О мотивации. Или почему подростки не хотят учиться

Композитор и педагог Анастасия Беспалова — о том, как помочь ребенку приспособиться к дистанту.

Автор: Анастасия Беспалова, педагог, музыкант, член Союза композиторов России

Помните себя в школе в 15-16 лет? Это примерно девятый класс. Вы все еще учились с усердием первоклашки, с ответственностью и рвением садились за уроки? Лично мне (отличнице и всегда ответственной девочке) в девятом классе вдруг стало тяжело. Вот прямо очень.

Помню, как начались пробуксовки в алгебре, которую я и так никогда не любила, стала со скрипом соображать в геометрии, окончательно разочаровалась в географии, вообще непонятно как плюхалась в английском и «выезжала» только на личном обаянии. И вообще поняла, что до 11-го класса я уже не выдержу — время уходить. Но тогда у меня наметился четкий путь – музыкальное училище (как раз и музыкалка параллельно заканчивалась), дальше — консерватория.

В этом году плюхаются со школой наши дети. Все, особенно подростки. За уроки не садятся, в Zoom не выходят, ленятся, слоняются. Учителя жалуются, родители бесятся. А мне племянник написал, например: «Скоро от девятого класса буду неживой. Как я скучаю по тем временам, когда мы просто ходили на Волчиху».

Ну, что вот делать? Не знаю… Ругать? Ну как ругать того, кого любишь. Вариант первый из «Нашей Раши» — понять и простить? Потакает лени. Хотя, конечно, прощаю. Вариант второй —  мотивировать. Вопрос, чем. Не деньгами же — за каждый выход на урок в Zoom 100 рублей….

Вспомнила сегодня свое учительство и выпускной класс в детской школе искусств на Севере. Подростков, ребят по 16 лет под два метра ростом, и девочек с голыми пупками и пирсингом в носу. И я им такая про Прокофьева. Были, были ребята, которые мне и «проверки на дорогах» устраивали, и вопросы каверзные задавали. И пытались вывести из себя, и урок сорвать, и на гнев проверить. Мне самой тогда было 25 лет.

Особенно помню двух мальчишек. Ух, один мне жару давал, народничек любимый, термоядерный мальчик был. Долго я искала к нему ключ. Нашла! Ко всему классу сразу. И то, что я придумала, было гениально просто. Все мои ребята в итоге ходили на уроки без пропусков. Потому что у них была цель и смысл.

Знаете, почему подростки ничего не делают? А у них нет причины, нет, «ради чего». Сейчас особенно. Просто ради знаний им не интересно. В этом возрасте знания очень выборочно оседают в голове. Ради будущего и ЕГЭ? Смутная затея для подростка. Это больше для родителей. Подросткам нужен стимул, актуальный сегодня. Ради чего они должны приложить столько усилий?

Мои непростые ребятки очень старались за «пятерку автоматом». За четверть по предмету за посещение без пропусков. Да, вот так. С пропусками был выбор между «4» и «5», при условии сдачи интересной презентации по любимой теме в течение четверти, с защитой перед классом. Даже с нулевыми знаниями можно было получить «4», с условием бесшумного присутствия на уроке, не мешая учителю и другим ребятам (ну, вроде того, пришел на урок, тихо посидел, пару раз задал вопрос, что-то ответил, чтобы я видела, что ты здесь — четверочку за посещение получил).

Этот вариант особенно понравился термоядерному мальчику. А дальше… Дальше шкала даже не рассматривалась, потому что этого оказалось достаточно.

И все! Как результат, все что-то делали, все ходили, все хотя бы раз в месяц прикладывали усилие и усердие. Ну и попутно всё равно слушали материал, что-то на ус мотали, сдавали работы, проверочные экспресс-тесты. Дети включились в игру, а мне было что поставить им за каждый урок в журнал. Все получили хорошие аттестаты от меня на память.

Когда уровень знаний или условия для обучения невозможные, все равно педагог и родители в силах придумать что-то, чтобы ребенок не упал духом, чтобы у него был стимул и он какие-то знания усвоил. Пообещайте детям хотя бы отличную оценку «автоматом» за год! И тогда они выйдут во все Zoomы и сдадут вам все контрольные с радостью!

Этот год, конечно, нулевой по знаниям у всех детей. Ну что теперь делать — вот такая история, такие обстоятельства. Но и ребят мне жаль. Всех. Невозможно с энтузиазмом учиться так, как это было при живом общении, и требовать от детей волшебной успеваемости. И ведь это продолжается не месяц. Конечно, их это вымотало. Ведь школа – это изначально не про дистант. Школа — когда внимали, открыв рот, как ученики вокруг Пифагора или Иисуса.

При этом я не оправдываю подростковую лень, нет. Умение сделать усилие нужно воспитывать — пригодится (это опять про мотивацию). Но призываю всех учителей и родителей где-то проявить смекалку и придумать, придумать действенную мотивацию для детей, особенно подростков. Из-за нестабильного времени, созданного взрослыми, им сейчас тяжелее вдвойне.

Особенно умным, хорошим, думающим детям, потому что они слишком понимают маразматичность всего происходящего.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное