Ждите до 2027-го. Почему в Ревде не расселяют аварийные дома

Подробно разбираемся, когда будут расселены и снесены оставшиеся бараки — и как работает программа их расселения сейчас.

2022-12-07, 19:09 Истории 1 157

Хотя в 2021 и 2022 году Ревда не получала областные и федеральные деньги на расселение аварийного жилья, тем не менее, муниципальная программа улучшения жилищных условий граждан, включающая этот раздел, выполнялась — за счет средств местного бюджета и «ресурсов». «Целевые показатели достигнуты», — подчеркнула начальник жилищного отдела администрации Мария Кулыгина в своем докладе депутатам думы на комиссии по муниципальной собственности и ЖКХ, собиравшейся 25 ноября. На сегодняшний день, по данным мэрии, в Ревде признаны аварийными 25 домов. Без господдержки, на собственные деньги, их не расселить — слишком дорого. Подробности.

Эта программа предусматривает обеспечение граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, ремонт муниципальных жилых помещений, переселение граждан из аварийного жилья.

Zapadnaya-1-sovhoz-vethoe-zhile-1
Этот дом на Западной, 1 администрация расселяла почти три года. Большая часть жителей с удовольствием рассталась со своим аварийным жильем еще в 2019-м, получив за него деньги или переехав в новые квартиры. Но две семьи не устроили предложенные мэрией квартиры — в них было меньше комнат, чем в прежних. Администрация пыталась выселить строптивцев через суд, но в конечном итоге суд встал на сторону жителей, признав, что «жилищные условия при расселении не должны быть ухудшены» (вся история здесь). Компромисса удалось достигнуть только этим летом. И как только последние жильцы съехали, в ветхом деревянном здании, построенном более 70 лет назад, случился пожар. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Как сообщила Мария Кулыгина, в 2021 году в рамках программы администрация приобрела две однокомнатные квартиры (на Кирзаводе, 9 и Солнечная, 3) на общую сумму 2 млн 272 тысячи рублей. Было обеспечено жильем пять семей, это девять человек, которые состояли в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Общая площадь предоставленных жилых помещений — 185 кв.м.

Также в 2021-м по программе были отремонтированы две муниципальные квартиры — на Энгельса, 54 и Энгельса, 58, и приобретены и заменены четыре газовые плиты в муниципальных квартирах в Доме ветеранов (он имеет статус специализированного жилого дома). Всё вместе на сумму 208 тысяч рублей.

Расселен один многоквартирный дом — без субсидий федерального и областного бюджета, то есть за счет средств местного бюджета. Там было три квартиры общей площадью 83,9 кв.м, в которых проживали, соответственно, три семьи — девять человек. Двум семьям предоставили выкупную стоимость изымаемого жилого помещения, одной семье — квартиру по договору социального найма.

Хотя бараков в Ревде не осталось, список аварийных домов пополняется: теперь за счет «сталинок». Все-таки им по 70-80 лет. Проблема у них, с виду крепких, одна и та же: трещины по фундаменту и фасаду. Это не отремонтировать — нецелесообразно. Поэтому «треснувшие» дома, как, например, Чехова, 4, К.Либкнехта, 57, исключают из программы капремонтов. Но статус аварийного пока ни одному из них не присвоен.

Кстати, снос таких домов тоже недешевая задачка. Вот этим летом в северной Ревде (это которая РЕвда, пгт в Мурманской области) пять двухэтажных «сталинок» снесли за 7,5 млн рублей. Но зато, надо полагать, освободившиеся участки муниципальной земли будут нарасхват: в старых районах явно не хватает «пятерочек» или «магнитов», а застройка там плотная, новое здание, даже небольшое, не втиснуть.

Снесены два аварийных дома — по К.Либкнехта, 12 и 14. Работы по сносу стоили 173,6 тысячи рублей.

— В 2022 году на приобретение жилых помещений для нуждающихся финансирования не было предусмотрено, однако мы смогли из имеющегося свободного муниципального жилищного фонда обеспечить три семьи — это десять человек из списка, — сказала Мария Кулыгина. — Общая площадь предоставленных жилых помещений — 115 квадратных метров.

TZAM8159
В стадии расселения «аварийка» по Крылова, 41 с четырьмя квартирами общей площадью 115,7 квадратных метра. Три семьи (семь человек) уже переселены — «тоже практически без привлечения средств местного бюджета», отметила Кулыгина: в муниципальные квартиры, освободившиеся после смерти одиноко проживавших нанимателей. До конца года переедет в другое жилье четвертая семья. После этого дом отправится под снос. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Всего в этом году удалось снести три развалюхи.

После заслушивания информации депутат Лев Фейгельман спросил у Марии Кулыгиной, можно ли надеяться расселить в 2024 году аварийные дома на ЖБИ (как депутаты, исходя из ответа администрации на свой запрос, обещали жителям). В сентябре этого года в одном из этих домов, по Обогатителей, 21, в квартире пожилых супругов обрушился потолок — да и остальные три двухэтажки, в каждой по 10-11 квартир, не в лучшем состоянии, им присвоен статус аварийных в 2018 году.

— Региональная программа переселения граждан из аварийных домов — таких у нас порядка 25-ти — рассчитана до 2025 года. По ней жители тех домов, которые были признаны аварийными до 2017 года, уже получили новые квартиры, — ответила начальник жилотдела. — Больше финансирования нет. Поэтому за счет местного бюджета расселяем только небольшие дома, если выделят лимиты, стараясь обойтись минимальными расходами. Мы очень ждем новую программу, которая, возможно, будет принята в 2025 году, и тогда будем с участием средств областного и федерального бюджета расселять дома, признанные аварийными после 2017 года. Так что в лучшем случае придется подождать до 2026 года. И вряд ли в новую программу войдут дома, признанные аварийными после 2021 года, а такие у нас тоже есть. Если в доме совсем уж опасно жить, мы готовы рассмотреть возможность предоставления маневренного жилья — но люди, как правило, отказываются, находят какие-то свои варианты.

Председатель думы Андрей Мокрецов добавил в качестве резюме:

— Давайте себя не будем обманывать: самим нам, из нашего бюджета, это не потянуть. Будем ждать программы. Она точно будет, и у нас все готово для включения в нее наших аварийных домов.

Действующая региональная программа расселения аварийного жилья принята в 2019 году, в нее вошли дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. На тот момент в Ревде было восемь таких домов. В 2019 году Министерство строительства выделило субсидию на расселение всех этих восьми домов — за год расселили все. Пропорция была такая: 93% федеральные средства, 6% областные и 1% — средства муниципального бюджета.Мария Кулыгина в интервью газете «Ревдинский рабочий», май 2021 года

Сергей Филиппов, председатель комиссии по муниципальной собственности и ЖКХ, замдиректора УГХ, по результатам заседания во «ВКонтакте»:

— С каждым годом число аварийных домов в Ревде увеличивается. У нас огромное количество старых домов, которые были построены после войны. Представители Фонда капремонтов во время обследования особо с ними не церемонятся — если дом «ходит», ремонтировать его смысла нет, так как если фундамент порвался, стена будет все время «трещать», а значит, ремонт будет бесконечным и бессмысленным.

Но если бы процесс признания домов аварийными и программа расселения действовали в унисон, таких проблем бы не было. Сегодня же мы наблюдаем совершенно обратную ситуацию: мы признаем, что в этих домах жить нельзя, но взамен ничего предложить собственникам не можем.

Сейчас администрация все необходимые процедуры выполнила, межведомственная комиссия состоялась, так что просто ждем решения федеральных властей. За счет местного бюджета нам точно эту проблему не решить.


На сносе «аварийки» удалось сэкономить, и вместо одного дома снести три

В этом году снесли, также в рамках муниципальной программы, расселенный в 2019 году дом на Металлистов 14, которому более 150 лет, это бывшая усадьба предпринимателя Богомолова, конфискованная у него вместе с остальным имуществом и превращенная в заводское общежитие. Когда его признали аварийным, там оставались жилыми только две квартиры.

Контракт с подрядчиком — «СтройТехСнаб» — был заключен в конце апреля, за 300,2 тысячи рублей (при начальной цене 402 тысячи). Срок исполнения, по контракту, — до 31 мая. В мае подрядчик приступил к работе, разломал здание (бревенчатое, на кирпичном фундаменте), но почему-то не закончил, оставил груду мусора, к большому возмущению соседей. Доделал только в августе.

Как отметила Мария Кулыгина, за неисполнение обязательств контракт расторгли, нерадивому подрядчику пришлось оплатить пени за каждый день просрочки, в итоге ему заплатили только 117 тысяч рублей. А на сэкономленные таким образом средства, чтобы «освоить лимиты», снесут еще два аварийных дома — по Комсомольской, 14 и Красноармейской, 17, сумма контракта порядка 170 тысяч рублей, срок исполнения — до середины декабря.


Когда снесут развалины дома на Восточной, 3 в Совхозе?

На 2022 год запланирован выкуп у собственника — АО «Почта России» — помещения в аварийном доме на Восточной, 3 в Совхозе. Без этого дом (точнее, развалины) нельзя официально расселить, хотя по факту в нем уже давно никто не живет — жильцы разъехались кто куда после пожара в 2017 году.

photo_2022-12-07_15-36-39
В двухэтажке было 11 квартир: пять в частной собственности, шесть муниципальных плюс одно помещение, имеющее статус нежилого — где было почтовое отделение. Фото//Татьяна Николаева, Ревда-инфо.ру

По словам начальника жилотдела Марии Кулыгиной, при расселении дома надо выкупить помещения либо предоставить собственнику другое, причем равноценное. «Мы с 2017 года ведем переговоры с почтой. Они просили предоставить им другое помещение в Совхозе, так как людям нужно почтовое отделение в этом районе, — сказала Мария Николаевна. — Но поскольку муниципального жилья здесь нет, ничего не строится, нет и муниципальных помещений, договорились о выкупе, чтобы они сами прибрели себе подходящий вариант». Средства — 1,9 млн рублей — выделены из местного бюджета, в декабре планируется заключить соглашение.

— Так мы его снесем уже? — спросили депутаты.

— Я просила, чтобы мне выделили лимиты именно на расселение Восточной, 3, — ответила Мария Кулыгина. — После пожара часть жителей переехали в маневренное жилье, часть предпочли свои варианты. Дом стоит пустой, его постоянно поджигают, МЧС пишет письма, требуя сноса здания. Но, к сожалению, пока мы его не расселим, снести его нельзя.


А что с «бесхозными» квартирами?

Депутат Екатерина Зотова, директор управляющей компании РЭП, подняла вопрос о так называемых бесхозных квартирах — а точнее, находящихся в муниципальной собственности, наниматели которых, если такие есть, не выполняют свои обязанности по содержанию жилья. Эти квартиры очень быстро становятся, грубо говоря, «бомжатниками», доставляя кучу проблем соседям и управляющей компании: поток маргинальных гостей, пьянство, дебоши, вонь, насекомые, постоянная угроза пожара, долг по квартплате. И это при огромной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Начальник жилотдела Мария Кулыгина заверила, что работа по освобождению таких квартир, с тем чтобы передать их другим, надежным нанимателям, проводится на регулярной основе. Например, квартира по Горького, 41-33.

— Мы не можем получить решение суда по этой квартире, — объяснила она. — Мы всех оттуда выписали, кто был зарегистрирован (а были и дети), суд удовлетворил наши требования, ждем решение в письменном виде, чтобы направить исполнительный лист приставам. Направили письмо в суд, чтобы нам его выдали.

Еще один названный Зотовой адрес (Мира, 14-4) Кулыгиной навскидку оказался незнаком, поэтому пояснить ситуацию с этой квартирой она не смогла.

— Квартира пустует, мы регулярно заколачиваем окна-двери — выламывают. Может разморозиться. Надо принять меры, чтобы прекратить доступ посторонних лиц.

Договорились выехать в эту квартиру, а дальше посмотреть, что можно сделать.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное