Кирзавод выбил долг с ТСК, надавив на правление ТСЖ

В четверг, 12 января, в начале рабочего дня в кабинете главы администрации Ревды Александра Коршакевича разговор шел на таких повышенных тонах, каких стенам этого кабинета нечасто приходилось слышать. Директор по персоналу и общим вопросам ОАО «РКЗ» Дмитрий Остроумов требовал у технического директора ООО «Теплоснабжающая компания» Вадима Великоречина незамедлительного погашения долга ТСК Кирзаводу в 7,3 млн рублей за отпущенную в поселок Кирзавода заводской котельной теплоэнергию. Такой агрессивности, похоже, не ожидал даже сам Вадим Великоречин, при всем своем многолетнем опыте общения с кредиторами. Александр Коршакевич, за недолгий срок в должности сити-менеджера Ревды успевший проявить свои миротворческие способности, периодически пытался призвать стороны к конструктивному диалогу. И только председатель правления ТСЖ «Кирзавод» Валентина Иконникова, обратившаяся к главе администрации за помощью, итогом чего стала эта встреча, хранила молчание, выглядя совершенно измученной. И не мудрено — она и ее коллеги по правлению оказались заложниками в отношениях двух предприятий. Их грубо использовали.

 

В товарищах согласье

В 2009 году собственники 14 многоквартирных домов поселка Кирзавод, отказавшись от услуг управляющей компании «Комбытсервис», объединились в товарищество. По одному человеку от каждого дома вошли в правление, выбрали председателя и стали хозяйствовать. Поначалу, как водится, понабивали шишки на этой не слишком хоженой дорожке, но — у них все получилось. Тут свою роль сыграла особенность поселка, бывшего всегда в ревдинской географии как бы государством в государстве — он построился заводом и существовал при заводе. И даже когда предприятие «скинуло» жилье и инфраструктуру на город, а число работников Кирзавода среди поселкового населения существенно сократилось, сложившийся за годы менталитет сохранился и очень помогает в самостоятельном домоуправлении.

В результате сейчас ТСЖ «Кирзавод» является едва ли не лучшим среди ревдинских управдомов, будь то ТСЖ или управляющая компания: жилье обихожено, аварийные ситуации сведены к минимуму, во дворах чистота и порядок, а собираемость квартплаты самая высокая в Ревде — по прошлому году уровень сбора составил 107%! Руководство кирпичного завода, кстати, в этом плане очень помогает ТСЖ, «настраивая» своих сотрудников вовремя платить за квартиру.

Теплом и горячей водой поселок — жилые дома, 14 из которых входят в ТСЖ, а четыре остались в «Комбытсервисе», школа с детсадом, спорткомплекс с клубом, магазины с почтой и баней — снабжается, как и в «призаводские» времена, с котельной завода, но магистральные сети были переданы на баланс «Теплоснабжающей компании», которая стала транспортировщиком.

Договор на поставку тепла у ТСЖ заключен с ТСК (он остался еще от «Комбытсервиса»), а у ТСК, в свою очередь, — с кирпичным заводом. Жители оплачивают коммунальные услуги в ТСЖ, ТСЖ перечисляет деньги поставщикам, в том числе ТСК, а ТСК рассчитывается со своими поставщиками, в том числе с Кирзаводом, оставляя себе «транспортировочную» долю. Таким образом, юридических отношений между Кирзаводом и ТСЖ нет.

Долгов перед «Теплоснабжающей компанией» ТСЖ — читай, жители — не имеет. Однако ТСК хронически не платит Кирзаводу, исправно обогревающему поселок. Долг на сегодня составляет 7,3 миллиона рублей.

Это, так сказать, исходные данные.

 

Хотите работать — подписывайте!

Накануне Нового года правление ТСЖ вызвал к себе директор по персоналу и общим вопросам кирпичного завода Дмитрий Остроумов и в категорической форме предложил немедленно подписать с заводом договор уступки права требования долга, чтобы на его основании впоследствии перечислить заводу декабрьскую оплату за тепло и ГВС в сумме порядка 1 млн рублей. ТСК в предлагаемом договоре никаким образом не фигурировала.

Членов правления это предложение (и тон, которым оно было сделано) повергло в ступор. Заключение такого договора могло означать только одно — проблемы с ТСК, которая жителей до сих пор вполне устраивала.

Однако сразу было понятно, что если искомый договор не будет подписан членами правления, — у них будут проблемы с кирзаводом. Во всяком случае, у тех, кто работает на предприятии или там трудятся его родственники. А какого рода могут быть эти проблемы, всему заводу хорошо известно на примере Николая Лыжина, который выиграл все суды в защиту своих трудовых прав и которого, тем не менее, сейчас отстранили от работы за то, что он не сдал экзамен по смежной профессии (об этом читайте на соседней странице).

— Мы против договора, навязываемого нам кирзаводом, — озвучила позицию правления ТСЖ Галина Еловикова. В отличие от большинства своих коллег, она и ее семья не работают на Кирзаводе. — Во-первых, вопрос касается распоряжения средствами всех собственников, поэтому может быть решен только общим собранием собственников, а не одним составом правления. Во-вторых, если мы не выполним свои обязательства по отношению к ТСК по оплате услуг — то и она может отказаться от своих по обслуживанию сетей. А если случится авария? Кто будет устранять ее? Завод? Господин Остроумов? А ему это надо? В-третьих, и это самое главное, почему вообще кирзавод вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ, которое формально ему никто? Вам должна ТСК — вот с ТСК и разбирайтесь! Причем здесь жители?

Ждать общего собрания собственников руководство завода не захотело — это долгая песня, да и далеко не факт, что будет принято нужное решение — в ТСЖ 588 квартир, в которых проживает полторы тысячи человек. Гораздо проще «повлиять» на 14 членов правления. И в ход пошли административные рычаги.

— Еще в своем кабинете Остроумов угрожал нам увольнением, а юрист завода так и сказала, что мы ходим по лезвию ножа, — рассказывают члены правления. — На работе нам недвусмысленно «посоветовали» подписать предложенный договор. Звучали и намеки, и прямые угрозы — мол, хотите дальше работать на заводе, подпишите то, что от вас требуется.

30 декабря весь состав правления во главе с председателем Валентиной Иконниковой, которой морального прессинга досталось больше всех, сложил с себя полномочия, не желая брать на себя ответственность за подписание сомнительного документа. Между тем инициативная группа в домах подготовила новые кандидатуры — исходя из критерия независимости от завода. Собранный миллион оплаты теплоснабжения встретил Новый год на банковском счете ТСЖ. Решить его судьбу пришлось бы новому составу правления… если бы в ситуацию не вмешался глава администрации Александр Коршакевич и не устроил бы трехстороннее общение за своим столом.

 

«Мы за ценой не постоим»

Александр Петрович во вступлении подчеркнул, что, хотя администрация не имеет права вмешиваться в отношения хозяйствующих субъектов и в их взаимные расчеты, но не может допустить разрушения хорошо поставленной работы ТСЖ.

— Для меня большое удивление, что мы сейчас говорим о ТСЖ, — заявил, в свою очередь, Дмитрий Остроумов. — Я был твердо убежден, что нас сюда пригласили говорить с ТСК, которая на сегодня нам должна 7,3 млн рублей. ТСЖ является лишь одним техническим звеном в расчетах между нами и ТСК. Мы с предложением об уступке долга обратились не только в ТСЖ, но и в другие организации, которые получают тепло с нашей котельной. Нашей целью было и является только лишь получение наших законных денег. Сейчас стоит вопрос об отключении горячей воды, и чтобы не допустить социальную напряженность в поселке, где живут наши работники, мы используем все законные методы, чтобы принудить ТСК заплатить.

— Да, у нас существуют долги, в том числе и перед Кирзаводом, но мы всегда встречались на уровне руководства, и решали эти вопросы, но в этом году такой практики не было, — попытался было оправдаться Вадим Великоречин.

— Да что вы главу дезинформируете! Суды у нас с вами были, и суды мы выиграли, — взорвался Остроумов, потрясая пачкой документов. — А денег как не было, так и нет. Вот я вас и спрашиваю, где наши деньги? Я когда начал общаться с кирзаводскими потребителями по поводу уступки долга, ждал, как минимум, что мне позвонят и предложат график погашения задолженности. Вместо этого мы получили угрозы в адрес ТСЖ, а вы встали в глухую оборону, и возник конфликт, в котором ТСЖ осталось крайним!

— Мы стараемся оплачивать всем поставщикам, но периодически возникает необходимость кого-то одного поставить вперед. Этой осенью в приоритетах был СУМЗ, затем «Севергаз», далее «Водоканал». В планах — Кирзавод, — вставлял Великоречин между обличениями оппонента. — И вы бы получили еще в конце года полтора миллиона, если бы не надавили на ТСЖ и не заставили их придержать оплату…

— У меня есть высшее руководство, и мне говорят — 7 миллионов, и долг растет. Я должен выполнить свою работу, вот и все. А ваша задача, как руководителей, чтобы жители не знали проблем. А то, что мы давим на ТСЖ, которое всегда поддерживали — это в корне неверная информация, хочу подчеркнуть это в присутствии СМИ! Мы обращались во все инстанции, и письменно, и устно… Именно позиция ТСК эту ситуацию сформировала! Наша главная задача — чтобы НАШ поселок был весь сезон с теплом и с горячей водой.

В конце концов, было решено, что председатель ТСЖ отправит «зависшие» деньги ТСК, а ТСК в январе переведет Кирзаводу 2,9 млн, обязуется предписать график погашения задолженности и выполнять его с ликвидацией таковой к лету.

— Будем ждать поступления первого платежа согласно графика, и все решения последующие будут приняты исходя из того, придут деньги вовремя или нет, — резюмировал итог встречи Дмитрий Остроумов, покинув «поле битвы». — Но я еще раз подчеркну, что наша задача — не допустить того, чтобы жители поселка страдали. Мы в любом случае должны договориться. Это задача, которую мне поставил наш генеральный директор — чтобы работники здесь никак не страдали. Но такие вот меры, побуждающие ТСК к диалогу и шевелиться быстрее, мы вынуждены предпринимать, раз они не идут на контакт.

Новое правление Кирзавода во главе с новым председателем приступило к выполнению своих обязанностей. Но они не уверены, что завтра им не придется стать «инструментом побуждения» в руках завода, несмотря на свой независимый статус. Бывшие же члены правления не уверены, что «акт неповиновения», который они позволили себе, им забудется на родном предприятии. Ведь приоритеты руководства Кирзавода этой ситуацией обозначены достаточно четко, как и то, что с методами для их достижения здесь церемониться не будут.

Рисунок Юрия Шарова
Рисунок Юрия Шарова

 

Популярное