«Ты должен понимать, что отвечаешь за все»: ревдинец Дмитрий Сивак — о работе в МЧС

Старший пожарный рассказал, почему нельзя тушить лес ночью, как профессия меняет человека и зачем в спасатели идут авантюристы.

Дмитрий Сивак работает в 65-й пожарной части Ревды шестой год, ему 25. Дмитрий — старший сержант и старший пожарный: тушит огонь и спасает людей. Его честный монолог о профессии — в материале Ревда-инфо.ру.

Dima-Sivak-MCHS-Zamyatina-11
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Раньше мама звонила в дежурку и спрашивала: где Дима?»

— У меня нет в семье пожарных, я первый. В армии после курса молодого бойца попал в пожарную часть, нас было человек пять с призыва. Потом вернулся и просто устроился. Дату помню: 17 июня 2015 года.

Родные гордятся, но мама волнуется. Когда пожар случается и караул не справляется, вызывают другие караулы, мы тоже выезжаем. И так всю ночь я трубку не беру. Раньше мама звонила в дежурку и спрашивала: «Где Дима?». А Дима работает.

Первый пожар помню. Там забавная история: во дворе, где живу, сгорела пища на газу, мы на вызов. А у меня на брюках боевки оторвались лямки. Я бегал, а у меня штаны по колено сползли. Но мы потушили все, конечно.

Dima-Sivak-MCHS-Zamyatina-12
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Отсюда многие уходят»

— Если ты пожарный, ты должен быть ответственным за свою работу и за жизнь товарищей. Ты должен понимать, что не можешь куда-то уйти, отлучиться, просто убежать. Когда мы уже потушили, идет проливка перед тем, как уехать домой, и ты весь сырой, замерз, но ты понимаешь: если оставишь где-то что-то, придется ехать сюда снова.

Но если не любишь авантюры, работа здесь не понравится. В плане того, что нужно быть готовым к необычным действиям: кто-то тонет, падает, горит.

Многие не задерживаются здесь, но не потому, что они слабее, а потому что душа не лежит. У меня лежит — мне нравится пожары тушить. Никогда не знаешь, что тебя ждет на смене. В этом есть романтика, хоть пожары — это трагедия.

Dima-Sivak-MCHS-Zamyatina-7
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Дело пары минут — упустить дом»

— На вызов мы собираемся меньше чем за минуту. Пять минут — дорога по городу, 15 — до Совхоза. Каждая минута играет роль. Упустить дом — это буквально пара минут. Бывало, приезжаешь, вроде бы он горит весь, а развернулись, пролили, за 30 минут отстояли. А иногда хозяева пытаются тушить сами, это время потеряно, дом горит дотла, ничего не сделаешь.

Обычно я захожу с огорода и на крышу. Там я работаю спокойно. Если стоишь у дороги, то к тебе подходят, говорят под руку: «Там полей, тут полей», это сбивает. Если пожарные просят помочь, то помогать нужно, если не просим, то лучше не мешать. Мешает суета, не надо ее наводить.

Вызовы у нас каждый день и не по разу. Иногда 150 километров наматывали за смену. Но серьезное, к счастью, случается редко — у нас небольшой город. Занимаемся разным: ездим на ДТП, открываем квартиры, спасаем кошек, собак, оказываем реанимацию. То листовки рыбакам раздаем, то на лодках ездим, то по лесам. Мне нравится это разнообразие.

Dima-Sivak-MCHS-Zamyatina-8
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Потому что у меня такая работа»

— Конечно, бывает страшно. Только дураки ничего не боятся, как говорится. Но это не такой страх, который сковывает, он, наоборот, провоцирует думать, что делать. Какой-то защитный рефлекс, что ли.

Были случаи, когда могло что-то случиться: мы тушили дом, я проливал в окно второго этажа, несколько кирпичей пролетели надо мной, ударили по каске и плечам.

В другой раз горел сарай с коровами. Мы выводим их, я запинаюсь, падаю, корова встает мне на голень. Все было отчетливо понятно: если она сейчас переносит вес, то я уже не буду бегать, прощай, пожарка. Но что-то случилось, корова ногу убрала. Что я чувствовал? Ничего. Потому что у меня такая работа.

У каждого есть такие случаи, кто-то рассказывает, кто-то нет. У спасателей меняется психика: ты уходишь куда-то в сторону от всего житейского. Проще относишься к жизни. Моя подруга принимает все близко к сердцу, а я со своей профессии понимаю, что что-то неважно. Становишься менее эмоциональным, но это не всегда плохо.

Dima-Sivak-MCHS-Zamyatina-9
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Особенно тяжело видеть ДТП»

— 10 из 10 пожаров происходят из-за человека. Это правда. За шесть лет у меня по-другому было лишь однажды: было лето, жара, мы устали ездить тушить траву. И тут пошел дождь. Мы так выдохнули тогда! А потом молния ударяет в дом, и мы едем тушить.

Сколько работаю, в основном, причина пожаров — алкоголь. А пьяному ты ничего не объяснишь. Может быть, из тех, кто горел и остался жив, кто-то взялся за ум. Но вряд ли: у нас не один адрес в Ревде, где периодически горит.

Для меня самое жуткое — ДТП, несовместимые с жизнью. Покореженные тела. Особенно мне тяжело видеть травмы глаз. На пожарах это как-то не так ощущается, если есть пострадавшие, то ты осознаешь: это был человек, но сейчас от него ничего не осталось. На ДТП даже запах другой, непривычный, необъяснимый.

Дмитрий Сивак во время лесного пожара на Промкомбинате в июле 2016 года. Фото// Архив Ревда-инфо.ру

«Лес тушить легко. Или невозможно»

— Рукав с водой весит 44 кило. Пролить участок в лесу — 30 секунд, потом — тащить рукав на себе, по лесу, в гору. По низу тушить легко, если не горит торфяник, конечно: у нас есть ранцы, ими ходишь проливаешь. По верху деревья горят быстро, в секунды, и к ним не подъедешь на машине. Там почти невозможно.

Ночью лесные пожары не тушат. Будешь идти и запнешься об ветку. Заблудишься, задохнешься в дыму. Можно застрять, тогда пожар догонит быстро. Это не как в огороде — покричишь, и тебе помогут. Там кричишь, а тебя не услышат. Но есть исключение: если светло от пожарища или можно работать с одной точки, тогда тушить можно.


«Не рвусь на должность»

— У нас достаточно удобный график работы — сутки через трое. Времени хватает, в принципе на, все. Обычно выходные мы все равно проводим с караулом, мы здесь все друзья: встретимся, посидим, можем машину починить, ремонт делаем друг другу — обои клеим, паркет стелим, переезжаем.

Сейчас я учусь, получаю пока что среднее специальное, это нужно, чтобы получить командира отделения. Закончу — будет прапорщик, если дальше высшее, то уже старший. Но дальше идти планов нет. Я не рвусь на должность, мне интереснее тушить пожары.

Dima-Sivak-MCHS-Zamyatina-3
Медаль «За отвагу» вручили Дмитрию Сиваку за спасение человека из пожара на Космонавтов, 1а. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Мы обычные люди»

— У меня еще ни разу не было, чтобы нужно было выбирать: зайти в огонь за человеком или нет. Мы вытаскивали мужчину из общаги на Космонавтов, 1а: из окна первого этажа факел огня был до третьего, внутри дым, ничего не видно. Я проливал в окно, услышал крик, с товарищем мужчину мы доставали наощупь.

Мы спасаем людей. Никогда не будет такого, чтобы кто-то просил о помощи, а мы стояли и ждали, когда он сгорит. Большую роль играет коллектив — у нас нет трусов. Ты знаешь, что тебя всегда вытянут, не бросят, помогут. В свою очередь ты поступишь так же.

Герои? Да нет… Пожарные — обычные люди.

Еще по теме

Хотите больше классных фото? Подписывайтесь на Инстаграм Ревда-инфо!

Популярное