Позвали на собеседование на новую работу. Что нужно знать?

Как отвечать на коварные вопросы работодателя, что взять с собой и что должно насторожить в беседе. Разбираемся вместе с Центром занятости Ревды и городскими бизнесменами.

По статистике Ревдинского центра занятости, порядка 400 вакансий ежемесячно находятся в его базе и доступны для соискателей. Например, прямо сейчас в городе ищут врачей (от педиатра до патологоанатома), техников, психологов, повара, водителей, массажиста, продавцов, официантов… Записаться на собеседование просто: в этом могут помочь и в ЦЗН. Но как подготовиться к интервью и что делать, если что-то пошло не так? И как понравиться работодателю, чтобы получить желаемое место? Отвечает специалист Центра занятости по профориентации Светлана Якимова.

Как подготовиться к собеседованию?
О чем меня могут спросить?
Что мне стоит узнать у работодателя?
Как одеваться на встречу?
Как вести себя при беседе?
Чего делать нельзя?
Что может навредить трудоустройству?
Всегда ли для трудоустройства требуется собеседование?
Что во время собеседования должно насторожить?
Как защитить себя в интернете?


Как подготовиться к собеседованию?

Никогда не планируйте неудачу. Направляясь на встречу, рассчитывайте на положительное решение.  Беспокойство и неуверенность вполне естественны в этой ситуации. Но не поддавайтесь им.

Важно, чтобы у вас было достаточно времени: чтобы не нервничать, если вдруг беседа затянется. Составьте список ожидаемых вопросов. Хорошо отработайте ответы на возможные вопросы, «проиграв» ваш разговор.

Заранее узнайте о компании как можно больше: Как называется компания? Чем она занимается? Как давно существует? В чем будут заключаться должностные обязанности? Оформление по трудовому договору? Размер заработной платы? Какой механизм ее начисления? Белая или серая? Какие документы нужно взять с собой (паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, ИНН, пенсионное свидетельство, 2-НДФЛ)?


О чем меня могут спросить?

Как вы себя оцениваете? Опишите в пяти словах и достоинства, и недостатки. Выберите то, что имеет отношение к желаемой должности.

Почему вы ушли с последней работы? Какими бы ни были истинные причины, назвать следует только те, которые будут вам на пользу (например, почувствовал, что некуда расти, захотелось развития, и так далее). О проблемах говорить не нужно.

Почему мы должны принять именно вас, а не другого?  Опирайтесь на свой опыт, знания, качества — как профессиональные, так и человеческие.

Какое у вас образование? (Если   вы   самоучка, ни в коем случае не говорите об этом, но — обязательно укажите все стажировки, курсы обучения, в которых вы участвовали. Укажите, каков уровень вашего профессионализма сейчас.

Расскажите о себе. Вы можете следовать тому порядку, в котором составлена ваша автобиография/резюме (анкетные данные), поскольку это вам облегчит задачу.

Надежда Белькова (она слева), директор цветочного салона «Флориста», подчеркивает: доверяет коллективу, и всегда выводит соискателей на смену. Именно опытные сотрудники говорят последнее слово: насколько профессионален человек, умеет ли быстро и качественно обслуживать, как разговаривает, и так далее. На собеседовании Надежда просит соискателя собрать букет: говорит, что даже «корочки» модных курсов не гарантируют, что человек способен делать продукт, который пользуется спросом. Поэтому опыт (раз) и позитивный настрой (два), а также желание учиться (три) — для нее главное. Фото// архив Надежды Бельковой

Каковы ваши профессиональные цели? Кем вы хотите работать? Как правило, от вас хотят услышать:

  1. серьезны ли ваши намерения работать в данной организации или вы рассматриваете это место как временное;
  2. насколько вы амбициозны и создадут ли ваши амбиции сложности внутри организации, или наоборот, заслуживают поощрения.

Успокойте собеседника, скажите, что вы рассчитываете жить в этом городе, других планов у вас нет.

Как долго вы ищете работу? Если на самом деле долго, избегайте говорить, сколько именно. Например, вы полтора года без работы, но занимались ремонтом дома, учились, выполняли интересный проект, а работу искали последний месяц. На этой цифре стоит сделать акцент.

Сколько вам лет? Если собеседник задает вам такой вопрос, это, скорее всего, означает, что вы ему кажетесь либо слишком старым, либо слишком молодым. Ответьте спокойно, а затем спросите, сколько бы лет он вам дал. После его ответа также спокойно спросите, почему его беспокоит ваш возраст?  Когда он исчерпает все свои аргументы, остановитесь на последнем из них и попытайтесь его опровергнуть. Если вы достаточно взрослый, акцентируйте внимание на вашем опыте, способности адаптироваться, вашей ответственности, подчеркните вашу оперативность, ваше хорошее здоровье, а если вы молоды, сделайте акцент на том, что, приняв вас на работу, он приобретет работника, который может проработать на него много лет.

Какую зарплату вы бы хотели получать? Если вам предлагают меньше желаемой суммы, скажите о вашем интересе, компетенциях, важных для этой работы. И добавьте, что только зарплата заставляет вас сомневаться. Можно ли ее увеличить? Если нет, то подчеркните, что согласитесь на должность в случае, если таковой зарплата останется на время испытательного срока.


Что мне стоит узнать у работодателя?

  • какие социальные выплаты предусмотрены на предприятии;
  • как происходит обучение в фирме;
  • допустимо ли совмещать работу с учебой вне фирмы (институт, курсы);
  • как долго длится испытательный срок и в чем он заключается, будет ли у вас наставник;
  • кто будет непосредственным начальником.

Это важно, чтобы вы сразу понимали, что ждет вас в компании.

Мария — опытный и профессиональный сотрудник арт-кафе «Фламбе». Его руководитель — Артур Киндяшев, директор и шеф-повар сети центров общественного питания (кафе «Фламбе», «Майами», «Арт-Топинг»). Артур признается, что кроме умения готовить (для поваров) и быстро обслуживать (от официантов) он просит рассказать о семье и досуге. Молодость часто в приоритете, к тому же молодые быстро учатся. А опытные часто приходят с амбициями, которые вредят работе. Он старается всему научить новых сотрудников и ценит их желание вместе с ним вести компанию к успеху и работать на результат, а не только за зарплату. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Как одеться и что взять с собой?

Одевайтесь на собеседование так, чтобы соответствовать представлениям кадровика о том, как должен выглядеть работник на данной должности. Не стоит одеваться слишком нарядно или, наоборот, небрежно. Костюм или платье в деловом стиле подчеркнут ваши серьезные намерения. Косметика должна быть естественных тонов. Парфюм — сдержанным.

Имейте при себе копии дипломов, свидетельств, резюме и другие полезные документы.   Приготовьтесь назвать фамилии и телефоны рекомендующих вас лиц, предварительно согласовав это с ними. Точно узнайте месторасположение организации и дорогу, чтобы не опаздывать.


Как вести себя при беседе?

Занервничали? Глубоко вдохните животом. Демонстрируйте уверенность в себе и своих возможностях. Вид спокойного, доброжелательного, делового человека — то, что вам нужно.

Представьтесь в начале собеседования. Поинтересуйтесь, как зовут собеседника (если у вас не было предварительной информации).

Заполняйте анкеты, которые предложат. Отвечая, будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.

Обязательно уточните, как вы узнаете о результате, постарайтесь обговорить право позвонить самому.


Чего не стоит делать?

  • Не надо злиться, демонстрировать обиду.
  • Не следует критиковать порядки, установленные в фирме.
  • Не стоит говорить о себе как о непогрешимом сотруднике.
  • Что бы вы ни услышали, не перебивайте собеседника.
  • Не подсказывайте ему, когда он пытается сформулировать свои мысли.
  • Не спорьте.  Он — ваш будущий начальник, а начальник всегда знает лучше. Максимум, что вы можете себе позволить: это фразы «У меня было другое впечатление», или «Мне казалось по-другому».
  • Не обсуждайте с ним ваши финансовые проблемы.
  • Не отзывайтесь плохо о ваших предыдущих начальниках и работе — это настораживает. Никому не хочется иметь конфликтного сотрудника.
  • Не надо держать во рту жевательную резинку.
  • Не курите, если только вам не предложат закурить.
  • Не садитесь прежде, чем вам предложат сесть.  Если у вас есть выбор, куда именно сесть, выбирайте то место, которое находится ближе всего к столу собеседника. Не садитесь на краешек стула — располагайтесь удобно, спина должна касаться спинки стула, тело должно находиться в равновесии.

Что может навредить трудоустройству?

Отсутствие плана карьеры и четкой цели; отсутствие интереса и энтузиазма; недостаток такта; мало знаний по специальности; нежелание начать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро; узость интересов; плохое ведение собственных дел; неспособность воспринимать критику; зацикленность на деньгах; выраженное нежелание учиться; опоздание на собеседование без уважительных причин; низкий моральный уровень.

Александр Сумароков, директор сети фитнес-клубов «Витамин», говорит, что для него главное — мотивация сотрудника, желание учиться, умение общаться и искренне улыбаться. Безусловно важно, чтобы человек разделял ценности компании, чтобы также был увлечен если не спортом, то физкультурой. Он всегда лично собеседует соискателей, причем одновременно («чтобы чувствовали конкуренцию, а также с целью экономии времени»). Профессиональные качества оценивают линейные руководители (старший инструктор, старший администратор). Семья, увлечения важны — такие люди «держатся» за Ревду, а значит, останутся надолго. Фото// сеть фитнес-клубов «Витамин»

Всегда ли для трудоустройства требуется собеседование?

Да. Личное общение с работодателем дает значительные преимущества, позволяя расположить к себе и заинтересовать собеседника, представить себя как наиболее подходящего кандидата для предлагаемой работы. Не только вы хотите получить работу, работодатель заинтересован не меньше, а иногда и больше вас — он нуждается в грамотном, инициативном сотруднике.


Что во время собеседования должно насторожить?

Не следует даже встречаться такими работодателями, которые:

  • требуют плату за трудоустройство;
  • дают работу на дому, предлагая заранее купить материал, а затем обещают выкупить продукцию по высокой цене;
  • требуют плату залога за учебные материалы;
  • просят купить рабочую форму или заплатить за аренду жилья (если речь идет о работе вахтой);
  • просят совершить платный звонок по телефону объявления. Один из самых неприятных видов мошенничества. Вы звоните по вопросу трудоустройства, а у вас в этот момент списываются деньги со счета, в среднем 50 рублей за минуту;
  • предлагают сбор команды исполнителей. Вы находите через интернет несколько человек и приглашаете их на работу, проводя обучение. Как правило, они должны заплатить какую-то символическую сумму. Ваша задача замотивировать обучаемого купить страховку (продукт), а потом ее же и продавать («пирамида» в страховой компании);
  • предлагают распространять продукцию. Если не подтверждают документально, то деньги вряд ли заплатят;
  • не объясняют, чем занимается компания, и не могут четко сформулировать ваши будущие обязанности (ни по телефону, ни на собеседовании);
  • предъявляют мало требований: неважны образование, опыт, навыки — берут всех;
  • у которых настораживающий офис: неухоженный, без вывески;
  • предлагают что-то приобрести или заплатить предварительно за что-то (застраховаться).

Как защитить себя в интернете?

Самая распространенная защита: не делать из личных данных публичные; не писать то, что незаконно; думать о том, кто увидит ваш пост.


Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное