В Ревде задумали реконструировать КДЦ «Победа». Наши читатели в социальных сетях разделились на два лагеря: кто-то считает, что нужно сохранить общий вид здания, лишь подновив материалы, а кто-то горячо одобряет урбанистский проект, представленный на днях мэрией. Все сходятся в одном: той, старой «Победы», уже не будет, а она была символом не только времени, но и города — для многих. Чтобы сохранить память, мы разговариваем с теми, кто работал в «Победе» в разные годы: она успела побыть кинотеатром и культурно-досуговым центром. Своей историей поделилась Лариса Лаврова, в 90-е и до 2013-го — артистка КДЦ.
— Пришла в «Победу» в 1996 году с огромным желанием петь на сцене. Директором была Татьяна Паламарчук. Выслушала меня и сказала: «Мы вас возьмём, но у нас только одна вакансия — кассир. Зарплата 100 рублей, но в кассе не сидеть, бегать по предприятиям, продавать билеты, наполнять зрителем зал. Согласны?».
Я согласилась (хотя пришла в «Победу» с рынка, где зарабатывала гораздо больше в лихие 90-е). Очень хотелось быть если не на сцене, то хотя бы рядом с ней.
Влившись в коллектив, осмелилась напроситься спеть в концерте ко Дню пожилого человека. С тех пор пою. Прошла творческий путь в «Победе»: кассир — артист концертной организации — режиссер. Соответственно менялись мои задачи.
Наставником был каждый член коллектива во главе с Татьяной Машкиной (в то время начальник управления культуры). Коллектив был сильный, состоящий из известных творческих личностей: Вадим Богданов, Светлана Смирнова (тогда Шамарина), Татьяна Кириллкина, Татьяна Вяткина, Наталья Сазанова, Екатерина Воронина, Евгений Шашков, Валентина Кардонская, Светлана Быстрова, Светлана Трофимова, Елена Крюкова, Олег Вьюшин — музыкант, аранжировщик. Большой вклад внесли музыкант и композитор Виктор Столбов, конечно, Борис Ахметов — лучший в городе звукорежиссер, позже присоединились Вера Мокрецова и Наталья Некрасова, Татьяна Стремоусова (худрук долгое время), потом и Марина Ибрагимова, Сергей Вербитский, за звукорежиссерским пультом сменил отца Савелий Ахметов. Конечно же, наша Елена Бетехтина (сейчас Гулякова) — у нее был талант из ничего сделать конфету. Оформление сцены к нашим программам — это она. Из тканей, какие были, она творила и делала удивительное оформление. Удивлялись даже заезжие звезды.
Здание было почти такое же, как сейчас, за исключением небольших перестроений в фойе. Сцену со временем расширили (она стала глубже относительно времен кинотеатра).
Городская администрация (главой тогда был Владимир Усачев), по мере возможностей, финансировала КДЦ. Покупалась хорошая современная звуковая аппаратура, одежда сцены, свет. Кабинетов было всего три: кабинет директора, кабинет творческого коллектива (все в одном) и касса. Поскольку кабинет для творческих был один, расписывали график репетиций на сцене и в фойе. А вообще, занимали каждый уголок «Победы».
Перед концертами можно было встретить вокальные ансамбли, распевающиеся в подвале, танцоров в узком коридоре перед кабинетами, запись бэк-вокала на чердаке в коморке Вьюшина. Кому не хватало места, просились в кабинет директора и в кассу. И все это одновременно, т.к. ребята из художественной самодеятельности учились и работали. Собирались все вечерами. Было весело и дружно.
А когда в «Победе» еще и кинотеатр образовался, уже в наше время, бывало, репетировали ночами, после последнего сеанса.
Мероприятий было очень много. Наверняка еще помнят наши концерты и спектакли и ветераны, и тогдашние дети, и работники завода, с которым мы тесно сотрудничали (тогда РММЗ, теперь НЛМК). Дни металлурга на стадионе РММЗ, заводской КВН, новогодние елки (по три-четыре в день), все городские праздники, Дни города и молодежи, массовые гуляния 9 Мая и в Масленицу.
Залы были полные почти всегда. Со временем отпала необходимость бегать с билетами по предприятиям и организациям. Люди сами приходили в кассу. А последние годы работы нашего коллектива в «Победе» нередки были аншлаги.
Первый «Голос Ревды» в «Победе», середина 90-х
Отношения в коллективе, как в любом другом, складывались по-разному, но на общее дело все работали до седьмого пота. После больших знаковых мероприятий собирались за большим столом, где и происходил разбор полетов. Всё по-честному. Обговаривались удачные моменты, разбиралась лажа, много смеялись, бывало, ругались, но всё во благо работы. Так укреплялся в сфере культуры наш коллектив.
Каждый вторник в 10 утра начиналась традиционная планерка. Вот тут получали все по заслугам. Летели и пряники, и кнуты. И от директора, и от худрука, и от того, у кого наболело. Каждая оперативка — это сбор большой семьи, подведение итогов и планирование дальнейшей работы.
Отношения с властью у членов творческого коллектива (до реорганизации сферы культуры) всегда были ровные, рабочие. Поскольку КДЦ — организация муниципальная, сотрудничали мы с горадминистрацией очень тесно. Главы от Усачева до Каблиновой (включая Соколова) на больших городских мероприятиях были с нами за кулисами до конца праздника. Видели всю нашу кухню изнутри и всегда благодарили за работу, понимая, сколько нервов и эмоций взрывается и на сцене, и за сценой. Много сил и душевных, и физических отдала начальник управления культуры Татьяна Шлохина.
В период становления КДЦ уже гремел в городе и за его пределами Дворец культуры СУМЗа. Конечно, мы были, в какой-то мере, конкурентами, но это была здоровая, дружеская конкуренция. Между собой артисты «Победы» и ДК дружили. На массовых праздниках на площади мы, как правило, работали вместе. Встречались, обнимались, передавали друг другу эстафету.
Мы понимали, что наш Дворец, во главе с Майей Михайловной Фирулевой и душой ДК — Стасом Вавиловым, это очень высокий творческий уровень. И мы всегда старались дотянуться и не отставать от коллег.
У творчества «победовских» был свой почерк. Мы были молоды, иногда безбашенны, миксовали песни (этим руководил Олег Вьюшин). И когда на одной сцене соединялись артисты ДК и КДЦ, это была волна цунами. На площади Победы в городские праздники яблоку негде было упасть. Народ пел и танцевал вместе с нами.
Костюмы и реквизит у нас, конечно, были победнее. ДК всегда финансировал мощный СУМЗ, а мы придумывали, как сверкать без блеска дорогих тканей. Первые концертные платья, в первый год становления Победы (1994-95), были сшиты из плюшевых штор, которые остались со времен кинотеатра. Со временем костюмерка пополнялась, и в хорошие времена мы могли уже себе позволить выбрать и фасон, и ткань, и просить материалы для реквизита и декораций.
Помню, как мы встречались со звездами шоу-бизнеса в Дни металлурга и Дни города. Последним был Крис Кельми, с которым в гримерке мы перед концертом вместе спели «Замыкая круг» и финалили с ним этой песней городской праздник.
Этой же песней мы зафиналили последний концерт того творческого коллектива «Победы» в 2013-м. Не согласившись с условиями реорганизации, ушли в свободное плавание и сами успешно работаем по сей день.
Проект реконструкции «Победы» видела. Отношение к нему двоякое. С одной стороны, стильно, современно. С другой — эклектика (может быть, в этом главная задумка архитекторов?). Если бы такое здание выросло в современном микрорайоне, среди высоток, было бы замечательно. Но есть ощущение, что, испортив архитектурный ансамбль выстроенным на площади среди сталинских построек магазином, власти все перестраивают под этот самый магазин.
Кроме того, полностью согласна с Юрием Шаровым: почти закончив ремонт площади, мы беремся за перестройку зданий. Что-то в этом есть нехозяйское.
Как-то легко мы расстаемся со своей историей. Почему бы не реставрировать то, что создано нашими родителями, и оставить внукам, правнукам символы советского прошлого, живые картинки к учебнику истории?
Еще по теме
- Сделали площадь, взялись за «Победу». Может, надо было наоборот? Мнение колумниста Юрия Шарова
- Каким будет новый КДЦ «Победа» — возможно, уже в 2021 году? Рассказали проектировщики реконструкции
- Кинотеатр «Победа» в Ревде предлагали строить без туалетов: наша история