Силач Артем

Почему инсулиновый диабет не мешает 17-летнему ученику школы №3 Артему Язову покорять турниры по пауэрлифтингу.

Когда год назад десятикласснику Артему Язову во время медосмотра сказали, что сахар в его крови — 13,9, и экстренно отправили в больницу, первое, о чем он спросил врачей: можно ли ему заниматься спортом? Те ответили: можно, но умеренно, без экстрима. Артем выдохнул, и уже через месяц после больницы вернулся в тренажерный зал. У него — диабет первого типа. Это значит — шесть раз в день капать кровь в глюкометр, а после еды делать инъекции инсулина. Но это не значит — бросать пауэрлифтинг, которому он предан уже четыре года.

Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Артем и не думал, что может чем-то заболеть. С детства крепкий, он занимался рукопашным боем, много бегал, гулял, как все мальчишки. А лет пять назад связался с дурной компанией, начал курить… Когда мама узнала, быстро одумался… И вдруг начал полнеть.

— Одноклассница мне сказала, что я ей нравился, а потом разонравился — потому что толстый. Я такой:  чего?.. Решил отжаться или подтянуться. И не смог. Тогда снова вернулся в секцию рукопашного боя. Начал бегать, приемы изучать. А там у нас был тренажерный зал. Я все в него посматривал, но мама говорила: «Тебе рано». А потом старший брат Илья говорит: «Пойдем». И мы пошли.

Артем вспоминает: тогда, в самый первый раз, «творил полную чушь» — что-то вроде круговой тренировки на все группы мышц. Ходил от штанги к гантелям и от тренажера к тренажеру.

— Я хотел, чтобы сразу были мышцы, чтобы быть крутым, — улыбается Артем.

С тренером Дмитрием Долгополовым. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

После Нового года он пришел в секцию юных атлетов фитнес-клуба «Витамин» к Дмитрию Долгополову. Тот сразу спросил, какая у него цель: накачаться или похудеть? Артем откровенно сказал: нужно скинуть вес. Тренер уверил: все достижимо.

— Мы начали работать: грудь-трицепс, спина-бицепс, ноги-плечи, — рассказывает Артем. — Диету я не соблюдал, но ментально настроился, что буду худеть. И скинул пять кило. Потом вес встал, и понял, что пора поднимать силовые показатели. Стал жать штангу. Посоревновался впервые в «Витамине» — там был жим лежа и становая тяга. Я в свои 14 лет пожал 80 кило и потянул 120 кило.

Тогда тренер, разглядев в юноше потенциал, пригласил его на Кубок Восточной Европы. Это были его первые крупные соревнования. В своей возрастной и весовой категории (14 лет, 80 кг) он поднял 85 кг и выиграл. Решил было взять паузу, но Дмитрий настоял: надо попытаться покорить «Золотой тигр», крупный турнир в Екатеринбурге. По статусу это — как Чемпионат мира по пауэрлифтингу.

В 2015-м году на «Тигре» Артем выступал в становой тяге, жиме лежа и приседе со штангой и собрал 345 кг. Победил. «Вроде как, чемпион мира», — скромно объясняет он.

Задумав к следующему «Золотому тигру» набрать вес (у спортсменов это называется «быть на массе»), он стал много есть, пить гейнеры, и как итог — стал весить 95 кг. Этот вес называет пиковым. Тогда видел в зеркале здоровенного качка, а сейчас смеется: «Это был ужас».

— Силовые тогда возросли моментально, я тянул в становой 170 кг, жал — 100, приседал — 140. За три месяца до соревнований хотел набрать максимальную форму, чтобы быть очень сильным, — рассказывает Артем. — За полтора месяца до турнира все-таки решил потерять пять кило. И вдруг вес сам пошел вниз: кило, два, три, пять… И так до 83 кг — такой вес я показал на «Золотом тигре». Я не понимал, что происходит. Постоянно хотел пить. С жуткой одышкой поднимался на высокие этажи. Появилась слабость.

На «Золотой тигр» он все-таки поехал, но заданной планки не достиг: ни в одном из упражнений. Правда, все равно победил в своей категории (собрал 385 кг), хотя было очень трудно.

И именно тогда он узнал, что у него — диабет: высокий сахар показали анализы во время школьного медосмотра. Его сразу положили в ОДКБ №1. Вердикт врачей — диабет первого типа, развившийся на генетическом уровне.

— Я не знал, что дальше делать. У меня началась депрессия. Не понимал, как буду жить. И первое, о чем спросил врачей: разрешен ли мне спорт? Они сказали: да, но умеренно. И тогда я стал читать о знаменитостях, которые больны диабетом. Например, у Сильвестора Сталлоне такое заболевание. Понял, что все возможно. И когда ты тренируешься, сахар в крови держится в норме.

Становая тяга с весом 100 кг. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

В ноябре прошлого года Артем вернулся в тренажерный зал. И сейчас благодарен судьбе, что его состояние выявили так быстро: в больнице видел детей с диабетом, которых привозили в состоянии комы.

— Врачи сказали, что даже сладкое можно есть: только нужно инсулин себе поставить. Инъекции я делаю сам, несколько раз в день — после еды, чтобы не повышался сахар. Мне нужно измерять уровень сахара шесть раз в день до еды, но нам выписывают всего 100 полосок на месяц (а этого реально хватает на полторы недели). Покупать дорого, 1700 рублей за комплект.

Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Он уже пережил «медовый месяц» — период в жизни диабетика, когда сахар в крови держится в норме и нужда в инсулине падает. Можно есть что угодно, даже сладости. Но в сентябре этого года все снова вернулось: сахар стал расти. И сегодня он снова сам делает себе уколы.

— Это было, конечно, круто. Когда штангу поставил, ощущение было, как у героев кино, которых контузило и это показывает камера. Ничего не вижу, только три красных флажка. Ну, потом это быстро прошло. Когда ты поднимаешь новый вес, ты чувствуешь прилив сил. Ощущаешь себя новым человеком.

Он бы хотел попробовать себя в бодибилдинге — когда станет старше и наберет должную форму. И еще в тяжелой атлетике (толчки и рывки называет эстетически привлекательными движениями). А работать мечтает тренером.

— Хочу тренировать людей в тренажерном зале, — рассказывает Артем. — Интересно работать с детьми. Но не совсем маленькими. Иногда я помогаю своему тренеру, и клиентов в зале поправляю, если попросят. Но чаще молчу: понимаю, что я молодой, и кто-то скажет — чего лезешь? Было, что меня просил администратор клуба помочь новенькой девушке. Я помогал, мне говорили спасибо. Если тренером не стану, цель в жизни потеряю…

По его словам, только придя в зал, он переосмыслил своего отношение к «качкам». Его кумиры — представители золотой эпохи бодибилдинга 70-х, например, Арнольд Шварцнеггер. А вот чрезмерно сильные и перекаченные девушки Артему не нравятся. Женщина, говорит он, должна все-таки оставаться женственной.

— Зачем мне с ней про качалку говорить? Просто нужны общие интересы, в жизни в целом, — рассуждает Артем. Любимой девушки у него, кстати, пока нет.

Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

В свободное от тренировок и учебы (он оканчивает 11-й класс школы №3) он гуляет — с друзьями или один. Смотрит сериалы, слушает музыку. Не пьет.

— Не понимаю этих приколов: напился и веселишься. Я и без алкоголя могу быть в отличном настроении. Мы с друзьями ходим по городу, сидим на «Темпе», обсуждаем какие-то жизненные ситуации, интересы, — рассказывает Артем. — Круг общения у меня не такой большой. Люди уходят из твоей жизни. Это трудновато, но надо справляться.

  • 18 ноября Артем попытается покорить турнир «Ярость минотавра» в Екатеринбурге — там нужно будет поднять штангу на бицепс и выполнить упражнение «армейский жим» — стоя. Говорит, хочет попробовать получить звание КМС. Сейчас у него второй разряд по пауэрлифтингу — хотя по всем показателям уже может рассчитывать на первый разряд.

Популярное