«Я задумался: где взять деньги на дороги? Решился и написал на заводы»

Первый комендант Ревды Борис Юсупов — о том, как работала администрация города в 90-х и начале нулевых. И как, по его мнению, работает сейчас.

2020-08-22, 10:30 Истории 796
TZAM8473
Борис Юсупов родился в 1944 году на Комбинатском поселке СУМЗа. Семья была большая, восемь детей. После окончания школы №11 в 1961 году (тогда на поселке было три школы: начальная школа №10, семилетняя — №27, средняя школа №11) устроился в железнодорожный цех СУМЗа учеником слесаря по ремонту вагонов. Через год, в 18 лет, уже работал на паровозе кочегаром, через три месяца получил удостоверение помощника машиниста. В 1963 году был призван в армию, отслужил три года три месяца в зенитно-ракетном полку в Магдебурге, ГДР. После армии учился в техникуме, после этого окончил Свердловский институт народного хозяйства. С августа 1971 года — мастер в отделении подготовки сырья и шихты в медеплавильном цехе.  В сентябре 1990 года по рекомендации завода переведен на должность заместителя председателя исполкома Ревды, в дальнейшем заместитель главы администрации по вопросам ЖКХ. Позднее работал экономистом на предприятии «Темир-Текс» и заместителем директора по общим вопросам на механическом заводе. Комендант Ревды с 2005 по 2007 годы. Вышел на пенсию в 2011 году с должности руководителя Ревдинского представительства Уральской торгово-промышленной палаты. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Борис Николаевич, вы много лет проработали на СУМЗе, какие у вас остались воспоминания о предприятии?

— Да конечно самые приятные! Я там сформировался как личность. Заводу я отдал 29 лет своей жизни. Здесь выучился, женился и жилье получил.

Перед тем, как вы перешли в исполком Ревды, было же и депутатство. Почему вы пошли на выборы в 1989 году?

— Так я и до этого был два созыва депутатом: в 1969 году меня впервые избрали депутатом городского Совета, и с 1971 по 1973 годы тоже был избран в городской Совет депутатов трудящихся. Так что был не новичок в этом деле. После того, как в стране начались перемены с горбачевской перестройкой, все мы увидели в этом положительные начала и были заражены новыми идеями. Хотелось перемен. Как Виктор Цой пел. Вот поэтому многие наши ребята с завода тоже стали депутатами в 1989 году. Тогда в нашем депутатском корпусе было 125 человек, это вместе с Дегтярском. Но примерно треть депутатов были работники СУМЗа.

Тогда на этой политической волне поднялись очень многие ревдинцы. А почему вы согласились возглавить именно депутатскую комиссию по ЖКХ?

— Я видел, что в городе много проблем в этой сфере, хотелось что-то изменить, реально что-то сделать. Все члены комиссии это четко понимали и хорошо работали в этом направлении. Это было интересное время, было интересно работать! Проходили жаркие дискуссии на заседаниях Совета депутатов, с таким же пылом шли обсуждения на комиссиях. Председателем исполкома Ревды стал Иван Петрович Эберле, до этого он возглавлял ПАТО. Кстати, именно он и пригласил меня потом на должность своего заместителя по вопросам ЖКХ.

TZAM8463
Борис Юсупов: «После того, как в стране начались перемены с горбачевской перестройкой, все мы увидели в этом положительные начала и были заражены новыми идеями. Хотелось перемен. Как Виктор Цой пел. Вот поэтому многие наши ребята с завода тоже стали депутатами в 1989 году». Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Вот интересно, а как вас с завода отпустил директор Леонид Александрович Смирнов? Наверное, с большой неохотой?

— Он поблагодарил меня за многолетнюю работу. Пожелал мне, уже в новом качестве, дальнейших успехов. Мне было приятно услышать это. Леонид Александрович был замечательным человеком и настоящим металлургом, прекрасно знал производство. Самое главное, очень хорошо относился к людям. Тоже был депутатом нескольких созывов.

Чему отдавали приоритет в работе депутатской комиссии по ЖКХ, а потом и в исполкоме?

— По всей стране тогда начался век автомобилизации. Люди стали покупать машины, их выдавали за производственные успехи. А дороги оставляли желать лучшего. Это вызывало большое недовольство ревдинцев. Поэтому основным направление стала борьба с безобразным состоянием дорог. К тому времени люди были вполне обеспечены собственным жильем или общежитиями. Потому и члены депутатской комиссии, и я, как зампредседателя исполкома потом, ринулись в бой за хорошие дороги и благоустройство города.

Вам пришлось до середины 90-х работать с первым в постсоветский период главой администрации Владимиром Николаевичем Усачевым. Он был начальником медеплавильного цеха, потом начальником производственного отдела СУМЗа, с этой должности и ушел в политику. В 1989 году сначала его избрали председателем Совета народных депутатов, потом стал председателем исполкома. Как это было?

— После августовских событий в 1991 году в Москве (путч ГКЧП), началась полная неразбериха: какой на деле должна быть власть на местах? Но уже в декабре того года, Указом Президента были сформированы новые органы власти на местах — появились администрации. Первым главой администрации Ревды был избран депутатами Усачев. Начало и середина 90-х годов были очень тяжелыми. Кстати, Иван Петрович Эберле мне тогда говорил: ты фотографируй все происходящие события, фиксируй хорошие дела. Потому что все будет забыто. Он оказался прав. Кстати, тогда все наши депутатские заседания в здании, где сегодня городской суд на Мира, транслировали в прямом эфире по кабельному телевидению. Люди смотрели с удовольствием, знали и понимали, о чем идет речь.

TZAM8489
«Промежуток с 1990 по 1996 годы, когда работала в администрации команда, которую возглавлял Усачева, где в большинстве своем были талантливые руководители, как-то из истории города незаслуженно выпал», — заявляет Борис Юсупов. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

В отличие от нашего времени… О таких трансляциях, действительно, мало кто помнит. Но давайте вернемся к вопросу о дорогах в 90-е годы. Это и сейчас актуально.

— Нам хотелось сделать в этом направлении скачок! По советским деньгам, бюджет города тогда составлял около 700 тысяч рублей. Каждая копеечка четко расписывалась. На ямочный ремонт, не говоря уже о капитальном, давали копейки. Я задумался: где взять деньги на дороги? Решился на дерзкий шаг. Усачев поддержал. Я написал письма директору СУМЗа Смирнову, директору завода ОЦМ Ряпосову, директору РММЗ Носкову. Руководителями министерств цветной и черной металлургии тогда разрешалось заводам продавать свою продукцию «на сторону», помимо плана. Директора поддержали мою просьбу. Деньги были выделены целевым назначением на ремонт дорог. Эта сумма была практически равна тому бюджету Ревды. СУМЗ выделил 270 тысяч рублей, ОЦМ — 120, РММЗ — 170 тысяч рублей. Это было начало 1991 года. Начали работы с улицы Спортивной (ранее Жданова) от Энгельса до Российской, заключив договор с СУ-922. Нас даже хвалили: вот что значит сумзовские воспитанники! В течение четырех сезонов почти все проблемные дороги города были отремонтированы.

Денег хватило только на городские улицы?

— Сделаны еще дороги у коллективных садов «Мечта-1» и «Мечта-2», начали делать трассу Ревда-Гусевка. Там полностью уложили скальное основание, засыпали его щебнем. На этом деньги закончились. Эта дорога областного подчинения, и лишь в начале 2000-х годов Уралавтодор ее заасфальтировал. Но основание дороги сделала Ревда. Упор был и на жилищное строительство — построены 18 многоквартирных домов. Вообще этот промежуток, с 1990-го по 1996 год, когда работала в администрации команда, которую возглавлял Усачева где в большинстве своем были талантливые руководители, как-то из истории города незаслуженно выпал. Конечно, и у нас были недостатки. Но мы говорили об этом открыто, ничего не замалчивали.

Что стало с вашей командой после выборов главы Ревды в 1996 году, когда в администрацию пришел Сергей Соколов?

— Кто-то сразу ушел. Вскоре Усачева назначили управляющим Западным управленческим округом, который он возглавлял четыре года, а меня позвали в частное предприятие «Темир-Текс», три года я там работал замдиректора по коммерческим вопросам, затем перешел на механический завод замдиректора по общим вопросам. А в 2005 году глава Ревды Анна Дмитриевна Каблинова пригласила меня на должность коменданта. В этой должности проработал два года. В этот период времени, при Анне Дмитриевне, был всплеск благоустройства городских территорий.

TZAM8495
С Борисом Юсуповым мы впервые встретились в 1989 году, когда оба были избраны в городской Совет народных депутатов. Борис Николаевич возглавил депутатскую комиссию по ЖКХ, а я вошел в ее состав. Наше депутатство продлилось до 1991 года, когда после августовских событий ГКЧП в Москве распался СССР, страна стала уже другой, изменилось законодательство, в том числе и в части местных представительных органов. Но с тех пор мы не раз пересекались по жизни. Даже были публикации в «Городских вестях» о работе Бориса Николаевича в должности коменданта Ревды пятнадцать лет назад. Сейчас он на пенсии, воспитывает внуков. Мы встретились спустя много лет, чтобы поговорить с ним о жизни, о былой работе, о его взгляде на все происходящее сейчас в нашем городе. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Что именно?

— Многое было сделано. Мы отремонтировали порядка десяти городских улиц, построили новые скверы, благоустраивали частный сектор (для чего понадобилось возродить статус председателей уличных комитетов). При Каблиновой роешали, что делать с заброшенными и заросшими бурьяном территориями. На эти цели были выделены средства. Впервые! Мы купили первые триммеры — газонокосилки. Появилась дорожка на улице Павла Зыкина для любителей ходьбы и бега. Здесь же высадили сосны вдоль дороги. Кстати, при Усачеве начали благоустраивать Еланский парк. Потом его забросили. А при Каблиновой благоустройство продолжилось. Предприятие «Горкомхоз» (директор Хужин) очень много вложило в это дело.

Что было потом?

— У нас открыли представительство Уральской торгово-промышленной палаты, которое мне предложили возглавить. Они уже были в нескольких городах области. Мы помогали наладить связи между бизнесом и властью. Я возглавлял это представительство четыре года. Потом ревдинское представительство упразднили и его функции передали Первоуральской торгово-промышленной палате. С этого времени я на пенсии. В Ревде родился, работал, могу похвастаться, что и для города много сделал. Сейчас, когда, на мой взгляд, что-то не так в городе происходит, становится некомфортно.

Почему?

— Да потому что создать комфортные условия для проживания людей — это святая обязанность органов власти. Дороги и благоустройство — одно из важнейших условий. Приятно бывает, когда идешь по улице Горького и видишь благоустроенный сквер около площади. Приятно, что дороги ремонтируют и тротуары. На тротуары мы в свое время мало внимания обращали, но они тогда были еще хорошие. Сейчас они требуют капремонта. Другое дело, как все делается…

 

TZAM8492
«Я в Ревде родился, работал, могу похвастаться, что и для города много сделал», — сказал Борис Юсупов. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Это как, на ваш взгляд, поясните?

— Ну вот судите сами. На ремонт улицы Карла Либкнехта выделено, кажется, 170 миллионов рублей. Думаю, эта сумма очень завышена. Скоро лето закончится, а только за тротуары там взялись. Качество оставляет желает лучшего. На мой взгляд, работа должна быть организована параллельно: идет укладка новой дорожной «одежды» и одновременное строительство тротуаров по четной и нечетной сторонам улицы. Сейчас жителям созданы неудобства. Мы так не делали. Если ремонтировали, то объект закрывали для пешеходов и транспорта, организуя объезды. Тротуарную плитку укладывают не совсем качественно. Пример укладки тротуарной плитки виден на Водной станции. Все сделано замечательно.

Отдельно спрошу о благоустройстве улицы Максима Горького. Что думаете о центре города?

— Я знаю, что дороги здесь не делают, как говорят, из-за ветхих коммуникаций внизу: в любой момент может произойти порыв на теплосети. Думаю, эти опасения напрасны. Под проезжей частью этой улицы теплосеть проходит от улицы Карла Либкнехта до улицы Российская. Именно этот участок в те или иные годы полностью был заменен на новую теплосеть. Поэтому главную улицу города надо привести идеальное состояние.

Сейчас горожане жалуются на качество питьевой воды. Что не так, по вашему мнению?

— У «Водоканала» все-таки прогрессивная технология подготовки питьевой воды для нужд населения. Для сравнения: технологии очистки в Ревде и, к примеру, в Сан-Диего, в американском штате Калифорния, аналогичны (знаю, о чем говорю: мы менялись делегациями). Другое дело, что в Сан-Диего вода потребителям поставляется по магистралям, выполненным из поливинилхлоридных материалов. Сталь, чугун отсутствуют. У нас же с «Водоканала» вода подается потребителям чистая, а приходит по старым стальным и чугунным трубам. В них все дело. Надо поэтапно, по годам менять магистральные водоводы.

Что вы скажете о дорогах частного сектора?

— Их ремонт тоже забывать не надо. И потом планировать каждый год ремонт по одной из таких проблемных улиц. Допустим, заложить в бюджете средства на ремонт той же улицы Сосновой. Там очень много идет транспорта. И то, что дорогу там сейчас засыпали асфальтовой срезкой, не спасает положение.

Boris-YUsupov
2005 год. В это время комендант Ревды Борис Юсупов активно работал с частным сектором. Он добивался, чтобы хозяева домов приводили в порядок свою территорию. Особенно на въезде в город — на улицах Республиканской и Строителей. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

А ваше мнение по зимнему содержанию дорог?

— Это самое ответственное время года для коммунальщиков. Не только в Ревде. Огромное количество отсева высыпается в гололед. И больше трети не подлежит весенней уборке, оседает на газонах. Например, в Новоуральске зимой в качестве эксперимента использовали кварцевый песок. В городе чисто. Да, дороже, чем отсев. Но этот эксперимент там хотят превратить в действительность — хотят посыпать дороги кварцевым песком. Есть и новые технологии. Пермский завод противогололедных материалов поставляет новый реагент «Бионорд-Универсальный», экологически чистый, весной растворяется, уборке не подлежит. Попадая на газон, удобряет почву.

Наверное, этот реагент дороже отсева?

— Одна тонна с доставкой из Екатеринбурга, я узнавал, стоит 27 500 рублей. Но его нужно в семь раз меньше, чем песчано-солевой смеси: 60 граммов на квадратный метр. Думаю, нашей думе стоит рассмотреть такой вопрос на заседании. Можно провести эксперимент, закупив «Бионорд-Универсальный». Он нашел применение во многих городах. Пусть мы не превратим наш город в сказку, но стремиться к этому надо. К тому же, Ревда — первый европейский город.

Борис Николаевич, а что еще нужно, по-вашему, сделать в городе?

— Одна из задач — открыть переезд на 1616 километре железной дороги Екатеринбург-Москва. Его закрыли в 2000 году без всяких на то оснований, не думая о последствиях. При огромном количестве автомобильного транспорта в два с половиной раза снижена пропускная способность въезда и выезда в город. Что при аварийных ситуациях может привести к коллапсу. Самый приемлемый вариант — добиться открытия переезда. Установить шлагбаумы и устройство заграждения переезда. Два месяца назад я разговаривал с руководством Свердловской железной дороги. С этой темой направить письмо, за подписью руководителя администрации.  Железная дорога готова рассмотреть данную просьбу и принять соответствующее решение.

TZAM8486
Вышел на пенсию в 2011 году с должности руководителя Ревдинского представительства Уральской торгово-промышленной палаты. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

А во сколько примерно это может обойтись бюджету Ревды?

— В 2006 году это стоило три миллиона. Сегодня это будет стоить порядка 20 миллионов. С монтажом и электроникой.

Борис Николаевич, не могу не задать еще один вопрос. Последний. Как вы относитесь к возможному переносу памятника Ленину с площади Победы в другое место?

— Так и в 90-е годы, когда ругали коммунистов и прочих с ними за их идеи, тоже были попытки убрать памятник Ленину с площади. Экскурс в историю — Петр Первый! Скольких бояр казнил, других людей, тех же стрельцов за их бунт. А памятники Петру Первому в Санкт-Петербурге стоят! Никто не собирается их убирать. В эпопее с фонтаном неожиданно возник памятник Ленину. Это политический момент. Фонтан можно смонтировать между памятником и КДЦ «Победа». Большинство людей против переноса. Не надо ломать то, что создано предыдущими поколениями. Мое личное мнение: пусть памятник стоит на своем месте.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное