Как чиновники, полиция и прокуратура возвращают учеников-прогульщиков в школу: репортаж

2015-09-12, 15:48 Новости 2 548

12 школьников, по данным Управления образования Ревды на 4 сентября, не приступили к учебе без уважительной причины. Это, в основном, подростки — 15-17 лет. Уровень образования у них разный — начиная от пяти классов и до девяти. Девочек больше. Самому младшему в этом списке 14 лет.

Почему дети не ходят в школу — выясняли 4 сентября, в пятницу, сотрудники органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних*.

В рейде участвовали участковый уполномоченный Евгений Погодин, инспектор по делам несовершеннолетних полиции Наталья Баженова, председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольга Черепанова и помощник прокурора Ревды Павел Теплоухов.

Штрафом в школу

Маленький, на четыре окошка по фасаду, домик в поселке ЖБИ. Когда-то ладный и симпатичный, теперь он обветшал и глядит сиротой: краска на обшивке в елочку облупилась, крыша ржавая, кое-где нет стекол в рамах, дыры заткнуты тряпками.

jbi
Фото Юрия Шарова, ревда-инфо.ру

Большая собака с грустными глазами, лежащая около дома, встречает нас дружелюбно, помахивая пушистым хвостом. Огород за покосившимся забором зарос травой по колено, зато стоит мангал, около него две скамейки. Впечатление заброшенности и запустения. О том, что избушка все-таки обитаема, свидетельствует лишь развешенная во дворе на веревках для просушки детская одежда.

suchka
Фото Юрия Шарова, ревда-инфо.ру

Старшая из трех дочек в этой семье, 16-летняя Юля, вот уже третий год не ходит в школу, остановившись на 5 классе.

— Сперва начала прогуливать, потом пропуски становились все длительнее, пока, наконец, она вообще не перестала появляться в школе, — рассказывает Ольга Черепанова, председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, пока мы дружно колотим в окна и двери. — И никак не можем ее вернуть, сколько уж уговаривали. Сперва, может быть, не нравилась новая школа — когда восьмую расформировали и учеников перевели в первую. Теперь — не хочет садиться за парту с ребятами на два года младше. Мать неоднократно привлекали к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Бесполезно.

Семья состоит на учете в КДН как неблагополучная: оба родителя не работают (отец лишь изредка халтурит), злоупотребляют спиртным. Живет семейство на социальные пособия, средняя девочка пошла нынче в шестой класс, младшая — в первый. На их счет, вроде, тревожные сигналы из школы пока не поступали. Сейчас образовательному учреждению нужно сделать все возможное, чтобы малышки не повторили путь старшей сестры, раз уж родители самоустранились от воспитания своих детей.

— Они или в городе, или хрен знает где, — наконец, авторитетно сообщает давно наблюдавший за «штурмом» мужчина. — Могут и дома быть, просто вас увидели и не открывают. А в городе у них у бабушки квартира. Там поищите.

Приходится оставить повестку в полицию и отправляться дальше. Матери теперь обеспечен новый штраф. Но вряд ли он добавит Юле желания учиться.

Пятерка по музыке

— Вот, даже пятерка, по музыке, — гордо демонстрирует пожилая женщина дневник внука-четвероклассника. Мальчик в конце прошлого года вдруг забросил учебу и в результате остался на второй год. — Могу и внучкин принести, она в третьем классе. Сейчас они в город с мамой ушли, в школе света нет, уроки отменили.

pyatyerka
Фото Юрия Шарова, ревда-инфо.ру

Эту семью, живущую в частном доме на ДОКе, мы навестили для проверки — дети в нынешнем списке прогульщиков не значатся, но раз такое случалось, то ситуацию следует держать на контроле. По опыту специалисты системы профилактики знают — чем дольше ребенок отлынивает от школы, тем сложнее снова усадить его за парту.

— Автобус ходит, деток возят? — спрашивает Ольга Черепанова.

— Да, я самолично провожаю, — важно отвечает бабушка. — Мама-то у них на работу устроилась, в садик. Хорошо бы, чтобы автобус здесь останавливался, как раньше, а то на Строителей далеко ходить.

— А вы знаете, график остановки школьного автобуса согласовывается с родителями. У вас поблизости есть остановочный комплекс, поднимите этот вопрос на школьном собрании, — советует председатель КДН. — Дневников, тетрадок, ручек хватает?

— Да, спасибо.

— Ну и хорошо, учитесь на здоровье.

Не хочу учиться, хочу жениться!

— Не будет она учиться, не заставите, — устало вздыхает мать 16-летней Наташи, которая в прошлом году длительно пропускала уроки, а нынче еще не появлялась в школе. — Не буду, говорит, и все тут. Зачем ей это, она замуж вышла, муж ее обеспечивает. И бестолку ее заставлять, верите? Как вы мне надоели…

— Мы хотим помочь, — пытается вставить слово в этот эмоциональный монолог Черепанова.

jenitsa
Фото Юрия Шарова, ревда-инфо.ру

— Да чем вы мне поможете, если она не хочет учиться? Я ее, блин, целый месяц за руку в школу водила, она тут же уходила, в конечном итоге меня увезли в больницу с микроинсультом. Другие дети у меня выучились и профессию получили. Ко мне-то какие претензии, что я с нею сделаю? Я работаю, причем работаю не чета вам!

По словам Ольги Черепановой, девочке неоднократно предлагали индивидуальное обучение — по личному графику. Можно готовить домашние задания в клубе по месту жительства, где помогут специалисты и где есть интернет, чтобы писать рефераты… Только учись! Мать же винит в нежелании дочери учиться новую школу, в которую девочка перешла после переезда, мол, в прежней Наташа успевала нормально.

Наталью с мамой вызывают в КДН для беседы. В очередной раз. По телефону пообещала прийти… Правда, энтузиазма в голосе не слышно. Но — пришла.

Комментарии

cherepanovaОльга Черепанова, председатель КДН:

— Ответственность за обучение ребенка лежит на образовательном учреждении и родителях — в первую очередь, на родителях. Родители обязаны обеспечить получение образования детьми, а школа — создать для получения образования условия. Это все на контроле. Если ребенок вдруг перестал посещать занятия, школа сперва сама выясняет причины, а затем, если уважительной причины для пропусков нет и вернуть ребенка не получается, сообщает в управление образования, и тогда подключаются органы системы профилактики. Работаем с семьями, предлагаем различные варианты обучения. Крайний случай — административно наказываем родителей. Школу за прогульщиков, кстати, тоже по головке не погладят.

12 отсутствующих на занятиях учеников — серьезная цифра для нашего города, учитывая возможности, которыми обладает сегодня школа. Ситуации в семьях прогульщиков разные, каждая индивидуальна, но причина уклонения ребенка от учебы всегда кроется в слабом контроле, незаинтересованности со стороны родителей, чтобы у их детей был обязательный уровень образования.

В ряде случаев удается вернуть школьников за парту, особенно маленьких. В прошлом году у нас на учете состоял мальчик. Неполная семья, но нормальная, мама работает, а он перестал ходить в школу, и все. Мама его отводить пробовала — сбегает. Беседуем с ним — обещает учиться и снова прогуливает. Но добились результата. Пошел нынче в своей школе на класс ниже.

Тут важно поймать тот первичный момент, когда у ребенка начало пропадать желание ходить в школу, и вовремя принять меры. Если он не справляется с программой обучения — сменить программу, если какие-то конфликты — сменить класс или школу. Но решение должно быть обоюдным, чтобы и родители согласились, и школа, и ребенок, нужно найти компромисс.

teplouhovПавел Теплоухов, помощник прокурора Ревды:

— При выявлении фактов ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей в отношении них принимаются не только меры профилактического характера, но и меры по привлечению к установленной законом ответственности, как в рамках ст.5.35 КоАП РФ, предусматривающей административный штраф от 100 до 500 рублей, так и в рамках Уголовного кодекса, при наличии к тому оснований, поскольку прежде всего — интересы несовершеннолетнего ребенка.

Решая вопрос о привлечении лица к ответственности, должностные лица исходят из критерия обоснованности и разумности. То есть, если мы видим, что ситуация в семье выправляется, родитель предпринимает действия по преодолению трудностей и идет на контакт — это одно дело. Но если, напротив, он ни должностных лиц системы профилактики не слушает, ни сам конкретно ничего не делает — эта ситуация без принятия необходимых мер способна привести к нарушению прав детей, что недопустимо.

Популярное