«Когда получила диплом, мне громче всех хлопали»

Как незрячий ревдинский учитель и поэт Тамара Кузнецова получила профессию и, не видя своих учеников, двадцать лет преподавала русский язык в школе.

Пронзительные стихи о любви, дружбе, жизни позволяют Тамаре Кузнецовой выразить всю глубину своей души, рассказать людям, каким она видит этот мир. Тамара Аркадьевна — незрячая, но она чувствует окружающее, слышит его и ощущает доброту людей. На счету Тамары Кузнецовой четыре полновесных поэтических сборника, в планах — автобиография. Мы встретились с ней накануне презентации очередной книги и рассказываем вам о педагоге, поэте, женщине удивительной судьбы и оптимизма.

photo_2024-01-21_12-42-20
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо

— Тамара Аркадьевна, когда вы стали писать стихи?

— Еще в начальной школе. Я училась в школе-интернате для слабовидящих и незрячих в Верхней Пышме, а моя семья жила в Краснотурьинске, это двенадцать часов на поезде. Моя мама всегда в каникулы хотела, чтобы я подольше побыла дома, поэтому забирала меня на день раньше и привозила обратно в школу на день позже. Меня отпускали, но моя учительница Александра Поликарповна, перед тем как мне уехать, всегда давала задание написать стихотворение к празднику. И вот я сочиняла к 7 Ноября, к Новому году, и такие складные стихи у меня получались, до сих пор все помню. Потом, когда в институте училась, то девчонкам-подружкам сочиняла стихи о любви.

Отрывок из книги Тамары Кузнецовой «Моих рифм букетик скромный»

Родилась я в прекрасном уголке России, в уральской деревне с веселым названием Гуляево. Какие большие были деревья моего детства! У нас росли дубы, вязы, клены. Когда шумел ветер в кронах, казалось, что зеленые исполины говорили со мной, рассказывая что-то до боли знакомое. Хорошо помню наши луга, запах разнотравья и цветущей черемухи. До чего любила черемуху! На ветках не видно молодой листвы из-за белопенного буйства! Налетит ветерок, и черемуховые соцветья начинают качаться волнами, распространяя сладко-терпкий аромат и теряя лепестки. Белоснежные кругляшки кружатся в воздухе, тихо падая на землю, как настоящие снежинки. Черемухова метель. Мы всей семьей или с друзьями ходили на речку, которая называлась Вола. Мы ее назвали нашей Волгой. У нас было не Поволжье, а Приволье!

— Расскажите о вашей семье, откуда вы родом?

— Я родилась в Удмуртии, в деревне под названием Гуляево, жила там с родителями и старшей сестрой до пяти лет. Затем отца перевели в Краснотурьинск на металлургический завод. Отец Аркадий Ерофеевич — металлург, Герой социалистического труда. Мама Тамара Иойловна — учитель начальных классов. Сестра Людмила, врач-стоматолог, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Моя семья переживала, что я не вижу, мама возила меня по всем больницам страны, в Москву, Одессу, и везде она слышала ответ, что помочь мне ничем нельзя. И тогда мама меня маленькую стала возить по монастырям. А я рано начала говорить, и вот в одну из таких поездок я что-то такое сказала, когда мама общалась со священником, тогда он положил мне руку на голову и проговорил: «Господь умудряет слепцы» (цитата из Библии) И после этого в моей жизни стали происходить события, которые решили мою дальнейшую судьбу. На обратной дороге в поезде мы повстречали студентов-медиков, мама поделилась с ними своими переживаниями, а они ее ободрили, сказали, что у вас хорошая девочка, она у вас выучиться, еще и работать будет. А мама на тот момент не хотела меня от себя отпускать.

photo_2024-01-21_12-42-17
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо

— Как вы оказались в школе-интернате в Верхней Пышме, так далеко от дома?

— Мне исполнилось семь лет, к нам домой пришел председатель общества слепых в Краснотурьинске, сказал моим родителям, что меня нужно отправить учиться в школу в Верхней Пышме, она тогда только открылась. Это была школа для слепых и слабовидящих детей, она до сих пор есть. Я пошла туда в первый класс в 1961 году. В школу приехали работать молодые учителя из Ленинградского института им. Герцена. Они такие энтузиасты были, старались нас всему научить. Именно там для себя я выбрала профессию учителя. Первым на мой выбор повлиял учитель пения Степан Иванович, он был незрячий. В пятом классе к нам пришла Екатерина Федоровна Пряничникова, учитель русского языка и литературы. Я решила пойти по ее стопам.

В первом классе нас научили читать и писать по точечному штрифту Брайлю, и для меня открылся целый мир. Я благодарна Луи Брайлю, что он придумал этот шрифт для незрячих людей. У меня есть несколько стихотворений, посвященных ему.

— А где вы учились учить?

— В 1972 году я подала документы Свердловский государственный педагогический институт. Легкомысленно решила, что к экзаменам учить буду лишь цитаты из произведений русских поэтов, но мама сказал: «Тома, учи все». Я маму послушалась. Мой день был расписан с шести утра до позднего вечера.

Литературу устно и русский я сдала, сочинение писала по Достоевскому. И преподаватель литературы на экзамене говорит: «А как вы будете ходить на занятия?» Я сказала, что научусь ориентироваться, возьму в руки палку и буду ходить, меня мама научит.

Когда сдавала немецкий язык, я как в гестапо побывала, у них там такое произношение. Сдала на «четыре», было очень обидно, тему я хорошо сдала, еще давалось 40 минут, чтобы перевести текст со словарем. А я-то без словаря, мне текст читали, и я по ходу переводила, и одно слово я не знала и из-за этого не могла связать предложения. А сейчас думаю, и хорошо, что они ко мне снисхождение не проявили. В институт я поступила одна незрячая. Помню, когда получила диплом, мне громче всех хлопали. Мама приезжала помочь. Когда диплом получила, она очень радовалась. Бабушка моя, когда узнала новость, пошла в магазин в Гуляево, всем рассказала, что внучка институт закончила. Старшая внучка врач, младшая — учитель. И все земляки ее поздравляли. Я очень благодарна своей маме, если бы нее ее поддержка, вера в меня, не знаю, смогла бы я выучиться, для меня всегда было важно, что скажет мама. Мама прожила 90 лет и полгода ровно, была в ясном уме и памяти.

photo_2024-01-21_12-42-18 (2)
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо

— Тамара Аркадьевна, как судьба вас привела в Ревду?

— На работу незрячему учителю по специальности устроиться было очень сложно. Судьба подарила мне встречу с Ниной Михайловной Путинцевой, на тот момент она работала заведующей Первоуральским учебно-консультационным пунктом. Благодаря ей я попала в Ревду. В вечерней школе преподавала двадцать лет, всех своих учеников помню до сих пор. Еще 17 лет я проработала на предприятии Всероссийского общества слепых. Работала в хорошем коллективе, хорошо работали, весело отдыхали, я писала сценарии праздников в стихах, проводила их. Это было хорошее время.

В Ревде создала семью, вырастила дочь Наталью. Для меня самым важным в жизни было вырастить дочь, поставить ее на ноги. Когда меня в 27 лет в один момент парализовало, инфекция нервной системы, я лежала полгода, меня поддерживала только одна мысль: мне надо встать, мне надо вырастить Наташу. И я встала, и у меня все получилось, я считаю, что у меня очень достойная дочь, образованная, интеллигентная. Прекрасный внук Егор, часто меня навещает, любит, когда угощаю его своей выпечкой. По профессии Наталья юрист, по первой специальности художник, занимается творчеством, изготавливает великолепные авторские куклы, они есть в моей коллекции.

photo_2024-01-21_12-42-15 (2)
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо

— Расскажите о своей кукольной коллекции, откуда появилось это увлечение?

— Первую куклу в 2014 году мне на новый год подарила моя подруга Эльвира. Мы выбирали в магазине куклу для ее дочери. А Эльвира выбрала куклу для меня, тогда еще продавец сказала, если бы эта кукла говорила, ей бы цены не было. Я ее дома в руки взяла, а она как заговорит, я испугалась, бросила, оказалось, что кукла говорящая, но в магазине об этом не знали (смеется). Другая кукла, Аллочка, стабильно падала с полки в час ночи. С тех пор стали кукол приклеивать на двухсторонний скотч. В моей коллекции только барышни и принцессы.

— Что вы делаете сейчас, на пенсии?

— Провожу для ребят в библиотеке встречи, рассказываю про шрифт Брайля, как читать, как писать этим шрифтом. Ребятам очень нравится, особенно мальчишкам, для них это секретное письмо. С помощью Натальи Викторовны (Стрельцова, библиотекарь Специальной библиотеки для слепых, — авт.) снимаем видеолекции с рассказами о писателях и поэтах, выкладываем их в группах библиотеки в социальных сетях. В этом году победила в областном поэтическом конкурсе. Есть планы, но страшно про них рассказывать, Наталья Викторовна меня вдохновила писать прозу, я начала, а она у меня в стихи уходит (смеется, — авт.). Вырисовывается сборник автобиографический. Вообще все у меня в жизни сложилось хорошо. Поэтому я и пишу. О людях и для людей. Так и живу.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное