Почти 30000 рублей заплатила пенсионерка из Ревды юридической организации ООО «Ампаро» за ряд юридических услуг. В результате эти деньги ей пришлось взыскивать с «Ампаро» через суд. Помогли ей в этом специалисты Роспотребнадзора. Вот что случилось.
Женщина упала на крыльце продуктового магазина, повредив сумку и шубу, и решила привлечь к ответственности владельца этого магазина, который не обеспечил безопасные условия для покупателей. То есть — заставить оплатить ей причиненный падением материальный ущерб и моральный вред. В ООО «Ампаро», куда она обратилась за юридической консультацией, ее заверили, что у нее имеются все шансы на успех. Юрист подготовил от ее имени жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру и претензию к продавцу. Чтобы оплатить эти услуги (на сумму 29500 рублей), ревдинка взяла ссуду в банке, в надежде, что все расходы ей потом возместит виновник.
Однако в ответ на претензию заявительница получила от продавца отказ, а надзорные ведомства лишь разъяснили способы решения возникшего имущественного конфликта (обращение в суд).
Тогда она обратилась за правовой помощью уже в Первоуральский консультационный пункт Центра гигиены и эпидемиологии областного Роспотребнадзора. Проанализировав переданные заявительницей документы, специалисты пришли к выводу, что исполнитель оказал клиенту юридические услуги ненадлежащего качества, введя ее в заблуждение относительно перспективы спора с продавцом.
А именно, по заключению юристов РПН, в этих обстоятельствах нельзя доказать вину продавца в причинении ущерба покупательнице (а тем более морального вреда за порванную шубу).
Иными словами, юрист должен был сразу предупредить клиента, что дело безнадежное, и не продавать ему заведомо безрезультатные действия.
В консультационном пункте женщине помогли составить сначала претензию теперь уже к «Ампаро» о возврате уплаченной клиенткой суммы, а когда юридическая компания проигнорировала требование, исковое заявление в суд.
Решением мирового судьи Ревды с ООО «Ампаро» в пользу потребителя была взыскана сумма, уплаченная по договору оказания юридических услуг, неустойка, компенсация морального вреда, штраф, всего к возмещению 91 500 рублей. Судебное решение вступило в законную силу.
И это не единственная жалоба на ООО «Ампаро» по подобным ситуациям в практике Первоуральского консультационного пункта.
Как оценить качество юридической услуги?
В соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителей, потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Применительно к сфере оказания юридических услуг, в соответствии с ГОСТ Р 56877-2016 по обращению потребителя защитник должен, прежде всего, провести диагностику ситуации, заявленной потребителем, оценить правомерность требований потребителя и наметить оптимальные способы восстановления его нарушенных прав. Если его требования, по мнению защитника, являются неправомерными, это должно быть разъяснено заявителю.