Как работают над бюджетом Ревды? А кто может его изменить?

Отвечаем на главные вопросы о главном финансовом документе нашего города.

В рамках бюджетного процесса главный финансовый документ муниципалитета проходит несколько согласований и процедур. Это в том числе публичные слушания. Они были 11 ноября и 38 человек (примерно 0,06% от количества жителей в нашем округе) одобрили проект бюджета. Теперь его оценит Счетная палата (найдет нестыковки, ошибки, несогласованности, превышения — если найдет), еще раз обсудит депутатская комиссия по бюджету. Ну а затем примет дума (в декабре). Сегодня мы чуть подробнее расскажем вам о муниципальных деньгах.

Byudzhet-Revdy-na-2022-god-proekt
Как формируют бюджет нашего округа?

Бюджет Ревды — это большой документ, состоящий из табличек, в котором расписаны все поступающие и подлежащие трате на разные направления деньги. Он состоит из двух больших частей: доходы и расходы. Доходы складываются из собственных, заработанных и полученных в виде налогов, денег и поступлений из области (целевые субсидии, субвенции, дотации). Расходы расписаны по муниципальным программам (программный метод действует с 2014 года; их полтора десятка, есть даже такая интересная, как «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в городском округе Ревда на 2019-2024 годы»). Также есть расходы, которые не относятся ни к каким программам: например, зарплаты чиновникам или закупка товаров для работы мэрии — бензин для их машин, канцелярия и прочее.

Что такое дефицит?

Расходы бюджета всегда больше доходов (это превышение называется дефицитом; а если меньше, то профицитом, но меньше никогда не бывает). Это сделано как бы авансом, чтобы потом, в течение года, пришпорить финансовые возможности города — больше заработать на аренде или продаже земли, например, и покрыть выпадающие расходы.

Почему пишут, что бюджет стал больше? Это правда?

Не совсем. Действительно, на слушаниях 11 ноября объявили, что доходы вырастут на 24,2%. Но финансовое управление, которое разрабатывает этот документ, сравнивает прогнозы. То есть прогноз, сделанный в ноябре 2020-го — на 2021-й, и сделанный сейчас — на новый год. Фактически же бюджет в текущем году больше примерно на 60 млн чем тот, который разрабатывают сейчас.

Почему так?

Потому что каждый месяц бюджет корректируется, исходя из фактического положения дел: например, появляются срочные расходы на какой-нибудь ремонт муниципального здания. Все это обязательно утверждает дума на своих заседаниях. Счетная палата как-то ставила на вид мэрии сей факт: можно, мол, прогнозировать тщательнее. Но, к сожалению, предусмотреть вообще все невозможно.

То же — в период от публичных слушаний, которые нужно провести заранее, до итогового заседания думы. Так, сейчас город хочет получить из области 272 млн рублей на ремонт канализации (очистные сооружения «Водоканала»), речь о которых шла летом. Надо объявить конкурс, определить цену, а затем запросить в областном бюджете эти деньги в виде дотации. Пока они не учтены в проекте бюджета, вынесенном на слушания. И к декабрю цифры сильно поменяются. И именно тогда будет иметь смысл изучить его постатейно, что мы и сделаем.

Byudzhet-Revdy-na-2022-god-proekt-3
За счет чего растут (или уменьшаются) доходы в течение года?

Растут, например, за счет поступлений налога (НДФЛ, в основном) — городу остается некоторая его часть. Так, если зарплаты растут, или работников становится больше, то и денег город получает больше. Сокращаются по тем же причинам: например, запланировали продать какие-то муниципальные здания, но торги успехом не увенчались. Тогда и денег меньше.

Кто может изменять бюджет? Депутаты?

Да, они могут лоббировать. Например, 17 ноября было заседание депутатской комиссии по бюджету и депутат-справоросс Юрий Оносов попросил коллег обратиться к главе, чтобы им разрешили предусмотреть деньги на исполнение наказов избирателей. По 300 тысяч на каждого. Предложение обсудили, сочли, что хватит и по 150 тысяч. В мэрию обратятся. И главные распорядители могут запрашивать какие-то деньги на то или другое, например, Управление образования — на ремонт кровли здания школы.

Какие статьи неизменны?

Как правило, в целом незыблемыми остаются образование и ЖКХ. На образование городу дает денег государство. Это зарплаты учителям, коммуналка за школы и детсады, содержание самих зданий. Город может добавить денег на ремонты, например. Так, нынче есть 10 млн на проекты капремонта отдельных школ. Образование вообще самая массивная статья расходов в бюджете, но она, скажем так, «не местная», а целевая.

Byudzhet-Revdy-na-2022-god-proekt-2
А можно все объяснять самым простым языком?

На сайте мэрии есть специальный раздел, посвященный бюджету: там можно найти глоссарий (словарь терминов на бюджетную тему), список главных распорядителей (управления, ведомства, которые получают деньги на свои счета, а затем делят их по более мелким страждущим (например, Управление образования — школы, детсады), а также проект мэрии «Бюджет для граждан», в котором в слайдах рассказывается все то же самое, о чем обычно говорит начальник финуправления Ольга Костромина на заседаниях Думы. Только человеческим, понятным языком. Документы на грядущие годы тоже уже опубликованы.

В бюджете предусмотрены субсидии. Почему?

В бюджете предусмотрен целый ряд субсидий частным компаниям, которые явно просят объяснений: например, город субсидирует Первоуральскую типографию (580 тысяч в этом году и почти 1,5 млн рублей — в новом году), а зачем? Или Пассажирской автоколонне на транспортное обслуживание населению (17,1 млн, рост в ПЯТЬ раз!). Или субсидия Народной дружине (826 тысяч, рост более чем ВДВОЕ) а что она делает вообще? Часть субсидий поступит из госбюджета — и это оправданно: например, на выплаты концессионеру, «Единой Теплоснабжающей Компании», которая вкладывает деньги в ремонт теплосетей. Или на строительство очистных сооружений «Водоканала». Мы направим запросы на имя мэрии, чтобы выяснить основания для этих выплат, и расскажем вам.

Еще по теме

Хотите читать новости в своем Телеграме? Подпишитесь на канал Ревда-инфо!

Популярное