«Это не прогулка за грибами»: из Ревды отправили первую партию мобилизованных — около 80 человек

Кого призвали и о чем спрашивали призывники военкома Валерия Хлыстова. Репортаж из «призывного пункта» в ДЦ «Цветники».

Сегодня из Ревды отправилась первая партия мобилизованных: около 80 человек (не только ревдинцы, но и жители других закрепленных за ревдинским военкоматом территорий — Нижних Серег, Михайловска, Атига, Бисерти, Дружинино). Самому младшему новобранцу, насколько нам удалось узнать из разговоров с ними — 20, самому старшему — 45. Провожали призывников из ДЦ «Цветники». Под гармошку — в фойе — и под патриотические песни из динамика на улице.

TZAM1114-1
У автобусов перед отправкой было все: крики, слезы, объятия и поцелуи. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

В повестках (рядовому, сержанту…) было приказано явиться по адресу: г.Ревда, Энгельса, 47 26 сентября к 8.00. Адресаты повесток с провожающими стали собираться около «Цветников» уже в 7.30. Целый отряд полицейских прибыл еще раньше. Как выяснилось, не зря. Некоторых новобранцев после нескольких часов ожидания на «призывном пункте» явно требовалось привести в чувство.

Юрий пришел одним из первых. Ему будет 38, двое детей, семь и девять лет. Работает на СУМЗе. Служил в пехоте в Волгограде, мотострелок. С ним сейчас родители, должна подойти жена — отводит ребенка в школу. Говорит, что повестку ждал, как только была объявлена частичная мобилизация, и настроен «нормально».

— Когда с армии пришел, нам сразу сказали: в случае чего, вы первые. Надо служить, никуда от этого не убежишь, не денешься.

TZAM1026
34-летний Никита, работник НЛМК, бывший спецназовец, попросил родных его не провожать — дома жена, ребенку четыре. По его словам, ему позвонили в субботу, 24 сентября, велели прибыть в военкомат за повесткой, забрал, сообщил начальству, собрался, и вот, в утепленном камуфляже, он спокойно сидит на стуле, периодически заглядывая в смартфон, тем не менее, явно сосредоточен: не пропускает ничего из происходящего вокруг. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Вещей у Никиты — небольшая сумка (велено взять с собой средства гигиены и питание на сутки). Кстати, у многих здесь новенькие военного вида рюкзаки.

— Ты легко оделся, неизвестно, когда вам спецовку дадут, — укоряет девушка молодого человека в бейсболке, которого окружает разновозрастная группа. Тот успокаивает: «Не волнуйся, оденут». Это 20-летний Рустам, девушка — его сестра, а провожающие — «бабушки-дедушки, дяди-тети и друзья». Парень только недавно отслужил в армии (военная разведка). Тоже говорит, что был готов: «Настроение? Огонь!».

Народ все прибывает. Мужчины бодрятся, обнимаются, хлопают друг друга по спине, женщины держатся… мужественно. Негромко разговаривают между собой: «А если детей трое, могут забрать?» — или на вполне бытовые темы…

20220926_084801
Александра Горланова провожает вся семья, около десяти человек. На фото он с женой Татьяной, женился 18 августа. У Тани в глазах слезы, Саша не плачет. Говорит, при маме нельзя. Прятаться он не стал, служил, по военно-учетной специальности начальник радиостанции. В Ревде работает мастером, чинит технику. Работодатель обещал сохранить рабочее место, для него повестка тоже стала шоком. Саше 24 года, дома остается брат-студент, ему еще нет 18 лет. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Без пяти восемь появляется военный комиссар Ревды, Артинского и Нижнесергинского районов Валерий Хлыстов (в штатском), с ним сотрудники военкомата, РГБ и администрации. Мэрию представляла замглавы Евгения Войт — глаза над медицинской маской выдают, что она плакала. «Призывная комиссия» быстро устраивается за столами.

— Внимание! Кто с повестками на 26-е, по одному подходим на первый стол, отмечаемся, — командует военком. Его зычный голос и без микрофона перекрывает гул в фойе, к этому времени заполненное людьми. — Дальше порядок я буду обсуждать с каждым.

За вторым столом сверяют документы. За третьим — заведующая поликлиникой РГБ Ирина Ватолина. На столе у нее тонометр, но давление меряют не всем — видимо, по просьбе.

Хлыстов спрашивает призывников, что со здоровьем, если есть жалобы, отправляет к столу РГБ, если нет — то на сверку документов. У стола медиков собирается небольшая очередь (кто-то шутит: «Откройте вторую кассу»). Например, ревдинец Павел, 24-летний сержант-артиллерист, рассказывает, что вчера экстренно пришлось сделать МРТ — у него проблемы с коленом, возможна операция. Но рюкзак со всем необходимым он все равно взял с собой. На улице Пашу ждут бабушка, мама и другие родные и друзья. В итоге парень остается — до 28 сентября ему нужно «пройти врачей».

— Пацаны, не падайте духом! — громко напутствует мужик, забежавший обняться с отбывающим в войска товарищем.

Тем временем на улице проливной дождь сменяется мокрым снегом, и люди, заходя, отряхивают плечи и шапки. По толпе проносится слух, что отправка в десять. Автобусы уже ждут (один с СУМЗа).

TZAM1039
Фойе в «Цветниках» почти под завязку было заполнено людьми. Кто-то стоял в «тамбуре». Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Елена провожает зятя. Повестка пришла накануне. Ему 35, двое детей — оба сейчас здесь, сын-младшеклассник и четырехмесячная дочка, которую держат на руках по очереди все родные (пока мама уехала папе за берцами). По словам Елены, зять два или три года служил в Чечне по контракту после армии, потом работал в ГУФСИН, сейчас на первоуральском новотрубном, в «спецоперации» уже принимал участие в качестве добровольца.

— Переживаешь, конечно, но что теперь, — говорит она.

В вестибюле расположилась команда моряков, со знаменем и двумя гармошками, провожают «своего флотского», а завтра, говорят, еще двоих.

— У нас — ревдинских моряков — группа в соцсетях, выложили в группу, что ребят призывают, вот, кому не на работу, все собрались, — рассказывает Тимофей, держащий знамя. Сам он (Северный флот, 1997-1999) говорит, что не подходит, наверно, по возрасту для мобилизации («Помоложе сейчас забирают»), но если призовут — «Конечно, пойду!».
TZAM1033
Гармонисты — Александр (на нем морская фуражка) и Андрей — в четыре руки наигрывают легко узнаваемое: «Катюшу», «Как родная меня мать провожала…», «Вставай, страна огромная», «На поле танки грохотали»… Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

За плечами у 31-летнего ревдинца Игоря — внушительный рюкзак «Манарага», по словам хозяина, остался с той поры, когда он занимался альпинизмом, ходил в горы. В рюкзаке, кроме «пайка» — теплая одежда и обувь. Повестку ему принесли вчера.

— Служил в разведке. Как воспринял? Был готов, в принципе. Не понимаем пока еще… да нормально. Мама, мамина сестра провожают. Жена дома с дочкой — непогода такая. Работаю промальпинистом, командировками по области.

TZAM1053
Еще один призывник — Антон, 45 лет. Рядовой погранвойск, нес службу в Магадане на контрольно-пропускном пункте. Пожелать ему удачи прибыла вся его бригада из СМУ-1. Он выглядит несколько растерянным, но улыбается. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Я в шоке, — говорит супруга Антона. — Ведь не должны же 45-летних забирать, как так?!

— В военкомате, когда повестку вручали вчера, сказали: медкомиссию пройдете в части, если не подойдете по здоровтю, развернут, — Антон как будто оправдывается перед женой — похоже, уже не первый раз.

— На его месте должен быть я! — разряжает атмосферу его товарищ.

Отец Алексий, настоятель храма Архистратига Михаила, благословляет призывников — и тоже обнимает. Говорит, составим списки мобилизованных и будем молиться за каждого.

Без четверти десять в зал заходят двое мужчин средних лет с сумками и решительным шагом направляются к учетным столам. Оказалось, это призывники из Атига.

— Как здоровье? — после приветствия спрашивает военком Валерий Хлыстов.

— Да в сорок лет какое здоровье, — отвечает один из новоприбывших, но потом бодро добавляет: «Да все хорошо будет».

Эту фразу сегодня в ДЦ можно услышать особенно часто. Она как рефрен к происходящему.

— Как говорится, никто кроме нас, Бог даст…

Следом за Атигом подъезжают команды призывников из других муниципальных образований. В основном, их организованно доставляют на машинах администраций, но разрешено и своим транспортом. Так, десятерых «поставила» в эту отправку Бисерть (27 сентября отправятся еще двое, сообщается в местной группе в соцсетях), чуть поменьше — Михайловск и Арти.

TZAM1082
Вещи мобилизованных кучками сложены в разных частях фойе. В основном у розеток, где заряжают телефоны в дорогу. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Градус в фойе заметно повышается. И в прямом и в переносном смысле: то тут, то там отчетливо ощущается запах спиртного (с утра его не было), мужские голоса становятся громче и задиристее. Причина, как выясняется, находится за углом здания клуба: в оконной нише развернули походный бар — водка, газировка, пиво, пластиковые стаканчики. Кто-то пускает по кругу бутылку шампанского прямо у входа. Слышны комментарии: «Обстановка по кайфу», «Как в пионерлагерь отправляемся»…

Правда, заходящих в здание с бутылкой пива немедленно «приветствует» полиция, и тем приходится ретироваться под снег. Проветриться.

В актовом зале кто-то уже спит. Затягивает процедуру отсутствие у многих запасников вкладышей в военный билет, где записывается личная информация о солдате: семейное положение, дети и т. д. Поэтому сотрудникам военкомата приходится заполнять их заново, от руки. Один из артинцев объясняет, что военный билет съела собака — его увозят фотографироваться, будут оформлять новый военник.

Наконец к 12 часам всех «оформили», и «граждан, подлежащих мобилизации» просят пройти в зал. Без провожающих. «Успеете попрощаться», — успокаивает Валерий Хлыстов. Дремлющих в креслах будят.

20220926_122537
Кто-то отправлялся с рюкзаками, кто-то с сумками. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Все вы знаете, что есть приказ президента России о частичной мобилизации, один этап проходит у нас в Ревде, вы первая группа, которая отправляется из района, курируемого нашим военкоматом, — начинает Хлыстов.

— Можно вопрос? — перебивают из зала.

— Вопросы будут потом и будут ответы, — обрубает военком. — Я четко понимаю, что вопросов у вас больше, чем у меня ответов. Первое. Вы уходите служить в Вооруженные Силы на должности контрактников — сержантские, солдатские должности. Второе. Будет переподготовка в зависимости от навыков каждого гражданина. Сколько она продлится, две недели, три, я не знаю, у всех по-разному. В воинской части возле Камышлова. Оплата контрактника минимальная, если находитесь на территории бывшей Украинской ССР — 180 тысяч рублей в месяц, на территории России — 35-40 тысяч.

Несколько раз военкому приходится призывать слушателей к тишине.

— Все вы прекрасно понимаете, что это не прогулка, не грибы собирать вас туда везут. Сначала думайте, потом делайте, — продолжает военком. — После одиночной подготовки будет формирование команд, подразделений и отправка в разные места. Теперь вопросы.

— На сколько? На полгода?

— Не знаю, но контракты подписывают на три-четыре месяца, полгода, год.

— А одежда?

— Экипировку полностью, с ног до головы, вам выдадут в воинской части, пройдете медосмотр. Личные вещи привезут в военкомат, потом их заберут родные (Хлыстов по многолетней привычке призывов говорит «родители»). Можно кнопочные телефоны. Смартфоны придется отправить назад.

— Давай поехали уже, — раздаются крики. Свист. Снова крики. Это явно те, кто посетил «бар» за углом. Среди призывников вспыхивают ссоры, и порядок удается восстановить не сразу — совместными усилиями военкома, полицейских и Евгении Войт. Да, судя по всему, первое, что нужно вспоминать и учиться заново этим солдатам — воинская дисциплина.

Зачитывают списки новобранцев — по алфавиту, примерно по 35-40 человек в каждом из двух автобусов. У двух пар одинаковые фамилии и отчества — видимо, братья.

— Вы сейчас едете командой, так будьте командой, — напутствовал отец Алексий. — Я хотел вам передать слова патриарха: не считайте украинцев врагами, наш враг — фашизм. Всем желаю вернуться с победой. В автобусах всем, кто пожелает, раздадут иконки святителя Николая. Святая вода у меня с собой, кто хочет, подходите, окроплю. Насильно кропить, конечно, не буду.

Около 12.30  притихший «личный состав» в сопровождении провожающих отправляется к автобусам. Наступает время прощания. Объятия. Благословение. И слезы… Главное, возвращайтесь, парни.

Автобусы отбывают. Махавшие вслед еще некоторое время стоят. И медленно начинают расходиться по делам. В обычную жизнь.

Следующие отправки запланированы 27 и 29 сентября (с 8:00 до 13:00). Администрация предусмотрительно, руководствуясь сегодняшним опытом, запретила продавать в периметре «Цветников» «алкогольную продукцию, «в том числе пиво и напитки, изготовляемые на его основе, а также сидр, пуаре и медовуху» с 06:00 до 14:00. Правда, например, в «Каравае», который через дорогу, пару бутылок пива этим утром «на проводы» взял всего один мужчина.

Еще по теме

Хотите читать новости в своем Телеграме? Подпишитесь на канал Ревда-инфо!

Популярное