«У меня был только один страх — не сдержать огонь»

Ревдинские пожарные-добровольцы рассказали, почему бесстрашно вышли на борьбу с огнем.

Первый клич о помощи пожарные Ревды бросили вечером 24 августа. Горела Волчиха, трасса была перекрыта, спасатели не справлялись: очень много очагов возгорания, которые нужно было заливать и захлестывать ветками. Десятки добровольцев скоординировались в социальных сетях и бросились на помощь. А затем все покатилось, как снежный ком: не дожидаясь призывов, люди сами брали воду, лопаты, тяпки и мчались к огню — на Промкомбинате, Гусевке, ДОКе, Барановке. И благодаря их рукам, ногам (буквально приходилось сапогами разбрасывать горящий сухостой), холодным головам и отваге — самых страшных последствий, кажется, удалось избежать.

Ежедневно в телеграм-канале Ревда-инфо.ру мы публикуем пост о том, где именно требуется помощь волонтеров на пожаре.

Огонь еще горит, и люди не сидят дома: всех возрастов, всех социальных статусов, они работают бок о бок на пожарищах, пишут в чатах в вотсапе, связываются в соцсетях. Главные требования к добровольцам: закрытая одежда, возраст 18+, сапоги, вода с собой — там дымно и душно.

Volontery-Kamennaya
Команда волонтеров, которые почти две недели тушат пожар на горе Каменной. Кроме этих ребят помогают и садоводы — дежурят днем и ночью. Их при каждом звонке журналистов благодарит лесничий Ильдар Ахметов (он контролирует ситуацию на Каменной). Фото// Ильдар Ахметов

Почти сразу после сбора волонтеров в соцсетях правительство области и ГУ МЧС распространили сообщения, что добровольцам тушить огонь опасно и нежелательно: сил хватает, техники тоже, и вообще «все под контролем». Но выезжая на пожары в разных районах города, мы убеждаемся: это не так. Не хватает ни сил, ни техники, пожарные работают на пределе своих сил. Вот почему помощь тех, кто выходит на бой со стихией — не один на один, а при поддержке десятков людей — так важна и нужна сейчас. Низкий поклон вам, земляки! Всем вместе и каждому отдельно. Спасибо!

Мы попросили некоторых добровольцев поделиться впечатлениями о тушении огня. Не все согласились показать лица, далеко не у каждого есть фотографии (до съемки ли на пожарище), а кое-кто даже фамилию не назвал, говоря, что добрые дела привык делать молча.

IMG_0678-1
Волонтер на Волчихе вечером 26 августа. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Мы делали это ради всех нас»

Виктория Белоглазова, 21 год, учитель:

— Очень хотелось помочь потушить пожар на столько, на сколько мы могли бы это сделать, пожарные — это тоже люди, и они хотят спать, кушать, их дома ждут жены и дети, нужно уважать друг друга и помогать друг другу, поэтому и поехали. Мы с подругами приехали на Гусевку из Ревды, взяв с собой 140 литров воды, но и этого оказалось мало. Мы сразу спросили, что им делать и получили указание окапывать место очага и тушить водой. До этого мне ни разу не приходилось тушить пожары.

Revda-info-kollazhi-Valya-Permyakova
Виктория и пожарище на Гусевке. Коллаж// фото из личного архива и снимок Татьяны Замятиной
Новости о новых возгораниях распространялись в интернете со скоростью света и почти везде писали про то, что требуются добровольцы. Так мы и узнали.

Работали около трех часов с перерывами на отдых. Нам не пришлось выбирать, где просили больше всего помощи, туда и поехали. Мы увидели, как на другой стороне полыхает, пошли туда и оказались в засаде. Кажется, только все потушили, а оно снова горит.

Тушить было не тяжело и не страшно. Когда ты пытаешься тушить пожар, то не замечаешь как летит время и того, что ты устал. Мы делали это ради всех нас! Мне было как-то все равно на то, как идет время, главное было потушить и уйти спокойно домой, зная, что все хорошо.


«Мэрия должна сказать людям спасибо»

Андрей, 51 год, бизнесмен:

— Я живу на Промкомбинате. Дважды помогал тушить огонь в Совхозе: горело там на вершине. В первый день было человек пятьдесят, во второй день сначала поменьше, а потом машин много приехало. И машины, знаете, самые разные: от «жигулей» до иномарок. Тракторист-частник приезжал, воду привозил. Пожарные приезжали, потом уезжали на более важные пожары. И все работали до темноты. Пришли машины «Водоканала» с водой.

promkombinat
Это не Андрей. Это просто два неизвестных нам (к сожалению) волонтера во время тушения огня на Промкомбинате 24 августа. Фото// Наталья Салангина, Ревда-инфо.ру

А когда организовалась пауза, чтобы посмотреть, где еще дым, я спросил у девчонок в компании: вы откуда, мол? А одна: «Мы с Кирзавода». А вторая: «Мы с Возмутителей». Кто-то с Южного, кто-то с работы ехал… Представляете, сколько людей?

Уже близилось завершение работы, и девочки, имен не знаю, но с Кирзавода, им около 30 лет, говорят: «Мы поедем на Гусевку, там еще поможем». Меня удивило и воодушевило, как откликаются люди. Пожарищ же много: не только Совхоз, но и Каменная, и ДОК… И везде люди едут.

Как я туда попал? Это довольно далеко от моего дома. Но мне позвонил друг: приезжай на помощь, а я на ДОКе тушить помогал, там у меня работа, и тоже горело. И потом сразу туда. А там вся вершина в машинах!

Почему не хватает сил пожарных? Очень много возгораний. Очень много вызовов. Я разговаривал с пожарными: они почти не спят, они все время на работе. И даже в определенный момент даже машины посылать не стали: приезжали, оценивали ситуацию и потом решали, как действовать. Экономили силы и время.

Пока нас так много, нас не победить! Работа находится всем: носят воду, обкапывают пожарища. Одна женщина просто принесла три пятилитровки: «Вылейте куда-нибудь». Один привез 15 бутылей. Все заняты, встают цепью, передают из рук в руки воду, инструменты, с тяпками, с лопатами. Народ встает и работает. Это впечатляет очень.

Почему люди это делают? Люди думают о природе. Почти все наши леса чиновники распродали, а то, что осталось, горит… Вмешаться в тушение должна мэрия! Организовать дружины, помогать деньгами, водой. А что, они только могут землю вдоль пруда продавать? Так, я знаю, что один бизнесмен из Ревды купил рукава нашим пожарным. Некоторые депутаты помогали руками: я видел их. И простые работяги, и пенсионеры, и молодежь, все работают бок о бок. Все вместе! Мэрия бы людям спасибо сказала хотя бы — публично. Это было бы приятно.


«Было страшно только первые две минуты»

Егор, 26 лет, охранник на СУМЗе, продавец-консультант:

— Я приехал на Волчиху из Ревды потому что горело сильно, и я понимал, что службам МЧС явно потребуется помощь. Для этого отпросился с работы пораньше. Видел дым вокруг города, а также видел в соцсетях видео. Приехал туда, куда мне было ближе всего. Решил ехать тушить, просто потому что я здесь живу и это мой родной город. Я здесь родился и вырос. Ну и потому что мне не все равно!

Был на пожаре с 24 по 25 августа с девяти вечера до часу ночи.  И с 25 по 26 августа с десяти вечера до двух ночи. Кроме Волчихи тушил возгорание еще и вдоль трассы Ревда-Первоуральск.

Тушить было не тяжело. Да и эмоций при этом особых никаких не испытывал. Знал, что я делаю и для чего, это очень мотивировало. Хоть и было страшно, но только первые две минуты. Потом взял себя в руки и принялся тушить. Домой вернулся без сил. Отдохну, и снова поеду.


«Сверху мы были похожи на муравьев»

Рустам Закиев, 36 лет, ПАО НЛМК, оператор станков с ЧПУ:

— Я был в гостях у родителей близ Лысой горы. И увидел дым в районе Волчихи. Через 20 минут увидел, что дыма стало еще больше, он стал густым, было видно языки пламени, все это разгорается быстро. Завыли кругом собаки. Стало жутко. Мы начали переписываться в вотсапе, приходили видео с огнем, данные, что перекрыли трассу. Я увидел у вас в телеграме, что пожарные ждут помощи волонтеров. Я быстренько собрался, взял воду и поехал туда.

WhatsApp-Image-2021-08-24-at-23.24.56
Рустам во время работы на Волчихе. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

У кафе на ГЛК «Волчиха» тогда уже собрание прошло, задачи распределили. Нас поделили на четыре команды. Я попал в первую — нас было 10 человек, во главе с пожарным. Мы побежали по краю огня, наша задача была откинуть сухостой, листву — ногами, хотя бы на три метра, чтобы это дальше не пошло. Была вода в пятилитровых бутылках, мы проливали воспламенения. Где было огня больше, нас не пускали, там тушили пожарные.

Зрелище было страшное, все черное, в пепле. Ветер разносил дым, люди кашляли. Видны были щели в корнях, все раскалено, там было все в огне так, что можно было, наверное, металл плавить.

Я там был два часа, с 18 до 20 часов. Все работали, все сразу начали помогать, никто не расхаживал без дела. Сначала девушек не хотели пускать, но их было 50% от всех, кто приехал. И им тоже разрешили работать, но пожарные строго велели смотреть за ними.

Браво всем. Мы реально остановили огонь. Если бы на нас глядели сверху, мы бы напоминали работающих муравьев — все работали ногами, лопатами. Но возгораний еще очень много. Глядя на то, сколько их вокруг Ревды, я боюсь за город, за свою семью. Если ветер поднимется, огонь может дойти до жилых домов. Не раздумывая, надо идти и помогать, это наше общее дело.


«Поехал туда, где не хватало людей»

Сергей Лавреньтев, 37 лет, рабочий:

 

Lavrentev
— Я тушил пожар 25 августа на Промкомбинате, тушил впервые, до этого никогда не участвовал в подобном. Узнал о том, что нужны добровольцы, из канала Ревда-инфо в телеграме и решил ехать, потому что людям требовалась помощь. Сам я из Ревды. Откликнулся, потому что мне не безразлично то, что происходит в Ревде. Почему поехал именно туда? Там, по информации, больше всего не хватало людей и были нужны ведра. Фото// личный архив

«Было ощущение, что вспахала поле лопатой»

Екатерина Ферфис, 32 года, Полевской:

— Приехала потому, что моя творческая, ранимая душа не выдерживает такого «зрелища» (в плохом смысле этого слова), и я с большой болью реагирую на мысль о том, что там горит все живое. Мы дышим свежим воздухом благодаря лесам. И еще сильнее сжимается сердце, когда понимаешь, сколько животных, птиц, насекомых останется без своего дома!

Узнала о пожарах, выглянув из окна: весь Полевской в смоге. Открыла интернет, и меня «парализовало» от страха. В ночь с 24 на 25 августа я не могла уснуть примерно до 8:30, переживала за животных, за лес. Проснулась в примерно в 12:00 в панике: куда бежать и что делать?! Позвонила в службу 112, они ничего не знают, позвонила в МЧС, никто не снял трубку.

photo_2021-08-27_14-14-24
Екатерина на пожаре на Волчихе. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Нашла вашу группу в инстаграме, под одним из постов нашла первый попавшийся номер телефона. Позвонила, ответил молодой человек, Артем. Сказал, что нужно ехать в какие-то «Чусовские гаражи». Взяла подругу Нину, она моя сослуживица, майор полиции (я бывший сотрудник полиции). К сожалению, у нас была только одна лопата, но мы взяли много воды. Двигались по навигатору, и он привел нас в те самые «Чусовские гаражи». Но там никого не оказалось, мы просто поехали на дым. Пожарные сказали, что мы приехали к Волчихе. Пожар в этом месте потушить удалось. Меня как раз в тот момент сфотографировали.

Дальше я услышала от молодого человека, что они поехали в другой лес, где сильно горит, но там нет пожарных машин и работают только волонтеры. Таким образом мы оказались в Первоуральском лесу, где именно, не знаю.

К тому времени нас было уже четыре машины, просто по дороге присоединились волонтеры, водители на трассе останавливались и пропускали нас, чтоб мы могли съехать в лесополосу. Я была очень удивлена и бесконечно рада, когда увидела нашу пожарную машину, из Полевского, они приехали к нам в лес на помощь, как они там оказались, я не знаю, мы даже пожали друг другу руки на радостях. Тушили пожар до самой темноты. Потом стало вообще ничего не видно, мы по навигатору через Ревду, Дегтярск вернулись домой примерно в час ночи.

TZAM4995
«На следующий день было ощущение на физическом уровне, что ты не огород картошки выкопал, а вспахал целое поле лопатой. Болело все тело (хотя у меня хорошая физподготовка). От мысли, что ты спас много деревьев, боль становится какой-то родной и естественной. Но страх за природу побуждает снова ехать тушить. Ехать, брать лопату и копать, копать, тушить. От страха почему-то даже прибавляется сил. После ты едешь домой снова, истощенный физически и морально, потому что бессилен перед стихией». Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Я надеюсь на осознанность людей, молюсь, чтобы пошел дождь. Фраза «Защищать Родину» — не только о боевых действиях, там и о любви, о помощи, о том, чтобы беречь родину и не вредить ей. Природа помогает нам, мы обязаны помогать ей.

Раньше я бывала на лесных пожарах только по долгу службы (перекрытие проезжей части, охрана зоны возгорания, в целях безопасности граждан). Добровольно поехала впервые. И буду ездить, пока не потушим все пожары. Спасибо всем, кто помогает природе!


«Не могу сидеть, когда такое рядом с нашим домом»

Юлий, 31 год, менеджер по закупкам в компании «Сималенд»:

— Я тушил пожар 25 августа на 323-м километре Пермского тракта, напротив Волчихи в сторону Первоуральска. П пожар был на повороте на Магнитку. Там было очень жестко горело, причем огонь развернулся и пошел в сторону Чусовой. Поэтому и поехал вчера именно туда.

volchiha
Вечер 24 августа. Пожарный (имени мы не знаем) проливает тлеющие деревья на Волчихе. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру
Поехал после работы, в 21.30, на тот момент была информация, что все очаги вокруг Ревды окопали, но именно на трассе было открытое возгорание, и огонь на раз перешагивал минерализованные полосы.

Я состою в поисковом отряде «Ревдинские волки», опыта хождения по лесам много, и отреагировал потому, что не могу сидеть спокойно, когда такое происходит рядом с нашим домом. Меня скоординировали волонтеры из Первоуральска и подъехал туда, где требовалось больше помощи.

Было не страшно. Только душно. И еще я очень злился на людей, по чьей вине, скорее всего, и случился пожар. У меня был только один страх — не сдержать огонь.

В три ночи вернулся домой, а в шесть утра встал на работу. Многие там были вообще с девяти утра. Народ вымотан. Очень порадовало то, что люди повозили воду, перчатки, лопаты. Просто останавливались, выгружали и уезжали.


«Если мы не защитим лес, дальше будет хуже»

Дина Хитрова, 43 года, Екатеринбург, архитектор:

— Мне всегда жалко лес. Я тушу пожары уже 12 лет, по всей России. Хочется сохранить лес для будущих поколений, без леса у нас нет шансов. Если мы не будем беречь и защищать наши зеленые легкие от пожаров, от вырубок, то дальше будет все хуже.

Dina-1
Дина на пожаре. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Это тяжелая физическая работа, но ее нужно делать. Понятно, что сначала всем тяжело — и мужчинам, и женщинам. Но ты привыкаешь, учишься, потом нагрузка кажется не такой опасной, тяжелой. Ты видишь, как справляются другие, это подбадривает. Вчера мы были на озере Глухом, защищали СНТ «Мирный», но там попроще ситуация. Приехали сюда, здесь нам сказали, что люди нужны, мы постарались привезти как можно больше. Здесь мы второй день.


«Оставался бы дольше, но темно»

Александр Ушаков, 20 лет, студент:

— На пожары езжу один, так как позволяет график и силы, ведь я самозанятый и по совместительству студент. 24 августа, выглянув в окно, увидел огромный столб дыма в стороне Волчихи. Туда и поехал волонтером. Затем 25 августа на Каменное, там был весь день. А сегодня с самого утра в Краснояре, на Моховом. Раньше тушением не занимался, но следил за новостями и перенимал знания якутских огнеборцев — пригодились.

Что делаю на пожарище? То, что скажет наставник. На Каменном, например, поливали из рюкзаков изначально окраины периметра возгорания, с чем справились неплохо благодаря слаженной работе, содействию пожарной бригады и Водоканала. Затем пошли к центру, где когда-то был красивый вид со смотровой.

photo_2021-08-26_19-32-52
Александр в лесу на Майской. Это старое фото, на пожарище Сашу никто не снимал. Фото// личный архив

Вчера был на Моховом. Там подход был иным. Периметр возгорания был огорожен глубочайшими бороздами и прорубленными бульдозером оперативными дорогами, затем очистка от сухостоя и уже загоревших деревьев. То, что не горело, — через дорогу/борозду от огня, то что уже в угле, — прямо в костер. Жалко растения, но, к сожалению, по-другому пожар на болоте в труднодоступных местах не остановить. Кто-то пилит бензопилой, другие в это же время таскают бревна и засыпают землей открытый огонь, махая беспрестанно лопатой. И так весь день. И снова поеду. Я так уже три дня, в первый вечером только приехал. Второй и третий дни был там с 9 до 19. Оставался бы дольше, но темно, а наставники за нас беспокоятся.

Впечатления? Если говорить о процессе работы, то я в удивлении! Я даже не представлял, насколько у нас мужественные и сплоченные в трудные минуты уральцы! Приезжают и из Арамиля, и из Полевского, и из Екатеринбурга. Все работаем дружно, ответственно и слаженно. Каждый при деле и ни минуты не хочет сидеть просто так. В обед пьем чай и рассуждаем о жизни. В процессе тушения предостерегаем друг друга от опасности.

Животные не виноваты в том, что горит их дом. Виноваты мы, люди. И нам за это отвечать.

Истории собрали Валентина Пермякова, Дарья Архипова, Татьяна Замятина

Еще по теме

Хотите читать новости в своем Телеграме? Подпишитесь на канал Ревда-инфо!

Популярное