Чемпионка мира Елена Андреева намерена встряхнуть «трясину» спортивной жизни Ревды

— У меня должна состояться еще одна встреча с главой администрации, чтобы окончательно расставить все точки. Пока все меня поздравляют, но конкретного ответа от администрации не слышала. Мне хотелось бы услышать — «да». Но не уверена, что до Нового года что-то изменится, у нас такое возможно, — говорит Елена Андреева.

По словам спортсменки, прославившей Ревду на международном уровне, все спортивные федерации нашего города поддерживают ее кандидатуру на должность руководителя отдела по физкультуре и спорту городской администрации. Поддержка может быть оказана и министром по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Свердловской области Леонидом Раппопортом, с которым Андрееву связывает давнее знакомство.

— Леонид Аронович был деканом факультета физической культуры в УГТУ-УПИ, где я училась. Поэтому для меня было просто пригласить его в Ревду, пообщаться, чтобы он увидел нашу ситуацию со спортом, я этого не скрываю, — утверждает спортсменка.

Елена Андреева. Заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, чемпионка мира 1993 года в беге 4х400 метров (Торонто), чемпионка России 1994 года, призер Чемпионата Европы 1994 года, победительница Игр Доброй Воли в Санкт-Петербурге 1994 года, призер Чемпионата мира 1995 года в Швеции, победительница Всемирной студенческой Универсиады 1995 года, обладательница Кубка Европы среди полицейских 2002 года в Польше. Закончила УГТУ-УПИ, спортивный факультет, стала специалистом по спорту, тренером-преподавателем. Сейчас работает в санатории-профилактории «Родничок» инструктором в тренажерном зале.
Елена Андреева. Заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, чемпионка мира 1993 года в беге 4х400 метров (Торонто), чемпионка России 1994 года, призер Чемпионата Европы 1994 года, победительница Игр Доброй Воли в Санкт-Петербурге 1994 года, призер Чемпионата мира 1995 года в Швеции, победительница Всемирной студенческой Универсиады 1995 года, обладательница Кубка Европы среди полицейских 2002 года в Польше. Закончила УГТУ-УПИ, спортивный факультет, стала специалистом по спорту, тренером-преподавателем. Сейчас работает в санатории-профилактории «Родничок» инструктором в тренажерном зале.

— Елена, когда всерьез стала рассматриваться Ваша кандидатура, чтобы возглавить городской спорт?
— Еще в сентябре я была на беседе у Андрея Валерьевича Семенова. Встретил очень хорошо, он к спорту далеко не равнодушен. Два часа общения прошли, как пять минут. Он полностью за возрождение спортивных традиций. Когда объяснила, какие у меня планы по реорганизации спорта и последующей работе, сказал, что такие мысли и у него давно были, что все понял, будем делать. И на октябрьской Думе они все это додумали — для начала создали отдел по делам молодежи и отдел по спорту.

— В случае избрания как Вы будете выстраивать работу?
— Надо и снизу, и сверху. Начнем с того, что мне звонят, и я общаюсь с людьми, хотя немного отошла от спорта и занимаюсь сейчас семьей — у меня же без конца были поездки и поездки. Так вот, слушаю разговоры, что здесь не получилось, там не получилось, кто-то из тренеров ушел из спорта… Потом Денис Камалов звонит и говорит: «Лена, если ты нам не поможешь, то нам не поможет никто!» Так получается, что я в хороших отношениях с министром по спорту. Но в наше время без этого никуда — замкнутый круг! Все это мужу рассказываю, он поддерживает. Говорит, хватит сидеть в тренажерном зале, у тебя есть возможность всю эту городскую спортивную «трясину» всколыхнуть, если есть люди, которые поддерживают. Денис Камалов тоже пытался года три назад всколыхнуть, но ему не хватило поддержки. Так что за спорт я пойду в бой!

— Интересно, а как началась Ваша спортивная карьера?
— С самого детства я занималась в Детско-юношеской спортивной школе. Моим первым учителем была Заслуженный тренер России Надежда Николаевна Камалова. Она пришла на урок физкультуры и пригласила всех желающих заниматься легкой атлетикой в ДЮСШ. В то время, когда я пришла в спортшколу, нас строили в два ряда — так много нас было. А сейчас придешь, там, дай Бог, три-четыре человека занимаются. Окончила школу, поступила в пединститут, тренировалась у Заслуженного тренера России Леонида Ивановича Кизилова. Сейчас мы дружим уже больше двадцати лет. Из-за спортивной карьеры пришлось взять академический отпуск. Чемпионаты России, мира и Европы не позволяли учиться, потому что в неделю постоянно было несколько переездов. Моталась то в Англию, то еще куда-нибудь. А потом ушла в декрет и решила, что пора доучиться.

— Раньше больше внимания уделялось спорту или было больше денег? Или было меньше чиновников от спорта?
— Я бы не сказала, что денег больше было. Мы тогда про деньги и не знали. Просто занятий спортом хотели мы, наши родители. Многое зависит от тренера, как он сумеет заинтересовать ребенка, и ребенку будет интересно. Читала в комментариях на вашем сайте, что негде проводить третий урок физкультуры в школе. А мы тренировались у Перельштейна на улице! В 30-градусный мороз надевали шапки, варежки и бегали по улице Жуковского. Нам было интересно и весело. И в лесу бегали. Тогда и тренеры находили между собой общий язык. А сейчас у них идет какая-то вражда. Мы в этом маленьком спортивном зале ДЮСШ умудрялись тренироваться по две группы, устраивали соревнования.
Но и чиновников больше стало. Мне кажется, что в спортивной школе обслуги больше, чем тренеров, больше, чем специалистов. Газета «Информационная неделя» написала, что у нас со спортом все замечательно.

— Так что же увидел Леонид Раппопорт на самом деле?
— У нас все есть для занятий спортом, но нет народа! Во всех залах пусто! К примеру, СК «Темп». Шесть человек в «лягушатнике», три в бассейне… Конечно, это недоработка руководства. Они пускают арендаторов и за счет них выживают. Здесь спортивную политику надо менять — у нас ведь все ориентировано на массовый спорт. А это просто физкультура, но не спорт. Хочу заступиться за Зою Николаевну Филиппович. Она 27 лет занимается спортивной работой. Самое интересное, что ей доверяют все ревдинские представители федераций спорта. Говорят, если бы не она, то давно бы развалились, потому что на голом энтузиазме работают. А она их как-то поддерживает и удерживает. На них весь спорт у нас держится. Говорят, денег нет. Но, по крайней мере, в газете прочитала, что на Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму выделено 8,7 миллиона. Если их дадут, на первое время этих денег хватит. Если дадут. Потому что можно трактовать распределение по-разному. Наша задача — все это попытаться перекроить. Но, говорят, что бюджет уже утвержден.

— Почему сложилась критическая ситуация с ревдинским спортом?
— Не те люди занимаются организацией. Все чего-то боятся. Но все сводится к одному — спортом должны руководить специалисты. Правильно сказал министр на встрече с общественностью: «Контракт у меня на пять лет, мне некогда вас учить, нужны люди с высшим образованием». Я тоже проехалась по всем спортивным объектам. Они у нас шикарные! Конечно, где-то надо доработать, отремонтировать. В свое время мы не знали, что такое манеж и что можно в теплом помещении побегать. Мы надевали шиповки и бегали по снегу, и в валенках по сугробам тренировались. Не было стадиона у школы №10, который сейчас на замок закрыт. Когда был министр, там провели урок физкультуры. Потом сколько по объектам ни ездили, он говорит: «Понятно, повесили замок, и все». Ко мне в тренажерный зал приходит мама девочки из школы №10, так она говорит, что дети бегают на уроке физкультуры вокруг школы, и ни разу ее дочь не была на этом стадионе.

— Что надо сделать в первую очередь для развития спорта?
— Надо создать условия тренерам. Чтобы они могли работать и не ругаться с руководством. Не выживать тренеров с работы надо, а помогать им. Конечно, где-то не хватает денег, но надо и привлекать спонсоров. Встречалась с Александром Шаяхметовым, он пообещал, что федерация лыжных гонок готова целый год за свой счет все организовывать, лишь бы все нормализовалось в спорте, хотя бы выстроилась система. Все федерации звонят, и все меня поддерживают. Главное на сегодняшний день — это объединить все федерации. Ну, и непрофессионализм тренеров. Была такая жуткая ситуация, когда сына привела в спортивную школу. Пока маленький, добровольно-принудительно. Нас представляют какому-то тренеру, женщине. Говорят, вот чемпионка мира привела своего сына. Сходу получаем ответ: «Все, набор окончен!» Если бы мне представили чемпиона мира, с удовольствием бы познакомилась и пообщалась. Но тогда сказала сыну: «Артем, ты в этой школе заниматься не будешь!» Ребенку сказали, что набор окончен! Он хочет идти в спорт, а его оттуда выгнали. Это разве специалисты?

— То есть, Вы хотите сказать, что у детей отбивают желание заниматься спортом?
— Как мы будем развиваться в спорте, если люди пришли, а им говорят «до свидания»?! Или «заплатите аренду». У нас же все помещения муниципальные! Но некоторые пытаются сдавать их в субаренду. Так нельзя. Я понимаю — взрослые пришли поиграть. С них можно брать деньги, да и они не против заплатить. Но когда с детей берут деньги… У кого есть деньги, те детей везут в Екатеринбург на занятия дорогими и элитными видами спорта. Но основная масса, которая не шикует, не имеет такой возможности. Поэтому надо детей сначала привлечь к спорту, а потом уже постепенно объяснять родителям, что надо минимально заплатить хотя бы за что-нибудь. Но не так: или платите или идите отсюда! Бывает и так: возьмут деньги, потом говорят, что помещение уже занято в силу обстоятельств. Так тоже не должно быть…
…Все зависит не только от тренеров. Сейчас ведь еще и нагрянула цивилизация, дети сидят за компьютерами. Раньше у нас этого не было: три программы по телевидению, и все. Сейчас дети сидят у компьютеров, и их тяжело оторвать. Многое зависит от родителей. В нашей семье суббота и воскресенье — семейные дни. Зимой мы постоянно ходим на Волчиху, наши дети катаются на сноубордах, маленькую Виолетту с пеленок за собой таскаем. Если родители занимаются спортом, то и дети будут заниматься. Если родители лежат на диване, то и дети тоже.

— Что бы Вы порекомендовали преподавателям физкультуры в школах?
— Мне кажется, что их тоже надо немного потрясти, некоторые просто засиделись. Думаю, им знаний не хватает. Мои знакомые тренеры в Екатеринбурге сказали, что готовы проводить у нас семинары, показательные уроки. Это входит в мои планы. Если все это будет показано, то дети с удовольствием начнут заниматься. Они ведь тоже засиделись — сейчас им не прикажи, не скажи, не так учитель посмотрел… А если заинтересовать их, то и учителям будет интересно что-то новое. Я, допустим, увидела что-то новое, мне хочется это в жизнь претворить. Пока все мысли записываю на бумажке, так как конкретно пока ничего не могу сделать. К документам же не подпускают, имеют право показать только то, что уже опубликовано в газетах.

— Сегодняшние ревдинские мальчики и девочки имеют шансы подняться до Ваших высот?
— Конечно! Когда ходила в спортивную школу, то восхищалась олимпийской чемпионкой Галиной Мальчугиной. Я все соревнования по телевизору смотрела именно из-за нее. Позднее, на каком-то банкете в Англии она задает мне вопрос, беседуем. И тут я вдруг очнулась — так Мальчугина здесь, и мы сидим за одним столом… Все это реально! Денис Камалов тренирует и работает со всеми, кто попросит — хоккеистами, футболистами. Так и должно быть, тренеры должны делиться опытом. А гордиться первенством ДЮСШ, когда там работают два тренера… Мне как-то странно. Всегда приоритетом служили областные или зональные соревнования.
Раньше столько соревнований было, все выходные были заняты. Дети должны соревноваться, они должны почувствовать вкус победы. Сейчас интерес пропал. Когда ты узнаешь, что выиграл, это же такие эмоции! Забываешь про усталость, про болячки, хочется заниматься, добиться новых спортивных достижений. Но пока отношение такое — лишь бы отвязаться.

Беседовал Юрий Шаров

Популярное