История Павла Зыкина: человека, чье имя носит выбранная для ремонта улица в Ревде

Архивные фото и версии подвига и гибели рабкора, участника строительства СУМЗа — в специальном материале Юрия Шарова.

2017-04-15, 17:23 Новости 5 765
Улица Павла Зыкина — одна из самых протяженных и широких в Ревде. Фото//Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

В этом году по госпрограмме развития моногородов в Ревде отремонтируют улицу Павла Зыкина — от Российской до Энгельса. Работы профинансирует областной бюджет (14 млн рублей). Причем, ремонтировать будут только дорогу. А ведь когда-то, еще по генплану советских времен, эта улица должна была стать центральной в городе. Сегодняшнему поколению имя Павла Зыкина мало что говорит, а приезжающим в наш город тем более. В людской памяти сохранилось совсем чуть-чуть знаний: это был участник строительства СУМЗа, которого убили враги народа. Вот, пожалуй, и все, что на слуху.

В августе исполнится 82 года со дня гибели Павла Зыкина. Городские любители краеведения до сих пор не пришли к единому мнению: был ли он действительно героем-комсомольцем, погибшим от рук злодеев, или же его смерть в результате несчастного случая была намеренно политизирована во времена сталинской эпохи. И сегодня мы рассказываем все, что известно об этом человеке.


Как начал работать Павел Зыкин

Кто такой Павел Зыкин
Фото//архив Ревда-инфо.ру

Павел Семенович Зыкин (1910-1935). Родился в селе Маклоки Вятской губернии (ныне Кировская область). Русский. Техник. Был прописан в Ревде с 20 апреля 1935 года. Нормировщик обогатительной фабрики СУМЗа, рабкор. Убит 12 августа 1935 году за вскрытие приписок и хищений на стройке СУМЗа.

Решениями XVI съезда ВКП (б) в июле 1930 года предусматривалось строительство на Урале новых предприятий цветной металлургии, в том числе Среднеуральского медеплавильного завода мощностью 50 тысяч тонн меди в год. Строительство началось в 1932 году, было включено в число сверхударных строек.

Коммунистическая партия призвала на стройку в Ревду комсомольцев и молодежь, которые приезжали со всей страны. Осенью 1933 года на строительство металлургического гиганта прибыл посланец комсомольцев-железнодорожников Кировского края Павел Зыкин.

1932 год, геодезическая съемка местности для строительства СУМЗа. Фото//архив Ревда-инфо.ру

Всю осень и зиму он работал в бригаде по заготовке леса. И только в 1934 году стал трудиться по специальности, нормировщиком на строительстве обогатительной фабрики. Аккуратного и серьезного Павла сразу заметили. Избрали редактором стенной газеты, затем он стал рабочим корреспондентом заводской многотиражки «За медь Советам», членом комсомольского бюро завода.

Как сообщают источники, он давно стал замечать, что не все приехали честно строить завод. Тем более должность нормировщика позволяла много знать и пресекать различные злоупотребления. Ни один случай разгильдяйства и расточительности не проходил мимо зоркого глаза Павла.


О чем писал рабкор Зыкин в заводской газете

Первая заметка Павла Зыкина в заводской многотиражке «За медь Советам» была напечатана 22 июня 1935 года, называлась она «Жульнические махинации десятника Булова». Неделю наблюдал рабкор за работой коновозчика Я. Карнаухова. Смутно чувствовал, что тот ворует. Карнаухов возил на стройку цементный раствор, известь и другие материалы. По документам проходили дутые цифры. Совершать хищения помогал двоюродный брат, работавший кладовщиком. Павел Зыкин готовил заметку в газету. Он подсчитал, что бывшие рязанские кулаки похитили строительных материалов на 8 тысяч рублей.

В таких бараках жили первые строители СУМЗа. Фото//архив Ревда-инфо.ру

«На стройке обогатительной фабрики производятся мошеннические махинации. На главном корпусе приняты по нарядам 2667 кубов земляных работ. А повторный обмер показал на 236 кубов меньше, что составляет при оплате этих работ круглую сумму — 350 рублей. (…) Земляных работ на центральном распределителе принято 809 кубометров, фактически, после обмера, — 703. Переплата 278 рублей. (…) Все на борьбу с расхитителями!», — писал Павел Зыкин в заводской многотиражке.


Что известно о смерти рабкора

Утром воскресенья, 12 августа 1935 года, в лесном логу между промплощадкой и комбинатским поселком обнаружили тело Павла Зыкина. Он лежал лицом вниз, раскинув руки. Никаких следов вокруг не было, даже трава не примята. И никаких следов насилия на теле. Из Ревды экстренно прибыла женщина-врач, она составила медицинское заключение. «Смерть от асфиксии», — был дан вердикт. Хотя, как написала врач Шишкина, его никто не душил, он «задохнулся рвотной массой, поскольку был пьян».

«В пьяном виде прилег на землю, но неловко, — так пояснили комсомольцам, выяснявшим причины смерти друга, в милиции, — из пищевода выкачено почти пол-литра водки. Причина смерти абсолютно ясна».

Павла Зыкина похоронили 14 августа без особых почестей на старом кладбище поселка Динас возле Первоуральска. Народу собралось немного, день был рабочий, а у Павла Зыкина в Ревде родных не было.

Максимов Михаил Максимович, секретарь партийной организации промучастка СУМСа. Фото//архив Ревда-инфо.ру

Однако многие не поверили в такую смерть активного комсомольца. В том числе и парторг стройки Михаил Максимов. Он не знал о случившемся, был в Свердловске на недельном семинаре, вернулся только на следующий день после похорон.

Коммунист Максимов настоял на вскрытии могилы Павла Зыкина и проведении повторной судебно-медицинской экспертизы. Приехала опытный специалист из санчасти Динасового завода. Стали известны результаты повторного осмотра трупа Павла Зыкина. Эксперт обнаружила, что правая височная часть на голове проломлена. Удар был нанесен тяжелым предметом, предусмотрительно обернутым чем-то мягким, чтобы не был заметен след.

Быстро нашли и убийц рабкора Павла Зыкина. Были арестованы начальник участка строительства обогатительной фабрики Георгий Дерикочма, плановик Василий Батюк, бетонщик Степан Марченко, братья Яков и Сафон Карнауховы их дядя Яков Карнаухов. Тогда сообщалось, что, пытаясь скрыть преступление и очернить в глазах товарищей, Зыкина, якобы, облили водкой, а в карман вложили бутылку. Враги народа понесли заслуженное наказание. Это был 1935 год.

В 1981 году комсомольцы СУМЗа перенесли прах Павла Зыкина со старого кладбища Динаса на городское кладбище Ревды. Одновременно с этим молодежь завода искала родственников рабкора. Оказывается, у Павла Зыкина были жена и сын. Эти сведения почему-то никогда не указывались. Сразу после смерти Павла Зыкина его жена и сын спешно уехали из Ревды, предположительно в Омск или Томск. По основной версии, они боялись расправы от дружков убийц рабкора. Поиск родственников Павла Зыкина по запросам комсомольцев СУМЗа в 80-х годах закончился безрезультатно.

Почему Павла Зыкина сделала героем эпоха

В 1990 году в Ревды была издана книга городского краеведа Александра Показаньева «Поколения СУМЗа». В ней большая глава была посвящена рабкору Павлу Зыкину. Показаньев рассказал, каким был Павел — со слов тех, кто его знал: плечистым, ясноглазым и ершистым.

Вскоре в газете «Ревдинский рабочий» от 18 августа 1990 года в материале «Сбросим груз фальши» авторы Е. Овчинников и Е. Батаев рассуждали о личности Павла Зыкина. Они писали следующее.

«Жизнь Павла Зыкина оборвалась трагически рано. Конечно, это вызывает сожаление. (…) Не будем оспаривать честность П. Зыкина. Но нельзя отрицать и того, что слепая, не рассуждающая честность, да еще замешанная на идеологии и не подкрепленная знанием и пониманием жизни, иногда идет лишь во вред делу и плохо кончается для самого человека. (…) Общее впечатление такое, что он, как рабкор, во многое бесцеремонно вмешивался, далеко не во всем разобравшись в деле, и наносил оскорбления и обиды направо и налево.

(…) На начальном этапе каким и можно считать 1935 год, приписки возникли как восстановление справедливости в оплате труда. Оплата труда была низкая сама по себе, да еще нормы и расценки, часто централизованные, не могли учесть всех осложнений, встречающихся в работе. В результате — необоснованно низкие зарплаты. (…) Текучесть кадров на строительстве СУМЗа была очень большая, поэтому не обходилось и без приписок. А если бы делать так, как хотел честный, но не понимающий дела во всем объеме П. Зыкин, то стройка была бы просто дезорганизована.

(…) Его честность не была подкреплена пониманием жизни. От его поверхностных, грубых и оскорбительных заметок было больше вреда, чем пользы. В чем-то он был прав, но это слишком мало для героя. Героем Павла Зыкина сделала политическая конъюнктура сталинской системы. Поиск врагов. Раз убили, значит, враги народа. А раз враги народа, то значит, убили героя.

Парторг завода Максимов просто вынужден был дать политическую оценку гибели Павла Зыкина, иначе бы сам имел крупные неприятности. Но даже после того, как он сделал вроде бы все, вплоть до раскопки могилы и повторной экспертизы, вот как пишет в газете «Уральский рабочий» от 24 августа 1935 года работник обкома партии Хайкин в своей статье «Враги мстят»:

«…Тревожные сигналы о действиях распоясавшихся врагов проходят мимо партийных и общественных организаций Средуралмедьстроя, этим только и можно объяснить тот факт, что убийству рабкора Павла Зыкина до сих пор не дано необходимой политической оценки». После этой статьи в областной газете и пошла героизация Павла Зыкина».

В 1981 году прах Павла Зыкина комсомольцы СУМЗа перенесли со старого кладбища Динаса и перезахоронили на центральной аллее городского кладбища Ревды. Фото//архив Елены Утюмовой

Как в Ревде увековечили память о Павле Зыкине

2 сентября 1935 года. В клубе строителей СУМЗа на комбинатском поселке открылся слет рабочих корреспондентов, где присутствовали работники РММЗ, горняки Дегтярска, делегаты из Свердловска и Первоуральска. Решено «ходатайствовать об увековечивании памяти о Павле Зыкине. Пусть его имя носит одна из улиц Ревды». Горисполком удовлетворил просьбу рабкоров, присвоив имя Павла Зыкина улице, берущей начало у железнодорожного вокзала. Улица тогда называлась 6-й Кокуй.

1963 год. По инициативе комитета комсомола СУМЗа художники-оформители предприятия отчеканили из металла бюст Павла Зыкина. Он был установлен в парке Дворца культуры 12 августа того же года. Однако он не соответствовал фотографическому изображению героя, и позже его передали пионерской дружине имени Павла Зыкина школы №4. Сейчас бюст хранится в заводском музее Средуралмедьзавода.

1965 год. По инициативе комсомольцев СУМЗа на здании заводоуправления была открыта мемориальная доска комсомольцу и рабкору завода.

12 августа 1966 года. В парке Дворца культуры в торжественной обстановке был открыт второй бюст-памятник Павла Зыкина. Он выполнен скульпторами мастерской Художественного фонда Свердловска, под руководством А.Шубского. Бюст высечен из гранита. Установлен на постаменте из бетона. Общая высота памятника 3,5 м. На мемориальной доске надпись: «Комсомолец Павел Зыкин — активный участник строительства Средуралмедьзавода — зверски убит врагами народа в 1935 г.». Изготовлен на средства трудящихся СУМЗа. На митинге было предложено назвать парк Дворца культуры именем Зыкина.

1975 год. В день 40-летия гибели Павла Зыкина, по инициативе партийной организации Средуралмедьзавода на доме по улице Павла Зыкина, 30а была установлена мемориальная доска. Была неправильно указана дата его рождения (1916-й, а не 1910 год). На митинге предлагали дать его имя будущей главной магистрали Ревды. Сейчас ни этот дом, ни мемориальная доска не сохранились.

15 августа 1981 года. На центральной аллее городского кладбища был перезахоронен прах Павла Зыкина. Урну с останками рабкора несли по улицам от Дворца культуры СУМЗа. Во время процессии движение машин было перекрыто. На могиле были установлены оградка (сегодня ее нет) и памятная плита. С предложением перенести могилу со старого кладбища поселка Динас выступили ветераны и комсомольцы СУМЗа. На церемонии перезахоронения присутствовал Александр Андреевич Савичев, лично знавший Павла Зыкина и работавший в 1935 году корреспондентом заводской многотиражки «За медь Советам». Участвовавшим в церемонии запомнились слова Савичева: «Эх, Пашка, в третий раз тебя хоронят!»

За эти годы городские краеведы не раз обращались в администрацию Ревды, предлагая перенести бюст Павла Зыкина из парка Дворца культуры на одно из мест улицы, носящей его имя. Однако эта инициатива так и не нашла поддержки у городских властей.

По материалам газеты «Ревдинский рабочий», книге Александра Показаньева «Поколения СУМЗа» и справкам краеведа Сергея Новикова.

Популярное