В Ревде выступили барды Вячеслав Ковалев и Сергей Григорьев

Автор-исполнитель Вячеслав Ковалев живет в Питере. Его партнер по дуэту гитарист Сергей Григорьев — в Челябинске, покинув северную столицу ради любимой девушки. Как правило, встречаются они только в студии, когда «пишутся», и во время выступлений. Вот как сейчас — в гастрольном туре по Уралу и Сибири, в маршрутный лист которого стараниями ревдинской продюсерской компании «Бард-студия» попала и Ревда. Но на творчестве географическая разобщенность дуэта не отражается, и эта сыгранность — прямой  результат их востребованности, гастрольный график у музыкантов плотный. Как заметил Вячеслав Ковалев, «на деле выходит, что мы видимся чаще, чем с каким-то людьми, с которыми живем в одном городе».

К сожалению, многочисленные афиши и анонсы в СМИ, возвещающие о бардовском концерте в ДК 10 февраля, оставили ревдинцев равнодушными — судя по количеству зрителей. Несомненно, сыграло свою роль и то, что это был будний день — четверг. Но те, кто все-таки пришел, невзирая на усталость после работы, не пожалели об этом.

И даже адский холод в зале не смог испортить впечатления: великолепное звучание двух гитар и двух голосов — тем и другим оба участника дуэта владеют превосходно, тексты — очень личностные и одновременно близкие и понятные каждому слушателю ситуациями и чувствами, в них заключенными, яркая мелодика с четким ритмом, легко ложащаяся на слух. Одна из слушательниц потом заметила: почему-то пока звучит песня — становится теплее.

Организатор серии концертов российских исполнителей авторской песни в Ревде Сергей Бушков, выглянув из-за кулис, при виде почти пустого — что уж душой кривить — зала только рукой махнул. Так что музыканты вышли на сцену «в курсе ситуации», хотя и не скрывали досады. Вячеслав Ковалев — дважды лауреат, а ныне член жюри Грушинского фестиваля, член Союза концертных деятелей России и обладатель ряда других почетных регалий — попытался «утешить» зрителей, которые явно испытывали неловкость от своей малочисленности:

— Регалии нынче не помогают, плохо народ на бардов ходит, так везде, не только  в вашем городе. Немодно, не крутится, одни пародии в КВН и Камеди-клаб. Вас — как и нас, впрочем, — подавляет большинство. Но если отношение к слову будет меняться, я уверен, изменится и количество людей в зале. В 60-е годы поэты собирали стадионы, стихи ходили по рукам, их переписывали друг у друга: «Вот Роберт написал…», и все знали, кто такой Роберт!.. Мы решили — в этой связи никаких скидок, сокращений и условностей делать не будем, отыграем полновесный концерт, как и собирались.

Первая же песня — «Тихо листья отлетают моего календаря…», стихи и музыка В.Ковалева — захватила зал целиком. Припев подхватывался сам собой: «Но за наглостью и хваткой не встаю на очередь, только знать, что все в порядке с повзрослевшей дочерью…»

Со своей стороны, музыканты сразу почувствовали аудиторию, и некоторое напряжение, чувствовавшееся в начале, спало.

— Браво кричат после первой песни. Наверно, это засланные, — пошутил Ковалев. — Впрочем, правильно. Несмотря на то, что вас мало, вести вы себя должны так, как будто вас много.

Нынешнее урало-сибирское турне бардов носит презентационный характер — недавно дуэт записал свой первый официальный четырехчасовой DVD (фильм, два прямых эфира и, конечно, песни). А до этого у дуэта вышло четыре диска. В презентационную программу вошли песни с каждого. По словам музыкантов, в других городах, включенных в маршрут презентации, залы наполняются лучше — потому что там они уже «на слуху», завоевали поклонников, которые идут не просто «культурно провести вечер», а именно на Ковалева и Григорьева.

— Жанр бардовской, авторской песни живет, в основном, на фестивалях и благодаря фестивалям, —делился со зрителями Вячеслав Ковалев. — Слава богу, сейчас много проводится фестивалей опен-эйр (модное такое словечко) — в лесу, на улице, на открытом воздухе, в общем. Но есть одна особенность. Когда выступаешь на открытой аудитории, внимание публики рассеяно — музыка из машин играет, кто-то шашлыки жарит, и авторы стараются петь песни яркие, громкие, ритмичные. Чтоб услышали. И получается, что используется каждым только часть репертуара. Некоторые песни можно петь только в обстановке тишины, внимания — камерной… В этом плане зальный концерт самое-самое то, что подходит для нашего жанра. Поэтому, несмотря на малочисленную публику, я хочу сказать спасибо, что дали нам возможность выступить сегодня здесь.

— До сих пор хочу видеть тебя.

Как прожить не губя, но любя?

Думал, как и все, что живу недаром,

Верил, что молчанье – тоже разговор.

А по вечерам разве что гитара,

Да и та, как правило, в минор…

Каждый слушатель погружался в себя, находя в своей жизни похожие переживания, созвучные эмоции, как будто музыканты перебирали струны в его душе. Слушали так внимательно, что, когда смокали последние звуки, на несколько секунд в зале повисала тишина, и только потом раздавались аплодисменты. Это и есть — авторская песня. Душа, положенная на музыку.

«Романс пожилого льва» на стихи Сергея Татаринова, выпадавший из общего ряда своим джазовым звучанием, настроил публику на игривый лад, но в целом дуэт в течение двухчасовой программы успешно доказал посыл Ковалева, что «серьезно — не значит скучно».

Во втором отделении подал голос — и какой голос! — доселе молчавший Сергей Григорьев. Впрочем, Григорьева и в исключительно «гитарном варианте» не заметить сложно: своими блестящими аранжировками он наполняет мелодию песню, как рисунок — красками. Да и Вячеслав Ковалев не давал коллеге «тени», периодически обращая внимание публики на особо заметные пассажи своего «братки» (так музыканты называют друг друга — к обиде, кстати, своих родных братьев):

— Как сейчас Сережа сымпровизировал, слышали, я чуть слова не забыл.

Недавно Сергей, работавший с известными рок-музыкантами (в частности, в питерской группе «Торба-на-Круче»), начал сам писать музыку и несколько его опытов были представлены на суд слушателей.

В композиторских «пробах пера» Сергея Григорьева его «роковские» вкусы проявились еще ярче, чем в аранжировках. Но кто сказал, что авторская песня не может быть драйвовой, что она вообще подчинена каким-то форматам? Это как стереотип барда — пропахший костром и водкой небритый мужичок с гитарой, на которой он и может-то взять всего три аккорда. Это не так, поверьте мне, точнее, не только так. Но чтобы понять это — надо как минимум послушать такую песню. Благо, у нас теперь случаются возможности даже в родном городе.

— Кто-то двигает бизнес, кто-то пишет эссе,

А мы выжимаем «сто» по шоссе.

Из местного аэропорта мчимся по трассе А,

И в городе N остановимся у ДэКа.

Наш зритель — наверное, экстра-, а может быть, интроверт —

Придет на негромкий живой концерт.

Не «супер», не «гипер», не «мега», а просто, по мере сил,

Мы сможем общаться и там друг у друга спросить…

Авторская песня в шоу-бизнесе — как водное поло в спорте

Вячеслав Ковалев (после концерта):

— На самом деле, мы с Сергеем видимся гораздо чаще, чем с каким-то людьми, с которыми живем в одном городе. Любая поездка — прилетаем на день раньше или улетаем на день позже. Плюс несколько не концертных дней всегда стараемся забить в туры. Репетируем, смотрим новые песни. Дальше, я 21 февраля уеду с Урала домой в Питер, а 25-го прилечу в Уфу, Григорьев приедет туда на поезде, а после Уфы мы вместе поедем в Самару. То есть наше общение определяется востребованностью. А востребованность — она есть, есть хорошие примеры, есть аншлаги, выступления ранга Кремлевского дворца… Какие-то аксессуары внутрижанрового успеха есть, другое дело — сам жанр не буду говорить в диктофон где.

Вот вы знаете многих членов сборной по футболу, ну что, Аршавина не знаете? А по водному поло? Сложно? Да, думаю, практически невозможно. Так вот, авторская песня — это и есть водное поло в спорте. Водное поло не сравнится с футболом по популярности, зрелищности, деньгам и так далее, хотя вы не представляете, в неком узком кругу каким уважением пользуется спортсмен, тренер сборной… То же самое в научном мире, в педагогическом, в медицине. Внутри составляются рейтинги, но все это не связано со СМИ и мы об этом не знаем. Но если медицине это не нужно, это не публичная деятельность, то мы связаны. Авторская песня не является частью шоу-бизнеса по всем внешним признакам, а по механизмам является. Потому что, где деньги, Шура? Либо диски мы продадим, либо билеты, других способов извлечения денег нету. В таких реалиях мы и находимся. И речь не о каких-то баснословных деньгах, но мне, как барду, авиакомпания скидок не делает… Что, Бушков это делает ради денег? Нет, он прекрасно понимает, что на этом не озолотишься, и все-таки делает!

Разочарованность — это когда не нравится. В данном случае досада есть, хороший концерт так мало людей посмотрели, но по своему внутреннему цензу мы довольны. Стараемся по совести. Вроде, бывает и зрителей больше, и аплодисментов, а что-то не то… Жить надо по совести, и если ты так живешь — там своя канцелярия, если мы чего-то недополучили, но сделали честно, по совести, значит, получим. Только не знаю, в каком виде. Может, в следующий раз, когда к вам приедем, оно воздастся.

Популярное