Где-то лежали, говорит. Это дар свыше, я считаю.

Как-то я переделал стихи, положил на музыку. Дима Шульпов (поэт и исполнитель из Самары — Ред.) со мной теперь не разговаривает. Прочитал первую строчку: «И вот затихли стоны лопастей, меня встречают старые друзья»… Отлично. А дальше смотрю, что-то не то. Перелопатил. Пишу ему — Дима, я на твои стихи написал песню, правда, я ее немножко подрихтовал. Представляете, поэту… Он мне отвечает: не трожь мою песню, сам не умеешь, мое не трожь…

…А я пошел и записал. Приехал в Курган с концертом, спел эту вещь, он подошел, говорит, а песня-то хорошая получилась. Но осадок остался. На Грушинском фестивале меня спрашивают, пишете ли вы, а тут Дима Шульпов сидит. Пишу, говорю, стихи вот его… поправил, он до сих пор недоволен… Начал петь, он забухтел, вот, всю песню испортил. Я развернулся, и ему: «Да клал я свою музыку на твои стихи»… Тот замолчал, надулся.

Авторскую песню я никогда не оставлю. Она настоящая. Это искусство. А что такое искусство — это то, что вызывает эстетическое удовлетворение и создано мастером. И это жизнь. Ее надо через себя пропустить, только тогда песня станет настоящей.

Популярное