«Пусть и наши дети растут за кулисами». История цирковых артистов Елены и Михаила Несоновых

Супруги из Ревды рассказали, как попали на манеж и почему выступают вместе.

Ревдинка Елена Несонова никогда не грезила цирком, но жизнь распорядилась иначе. Она выросла в Екатеринбурге, где активно занималась творчеством. Ее будущий муж Михаил (он младше на восемь лет) между тем рос в Ревде на Кирзаводе и о цирке тоже совершенно не думал: играл в футбол, баскетбол, бегал, танцевал, а также увлекался паркуром. И Михаила путь привел в цирковую студию клуба «Цветники». А затем — свел с Еленой. Но давайте обо всем по порядку.


Лена

Elena-v-detstve1
Елена говорит, что в детстве была очень самостоятельной и сама выбирала, чем будет заниматься: танцевать, рисовать, петь в хоре. Все это без мамы. Мечтала о музыкальной школе, но пропустила сроки поступления, и, несмотря на абсолютный слух, ее учиться не взяли. Потом еще бегала-прыгала в спортшколе, плавала… А мечтала — о большой сцене. Фото//личный архив Елены Несоновой

— Очень хотела стать певицей! А родители у меня не творческие, самые обычные, и я дома со своим рвением была этакой белой вороной. Но они ничего мне не запрещали, правда, считали увлечения лишь прихотями. Мама вообще хотела, чтобы я на бухгалтера выучилась, представляете?

Елена была в третьем классе, когда в школе получила роль Осени на празднике. Она вышла на сцену и отлично справилась, а главное, влюбилась в это особенное чувство: когда все смотрят на тебя, улыбаются и аплодируют. И вот тогда задумалась о будущем уже всерьез.


Миша

Mihail-v-detstve
Фото//личный архив Михаила Несонова

Михаил танцевал брейк, тектоник, эстрадные танцы, прыгал и крутился — занимался паркуром. В цирковую студию «Цветников» попал как раз благодаря ему. И узнал, что в Свердловском колледже искусства и культуры есть отделение цирка. Он поступил сразу, правда, думал, что если не возьмут — пойдет в спасатели. Но все получилось, а родители (мама — крановщик, а папа — наладчик оборудования) — поддержали всецело.

—  Вспоминая их тяжелый труд, еще в детстве я решил, что завод — это не мое, — делится Михаил.


Вместе

несоновы
Фото//Никита Журнаков

Познакомились Михаил и Елена шесть лет назад. Она была турагентом, увлекалась фотосъемкой, а он уже гастролировал с цирком. И вот однажды был детский праздник. Михаил развлекал малышню, а Елена — фотографировала. Встретились, но встречаться решили не сразу.

Елена вспоминает:

— Мне уже было 27, а Мишке — 20. Он был такой рассудительный, серьезный. Такой качек-мужичек. Я думала, ему 25 лет. А я уже была совсем взрослой, даже разочаровавшейся в отношениях, хотела семью, а не романтику: с борщами, детскими пеленками и прочим. А тут он, такой мальчишка. Но, конечно, понравился сразу. И решила взять быка за рога. Объявила ему: или мы вместе навсегда, или расстаемся, просто короткий роман мне не нужен. А Миша сказал на это: «Я выбрал тебя». Через два месяца отношений мы пошли и сделали татуировки… парные… На всю жизнь… Да, взрослые рассудительные люди…

Поженились артисты 25 августа 2019 года. Торжество тоже было в цирковом стиле: среди участников были артисты на ходулях, лилипут, питон и много номеров от коллег.

— Все было оформлено в цирковой палитре, записаны специальные объявления в стиле концерта, раздавали сладкую вату и попкорн, — вспоминают артисты. — Свадьбу планировали полгода, причем прямо во время гастролей. За две недели до торжества приехали и все организовали под ключ.


Быт

nesonovy-1
Фото//Из личного архива супругов Несоновых

Михаил все чаще уезжал на гастроли. Получалось, что в году влюбленные могли видеться только три месяца, и то с перерывами. Три недели вместе, три месяца гастролей. Через пару лет таких отношений надо было что-то менять. А поскольку Михаил не представлял себя в обычной жизни, то пришло единственное логичное решение — увлечь цирком и Елену.

Она не представляла, с чего начинать. Но Михаил был рядом, а главное, семья ее тоже поддержала.

Елена рассказывает:

— До цирка я работала в офисе и понимала, что мне нужна творческая профессия. Стала фотографом и поняла, что это тоже не совсем мое. Да, это творчество, но мне не нравилось быть по ту сторону объектива, за кулисами. Мне хотелось блистать. А когда в мою жизнь пришел цирк, все встало на свои места. В жизни появилась гармония.

Ей было 30, когда она впервые вышла на сцену. Это был номер в неоновом свете с участием собак. Ее трясло, било и колотило:

— Меня за все тридцать лет всего раз так трясло, перед операцией (была в жизни неприятность). Перед выходом на публику не знала, куда себя деть, нервничала, адреналин зашкаливал. Вышла — и все, дальше белый лист. Наверное, это был просто шок. Ничего не помню, вообще, такая вот защита нервной системы.


Амплуа

kloun-nesonov
Михаил в колледже выучился на акробата, занимался жонглированием и показывал силовые номера. Сейчас он — коверный, клоун. Кстати, именно в таком жанре выступал легендарный Юрий Никулин. Фото// личный архив Михаила Несонова
несонова
Елена специального образования не получила. Она самоучка, брала уроки у знакомой артистки, а также смотрела видео на ютьюбе. Ну и муж, конечно, помогал. Выступает с дрессированными пуделями, светодиодным шоу, объемными геометрическими фигурами. Фото// личный архив Елены Несоновой

Собаки — это большая любовь Елены. Она даже хотела стать кинологом. Собака есть и у супругов, тоже цирковая, а поскольку с одним псом выступать неинтересно, они завели еще двоих. И поставили отличный номер, который нравится и детям, и взрослым.

— Больше всего я люблю свое светодиодное шоу. Я люблю танцевать и удивлять, у меня уникальный костюм, который светится в темноте не светодиодами, а люминесцентной краской. Мне нравится динамика и яркость, для меня это самовыражение в танце. Определенной роли нет, но дети говорят, что я павлин или фея из-за светящихся крыльев! — смеется Елена.


Секреты цирка

Несоновы выступают под своими именами, а у Михаила еще есть псевдоним — Зюзик.

—  Основная задача клоуна — сделать так, чтобы люди на этот короткий промежуток времени забыли о насущных проблемах, восхищались, смеялись, — делится секретом работы Михаил. — Клоун должен уметь делать «Вау!» на пустом месте. Рассмешить зрителя не так сложно, мы не придумываем каждый раз что-то новое, мы оттачиваем свои репризы годами. При этом что-то новое приходит на самих выступлениях. В клоунаде очень много разных приемов, нельзя пользоваться только одним. Если ты упадешь, это будет смешно лишь один раз. А на манеже тебе нужно появиться около пяти раз, каждый выход до десяти минут.

цирк
В цирке, прибавляет Елена, можно надеяться только на себя. И здесь редко кто может вырасти: если ты артист — им ты и будешь. В директора не пробиться. А вот профессионально можно расти бесконечно. Фото//Личный архив Елены Несоновой

— Мне не нравится фраза, которую можно услышать о цирковых: «выстрелить до фестиваля мирового уровня». Это не везение, это кропотливая работа, — говорит Елена. — Или ты к этому шел, совершенствовался, придумывал концепцию, отшивал крутой костюм, отрабатывал сложные трюки, или ты забил и с одним и тем же номером в одном и том же костюме выступаешь годами. Если первый вариант, то для тебя станет само собой разумеющимся, что ты дойдешь до уровня мастера и выступишь на фестивале. Другой вопрос, нужно ли тебе это? Фестиваль циркового искусства — это не Олимп. Кому-то хватает для счастья выступать в хорошем цирке с известным именем и получать восторженные аплодисменты.


Суеверия

QllXzYPYFEc
Фото//Личный архив Елены Несоновой

А как без них! Так, Михаил говорит, что нельзя есть семечки, считается, что каждая съеденная семечка — потерянный зритель. Нельзя ходить по пустой сцене, не говори слово «последний», только «крайний». Нельзя стоять и сидеть спиной к манежу. Еще и из соображений безопасности, ведь на голову может что-то упасть.

— Цирковой — это опасная профессия. Она связана с риском. Не важно, летаешь ты под куполом цирка или жонглируешь шариками. Поэтому артисты очень суеверны.Елена

Детей у супругов пока нет, но когда они появятся, будут ездить вместе с мамой и папой на гастроли.

—  Для меня нет сложности быть артистом и мамой одновременно. Задумалась и не нашла ни одной существенной проблемы. Наоборот, я хочу, чтобы мой ребенок рос за кулисами, — говорит Елена. — Да, работа в цирке специфична. Но она точно не идет в разрез с семьей и детьми. У нас в труппе были семьи с детьми, а труппа — это одна семья на время гастролей. Когда родители малышки выступали, свободный в это время артист качал ее в коляске за кулисами, потом передавал дальше и сам шел выступать.  А для подросшего ребенка вообще рай жить такой жизнью.


Стереотипы

nesonova
Несоновы не любят, когда о цирке говорят неправду. Так, их очень сердит мнение, что все дрессировщики — живодеры. Фото//Личный архив Елены Несоновой

Елена объясняет:

— Я — ярая зоозащитница. Прежде мне казалось, что над всеми животными в цирке издеваются, на них наживаются. И оказалось открытием, что дрессировщики очень любят своих животных и пытаются создать для них лучшие условия. Искренне переживают за них, лечат, если те болеют, дрессируют. Например, я своих собак никогда не бью, это вообще табу в нашей семье. Но мимо проходящие люди всегда их жалеют: «Собачки пить, наверное, хотят, а может, они голодные? Вы, наверное, мало с ними гуляете?». Ведь если собаки в цирке, то априори они несчастны. Хотя именно эти собаки как сыр в масле катаются. Для меня это мои дети, члены семьи.


Деньги

sovmestnyj-nomer
В последние годы супруги работали в частном цирке «Хамелеон», жили в Санкт-Петербурге. На время пандемии тоже были на карантине. Думали: быстро пройдет. Но потом стали размышлять о дополнительном заработке. Елена занялась фотосъемкой, а Михаил много что перебрал: трудился звукооператором в караоке, упаковщиком, работал в «Сима-ленде» и в «Магнит-логистике», а сейчас работает инструктором аэро-трубы. Живут супруги в Ревде, планируют купить квартиру и перебраться на Кирзавод. Фото//Личный архив Елены Несоновой

Недавно артисты подписали большой контракт на гастроли в Турцию, но поскольку эту страну снова закрыли, они пока не знают, что дальше. Впрочем, где наша не пропадала: Несоновы верят, что все же доберутся до Турции обходными путями. Ну или поедут на гастроли по России — благо, поступает много предложений.

Когда-нибудь, говорит Елена, ей придется сменить квалификацию. Но это будет совсем не скоро, по крайней мере до тех пор, пока не пропадет желание развиваться и быть артистом.

— Не буду же я в 50 лет выступать со светодиодным шоу, — смеется она. — Насколько бы я ни была профессионалом, в любом случае это будет выглядеть неэстетично. Такой жанр оставим молодым. Что бы я выбрала? Возможно, я заведу еще парочку собак и сделаю с ними массовый номер.Елена Несонова, цирковая артистка

О самом главном в жизни артиста Елена говорит очень коротко и лаконично:

— Аплодисменты — это мое вдохновение, это энергия, которую я получаю взамен, отдавая свою во время выступления. Артистам очень приятно слышать аплодисменты, поэтому не скупитесь на них!

Иногда Елена пишет о буднях циркачей в своем инстаграме под тегом #заметкицирковойартистки.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное