Катунь, топор от медведей и гора Белуха. Ревдинец проехал по Чуйскому тракту в автодоме

Ревдинец Николай Шишкин знает, почему внутренний туризм — это круто.

2023-08-26, 17:10 Истории 3 479

Ревдинец Николай Шишкин этим летом осуществил свою давнюю мечту: совершил автопробег по Чуйскому тракту в республике Алтай до границы с Монголией. В общей сложности путешествие заняло почти две недели. 46-летний путешественник говорит, что на своей «Тойоте Королла» накатал уже 300 тысяч километров: был в Москве, Приобье и на Байкале. «Нет ничего невозможного — просто берешь и делаешь», — рассуждает Николай. Однако путешествие по Чуйскому тракту было для него особенным: «Некоторые мои знакомые даже не знали, что я уехал… А я за это время побывал в таких местах, о которых другие только мечтают». Мы записали рассказ Николая о его захватывающих приключениях. По его словам, нельзя передать словами красоты, представшие их взору: все равно что описывать улыбку Джоконды. Просто это тоже надо увидеть.

Николай Шишкин
Фото//архив Николая Шишкина

Как Николай начал путешествовать

Профессиональным туристом Николай Шишкин себя не считает. Раньше ходил, говорит, с друзьями по лесам, позднее — бывал в разных азиатских странах, например, он проехал по дорогам Таиланда 2000 км на мотоцикле. А потом понял, что путешествовать на автомобиле интереснее. Стал автотуристом, полюбил далекие расстояния: Байкал, Бурятия… В бескрайней России всегда есть куда поехать!

Всего их, автотуристов, пятеро, все друзья. Хотели, как говорит Николай, «сунуться» и в Монголию, не сложилось — началась пандемия. Поехали в Крым… А у Шишкина была мечта: арендовать автодом, прокатиться по всей Европе и где-нибудь в Португалии выйти на берег Атлантического океана. Правда, эта поездка в прошлом году не осуществилась: началась СВО, да и команду собрать не удалось — пять человек, чтобы покрыть все расходы. Так у Николая родилась идея проехать Чуйский тракт — знаменитую дорогу федерального значения Р256.

Что такое Чуйский тракт

Это автомобильная дорога федерального значения: Новосибирск — Бийск — Горно-Алтайск — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области и республики Алтай. Общая протяженность автодороги складывается из основного участка, имеющего отметку южного окончания на границе с Монголией — 963 км. Свое название Чуйский тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики Алтай. Эта трасса — часть азиатского маршрута AH-4: Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия) — Урумчи (Китай) — Исламабад (Пакистан) — Карачи (Пакистан).

Чуйский тракт
Фото//ru.wikipedia.org

Про автодом для путешествий

В путешествие Николай отправился с подругой. Дорогу из Ревды до Новосибирска в 1600 с гаком километров путешественники преодолели за два дня. Взяли напрокат в интернете прицеп-автодом (кэмпер) — пять тысяч рублей за сутки (при его стоимости в миллион рублей). Дальнейший план у них был такой: за десять дней (туда и обратно) проехать весь Чуйский тракт.

— На самом деле, сделать это можно гораздо быстрее, — рассказывает Николай. — Потому что из Новосибирска до границы с Монголией порядка 963 километров. Но мы хотели чаще останавливаться и любоваться красотами Алтая. Мы ехали только по федеральной трассе. Если углубляться дальше в горы, мы бы просто убили машину и автодом.

Кстати, в нем, по рассказу Шишкина, есть абсолютно все. От газа подогревается вода, работает отопительная система, есть душ, туалет, духовка, полноценные два дивана, которые трансформируются в кровать. И вишенка на торте — от газа работает холодильник.

— Как это работает, я не знаю, — улыбается Николай. — Если есть возможность где-то остановиться и подключиться к электроэнергии (для подзарядки аккумулятора), то система автоматически отключается от газа, надо только рычажки перевести. Все очень комфортно при разнице температур: днем от 30 до 33 градусов жары, а ночью — 10-11.

Только один раз на одном из перевалов они ужинали в придорожном кафе. Все десять дней готовили пищу сами. Закупили мясо, рыбу, и другие продукты. Каждое утро, любуясь красотами, готовили и пили кофе.

Алтай 3
Фото//архив Николая Шишкина

Первые трудности

— Порой я проезжал в день не более двухсот километров, — рассказывает Шишкин. — Иначе мы бы ничего не увидели. А с прицепом я ехал впервые в жизни. Трасса идеальная, но сложная — петляет. На перевалах было особенно трудно. Я переоценил свои силы. У меня — «Тойота Королла» (водители поймут, почему было сложно). Вот, например, у нас есть подъем в гору на улице Чернышевского. Если не ошибаюсь, там уклон в десять градусов. А я на одном из перевалов Чуйского тракта проехал уклон в 11 градусов в семь километров. Ты едешь вверх с поворотами, порой очень крутыми. Разогнаться не можешь на этом автопоезде. Автодом длиной больше шести метров и 4,5 — моя машина. Поэтому на этом перевале у меня был момент истины. С горы вниз — другая движуха. Тебя толкает «бочка» сзади. На тормозах не поедешь ни в коем случае. Потому что их перегреешь. Ехал на тихой скорости. Это жесть! С одной стороны, высокие скалы, а с другой стороны дороги крутые обрывы…

И все же Николай доволен, что путешествовал таким образом: говорит, что автодом обеспечивал максимальный уют — было тепло и светло:

— В свое время с палатками в походы ходили, там всякое бывало с погодой. Бывало на склонах Волчихи ночевали и под 30 градусов мороза в феврале. Теперь я уже никому не хочу доказывать, что с набитым рюкзаком могу пройти 50 километров.

автодом
Фото//архив Николая Шишкина

Что восхитило путешественников

Шишкин говорит, что хоть наш Урал и прекрасен, но нет у нас таких гор, таких рек, как Катунь и ее притоки. По словам Николая, этих двух составляющих хватит, чтобы влюбиться в Алтай. Поразили заснеженные склоны горы Белухи — одной из высочайших горных вершин России (4,5 км!). Через массив Белухи проходит граница России и Казахстана. Как поделился путешественник, когда видишь всю эту красоту, чувствуешь, что попал в сказку и наслаждаешься этим моментом.

А сам Чуйский тракт? Это же единственная дорога России, которая вошла в топ-10 списка самых красивых дорог мира по версии National Geographic. Вдоль тракта есть множество археологических, геологических и исторических памятников. Здесь же проходил когда-то один из участков Великого Шелкового пути из Китая в Европу.

— Но я не заметил большого количества большегрузов, — продолжает Николай. — Возможно, движение торгового транспорта организовано ночью. Везут же много из Китая и Монголии. Но ничего подобного, как, например, на трассе Екатеринбург — Тюмень или Омск — Новосибирск, нет, где беспрерывный поток транспорта. По сути, это же одна дорога на восток между крупными городами. Зато на Чуйском тракте очень много туристов.

Алтай 1
Фото//архив Николая Шишкина

Как ездят по Чуйскому тракту

По словам Николая, совсем не так, как на Урале. Это небо и земля. И хоть дураки на дорогах есть везде, но у нас, говорит, в общей массе, водители гораздо благороднее и дисциплинированнее.

— Постовых ДПС только один раз встретил, — удивляется Шишкин. — Оштрафовали за то, что забыл включить фары. Молодые парни остановили, признались, если мы тебя не оштрафуем, то тогда не оштрафуем уже никого — надо, мол, и нам свою работу показать. Выписали 250 рублей. Есть видеорегистраторы. Потом мне пришли еще пару штрафов. Я еще удивился, как мне с таким «чемоданом» сзади удалось превысить скорость? Я ехал не больше 80-90 километров в час. А вообще население Алтая очень дружелюбное, но каждый из них живет в своем мире.

Как люди там живут

Такая история случилась в пути. На ночевке на одном из перевалов Николай спросил одного местного мужчину: как живете? Как в раю, отвечает, только на продаже кедровых орехов его семья за сезон зарабатывает до двух миллионов рублей. Коров и лошадей, говорит, сами не знают сколько. С весны сами пасутся, у них появляется потомство, а осенью приходят домой. Люди добывают маралов, пушнину. А алтайский мед!

— Домашних животных видели много, — рассказывает Николай. — Они везде. Спокойно пасутся, ни гнуса, ни комарья. Хотя ночевали в лесу и вдоль рек. Может, просто до них не дошли. Только по коровам-то все видно. Думаю, люди там живут хорошо. Если ты не алкаш, разумеется. Таких тоже везде хватает. По сути, город только Горно-Алтайск. И, как я уловил, проблема только одна — он на самой границе республики. И все проблемы решать люди едут в столицу через весь Алтай. Все остальное — нескончаемое количество деревушек на 500-600 человек. Думаю, что они даже все родственники. Живут дружно. Не видел в свою сторону каких-то неприятных взглядов.

Конечно, поясняет, если хочешь найти конфликт, ты его найдешь. Как и везде. Вообще, по его мнению, республика Алтай большая, но народу немного, все в теплый сезон работают, что-то заготавливают.

Алтай
Фото//архив Николая Шишкина

Как путешественники ночевали

— Вообще кто живет рядом с такой большой рекой, как Катунь, они счастливые люди, — продолжает Шишкин. — Там невероятно красиво, это перезагружает твои взгляды. Это какой-то параллельный мир с Уралом. Были мы и на родине Василия Шукшина — в селе Сростки. Это наш поистине всенародно любимый артист, поэтому специально туда поехали.

Единственный нюанс в этом путешествии — не везде можно остановиться, так как это либо спуск, либо подъем. На серпантинах это запрещено и просто опасно. Приходилось искать места. Их, говорит Николай, хватает, только надо понимать, что куда-то нырнуть легко, а съезд гораздо сложнее с «чемоданом» сзади автомобиля.

— Такие же машины с автодомом нам тоже встречались, — продолжает Шишкин. — Они, наверное, повеселились, когда мы их обгоняли. То есть сначала они видели огромный кэмпер, который тащит легковой автомобиль. Как водитель я их понимаю. Это не было чрезмерно тяжело для моей машины, но перевалы дали понять, кто здесь хозяин. Конечно, моя машина не тягач для такого большого «дома». До конечного пункта путешествия — до границы с Монголией — мы за пять дней все-таки доехали. Потом обратно пять дней.

Как и в каждом пути, было определенное беспокойство о том, как бы обойтись без неприятностей. По словам Николая, ощущение встречи с криминалом почему-то отсутствовало. Хотя стояли в абсолютно диких местах, зверья всякого много.

— О том, что встретим медведей, я тоже думал, — признается Николай. — Может быть, он на таких популярных для людей маршрутах и не ходит, но один из местных парней, с которым еще днем общался, показал на землю — вот, недавно здесь миша был. Он же дома. У меня на ночевках всегда был рядом топор. На случай, если кто-то начнет ломиться в двери или окна. Неважно, человек ли это или лесное чудовище — рубить, и все! Но за время нашего путешествия не было очевидных ситуаций, когда можно было бы напрягаться.

автодом 1
Фото//архив Николая Шишкина

Сколько стоит такое путешествие

Аренда автодома за десять дней обошлась путешественникам в 50 тысяч рублей. Вместе с платой на бензин на примерно 5000 километров (туда и обратно), питанием и дорожными расходами все обошлось в 115 тысяч рублей.

— Мы ни в чем себе не отказывали, грубо говоря, по 50 тысяч рублей на двоих за две недели — это немного, — говорит Николай. —Туры на несколько дней в Турцию или Эмираты дороже обходятся. Если кто-то решится, как мы, проехать по Чуйскому тракту, есть несколько моментов. Надо четко понимать, куда и на чем ты едешь. Машина может быть любая, при условии ее исправности. Если едешь по федеральной трассе, то проблем нет. Если на легковушке собираешься съезжать с трассы, сначала подумай… Потому что, как и везде в нашей стране: с федеральной трассы съезжаешь — дороги закончились. Но и на федералке там всего хватает — впечатлений выше крыши. Если не мчаться, конечно.

алитай 2
Фото//архив Николая Шишкина

Куда дальше?

Как признался Николай Шишкин, с недавнего времени у него появилась новая идея: купить экспедиционный внедорожник типа «Лэнд Крузера» и проехать через всю Монголию, а потом — по Колымской трассе протяженностью более 2000 километров, которая связывает Магаданскую область и Якутию. Это одна из красивейших и интереснейших автодорог России, говорит Николай. Существует множество названий: Колымский тракт, трасса М-56, федеральная автомобильная дорога Р-504 «Колыма». Это единственная из федеральных трасс России, на большей части которой нет асфальта.

— А еще ее называют трассой на костях, — поясняет путешественник. — Надо ехать, естественно, только летом. Зимой это смертельно.

Николай говорит, что если решится и купит внедорожник, то, реализовав свои планы, затем его продаст: он ему нужен только для означенных целей.

— Есть еще идея: через Чуйский тракт проехать Монголию, Китай, Пакистан, Афганистан и Индию, доехать до самой южной материковой точки этой страны — мыса Коморин. Когда я на карте вижу этот «зуб», то представляю, как это сделать. Когда ты понимаешь, что все это реально, почему этого не сделать? До этого все то, что я задумывал, сбывалось.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное