«Пустая могила». Как в Ревде появился кенотаф

В нашем городе увековечена память умерших австро-венгерских военнопленных.

2021-08-15, 12:39 Истории 1 900

В Ревде есть мемориальный комплекс, о существовании которого и тем более о месте его нахождения знает далеко не каждый житель города. Это кенотаф — символическая могила, памятник, считающийся надгробным, но под ним нет останков покойного. У нас кенотаф установлен в память венгерских и австрийских военнопленных Первой и Второй мировых войн, умерших в Ревде. Он находится около сада «Автомобилист», в районе поселка кирзавода. При этом 417 военнопленных похоронены на кладбище, которое было на месте сегодняшнего сада.

кенотаф
Кенотаф австро-венгерским военнопленным Первой мировой войны у сада «Автомобилист». Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

Как оказались в Ревде военнопленные

Первую партию пленных Первой мировой войны привезли в Ревду в 1916 году. Всего здесь содержалось почти две тысячи человек — австрийцев, словаков, немцев и особенно много венгров. Они жили в казармах полуразвалившегося небольшого Шараминского завода около реки Ревды, здесь позднее построили деревообделочный цех РММЗ. Комендантом этого лагеря был ревдинец, полный Георгиевский кавалер Степан Минин, после серьезного ранения на фронте.

Столько военнопленных содержать в одном месте было очень сложно, поэтому часть их оставили на Ревдинском заводе, около пятисот человек перевезли в Мариинск, примерно столько же — на Гусевку, на Петровские дачи. Их использовали на подсобных и черновых работах. Военнопленных никто не охранял, они свободно общались с местными жителями. Некоторые женились на ревдинских девушках. После Гражданской войны большинство уехали домой или разъехались по России. Другие остались в Ревде, но в 1937-1938 годах они все были репрессированы. А 417 австро-венгров за годы плена скончались (многие от тифа и пневмонии) и были похоронены в Ревде — для них устроили специальное кладбище. Четыре австрийских офицера похоронены на городском кладбище. Рядом с ними могила первого и единственного коменданта лагеря военнопленных Степана Минина.

Почему установили кенотаф

В 20-е годы прошлого века ревдинцы, из пролетарской солидарности, на кладбище военнопленных установили памятник с надписью: «Братьям по классу. Жертвам капитала. Ревдинские рабочие». Спустя годы памятник был разрушен, и по решению руководства города здесь организовали садоводческое товарищество «Автомобилист».

В конце 80-х в Ревду приехала делегация из Венгрии — посетить могилы соотечественников. К тому времени могил как таковых уже не было, видимо, поэтому и решили установить поблизости кенотаф — на средства Венгерской Народной Республики. Что и было сделано. Почему? На рубеже 1980-1990 годов Советский Союз, а потом и Российская Федерация подписали со всеми странами-противниками (в том числе с Венгрией) в годы Второй мировой войны новые соглашения о статусе воинских захоронений. Российская сторона обязалась безвозмездно предоставить земельные участки под воинские захоронения, обеспечить их сохранность и освободить от таможенных пошлин.

В свою очередь, европейские государства обязались обеспечить сохранность российских военных могил на своей территории и взяли на себя расходы по благоустройству своих военных кладбищ в России.

photo_2021-08-13_15-41-34
На мемориальных табличках кенотафа надписи на двух языках. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

Как узаконили кенотаф

Узаконили кенотаф много позже (по-видимому, поначалу этого и не требовалось). Во-первых, в ноябре 1991 года была создана Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» — для организации поиска и учета иностранных воинских захоронений. Далее, 15 декабря 1992 года, было подписано межправительственное соглашение России и Германии, в котором говорится: «…уход за могилами погибших в войнах на российской и германской земле является конкретным выражением взаимопонимания и примирения между народами Российской Федерации и немецким народом». И наконец, 13 января 1995 года правительство РФ приняло постановление «О мерах по реализации межправительственных соглашений и об обеспечении сохранности и порядка содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации».

На этой законодательной базе представитель региональной Ассоциации «Военные мемориалы» профессор УрФУ, доктор исторических наук Владимир Мотревич и обратился в администрацию Ревды с просьбой об отводе земли для кенотафа. Постановлением главы Ревдинского района Владимира Усачева от 8 августа 1996 года земельный участок выделен областным «Военным мемориалам» в бессрочное пользование. Поэтому сейчас на кенотафе надписи на двух языках на двух табличках: «Здесь покоятся венгерские военнопленные — жертвы Второй мировой войны» и «В память об австрийских военнопленных Первой и Второй мировых войн, умерших в России».

Mogily
Захоронение пленных в Ревде, на месте сада «Автомобилист». Фото//архив доктора исторических наук, профессора УрФУ В.П. Мотревича

Военнопленных хоронили в неотведенных местах

Обратимся к нескольким материалам профессора УрФУ Владимира Мотревича, они опубликованы в интернете. В годы Великой Отечественной войны части Красной армии пленили более 4 млн иностранных военнослужащих. Первые эшелоны с военнопленными прибыли в Свердловскую область в мае 1942 года. К лету 1945 года их численность составила 95,5 тысячи человек. В период 1944-1955 годов умерли 14306 из них.

Владимир Мотревич обнаружил в архивах Управления ФСБ по Свердловской области такие сведения: в 1942 году на территории области умерли еще 2217 военнопленных. Всего в послевоенные годы в советских лагерях для иностранных военнопленных скончались более 580 тысяч человек. По разным причинам. Их часто хоронили в не отведенных для этих целей местах, в братских могилах.

Поэтому 24 августа 1944 года вышла директива Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД «О захоронениях военнопленных». Документом предусматривалось для захоронения умерших военнопленных отводить в непосредственной близости от лагеря или госпиталя специальные участки свободной земли. На протяжении 1950-1980 годов статус воинских захоронений на территории Советского Союза регламентировался положениями Женевской конвенции 1949 года. Подписавшие ее страны обязывались обеспечить сохранность и уход за находившимися на их территории воинскими захоронениями.

Военнопленные Второй Мировой

Всего на территории Свердловской области в 1942-1956 годах находилось 14 лагерей, 11 отдельных рабочих батальонов и два госпиталя для военнопленных, через которые прошли свыше 250 тысяч солдат и офицеров. Спецлагерь №476 для военных преступников, четвертое отделение которого было в Ревде, был самым крупным на территории Советского Союза. По состоянию на 1 июля 1953 года, в нем отбывали наказание 7170 осужденных иностранных граждан. Сейчас в Свердловской области в местах захоронения иностранных военнопленных Второй мировой войны благоустроены 23 воинских кладбища и установлен 31 памятный знак. Например, Федеративная Республика Германия облагородила 17 кладбищ и установила один памятный знак, Венгерская Республика — шесть кладбищ и 26 памятных знаков.

Поддержание порядка на местах захоронений военнопленных возлагается на местные органы власти. С освобождением от платы за землю. За кенотафом в Ревде ухаживают и местные жители, и садоводы «Автомобилиста» — траву на участке косят регулярно, присматриваются к каждому человеку, кто сюда приходит — мало ли какие у посетителя намерения. С 2018 года над памятником шефствует местная общественная организация ветеранов пограничных войск «Стражи границ».

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное