В Ревде две семьи из расселенного барака полтора года отказываются от предложенных квартир

Их не устраивало количество комнат, хотя площадь такая же. Мэрия пыталась переселить упрямцев через суд, но они выиграли дело.

2021-04-15, 20:16 Истории 2 226

Две жительницы расселенного еще осенью 2019 года аварийного дома на Западной, 1 в Совхозе продолжают добиваться от администрации Ревды равноценного жилья — квартиры, предложенные (точнее — навязываемые) им мэрией, такие же по площади, но комнат в них меньше, а у обеих женщин взрослые разнополые домочадцы (читайте об этом здесь).

Zapadnaya-1-sovhoz-vethoe-zhile-1
Дому больше шестидесяти лет. В нем было восемь квартир. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Администрация пыталась выселить жильцов через суд, Лидия Артемьева и Ралия Хусаинова, пройдя через несколько инстанций, добились решения суда в свою пользу. Но — как и полтора года назад, выяснилось, что радоваться рано… И все это время они живут в своем опустевшем, разваливающемся доме. Больше всего боясь, что их подожгут.

Четверых в комнату и кухню

Ралия Хусаинова получила свою «трешку», отработав десять лет в теплицах совхоза «Ревдинский», в 1986 году. Сейчас на 51,8 квадратных метра (три большие комнаты и кухня) прописаны и фактически проживают сама Ралия Шафиковна, ее 42-летний сын-инвалид с тяжелым неизлечимым заболеванием, 20-летний внук (он вот-вот должен прийти из армии) и 43-летний племянник.

Осенью 2019 года семье по программе расселения была предложена двухкомнатная студия в новостройке на Интернационалистов: одна комната-кухня — 27,7 кв.м, вторая — 13,7 кв.м. С санузлом и пятиметровой лоджией — 52,6 кв.м. Ралия отказалась: «Квартира по своим функциональным характеристикам не предназначена для проживания четырех взрослых, и, как следствие, наши жилищные условия ухудшатся».

Zapadnaya-1-sovhoz-vethoe-zhile-9
— Ну как нам поместиться? Как выкроить из 27-метровой комнаты две и кухню? Или кого прикажете поселить в лоджию или в ванную? — говорила расстроенная женщина «Городским вестям» в декабре 2019-го после отказа от этой квартиры. — Говорят: вы же можете новую квартиру приватизировать и продать. Но подготовка документов, продажа, поиск вариантов — это время и деньги, придется снимать жилье. А я не хочу! Я 33 года ждала новой квартиры и хочу переехать и жить!

Лидия Артемьева, 30 лет работавшая ветврачом — в совхозе и подсобном хозяйстве фабрики «Уральские самоцветы», мать троих детей, рассказывает:

— В августе 2019-го мне дали два варианта на выбор: студии 40,4 квадратных метра и 48,9 квадратных метра. Конечно, я выбрала вторую, побольше. Вышла из жилотдела счастливая! Дождалась! А на следующий день звонят: извините, квартиру, которую вы выбрали, застройщик продал за наличку. Так что — берите то, что осталось.

Сейчас у них с 33-летним сыном двухкомнатная 39,9 квадратных метра: каждому по комнате. Плюс 22-летний внук, которого Лидия Николаевна воспитала после смерти его матери, снимает неблагоустроенное жилье по соседству и мыться-стираться каждый день с семьей приходит к бабушке.

В оставшемся Артемьевым «безальтернативном» варианте — 40,4 кв. метра в переулке Солнечном — жилая комната 19,5 кв.м, кухня 10,7 кв.м, коридор 6,2 кв.м, санузел 4 кв.м и лоджия. Правда, ее перепланировали: выгородили еще одну комнату, но, утверждает Лидия Николаевна, проходы получились узкие, в коридоре даже двоим не развернуться.

Zapadnaya-1-sovhoz-vethoe-zhile-4
Лидия Артемьева и Ралия Хусаинова прожили в этом доме более тридцати лет. Жильцы сами провели газ, благоустроили свои квартиры. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Квартиры приобретены администрацией Ревды за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Через электронные аукционы на сайте госзакупок у различных продавцов — тех, кто запросил меньшую цену при равных характеристиках объекта. Средства полностью реализованы.

Возможно, упорство мэрии в навязывании жительницам именно этих квартир объясняется фразой из судебного решения: «Предоставить альтернативный вариант жилого помещения не представляется возможным».

При этом соседям, даже должникам по квартплате, досталась действительно равноценная жилплощадь, некоторым даже большая.

Суд: «Жилищные условия не могут быть ухудшены»

Zapadnaya-1-sovhoz-vethoe-zhile-2
… Перед сном Лидия Николаевна и Ралия Шафиковна обходят дом с проверкой: подъездной двери давно нет. Крыша течет, ветхая лестница в подъезде и полы угрожающе скрипят под ногами, стены растрескались… Счастливые новоселы, съехав, оставили окна-двери в опустевших квартирах (все годное обычно снимают) — отопление же работает, нельзя заморозить батареи. Сочувствуют соседкам, с которыми прожили бок о бок не один десяток лет. А последние ночами прислушиваются к каждому шороху: не забрался ли кто? Говорят, что не боятся местных хулиганов — их в поселке хорошо знают и уважают, поэтому мародерства не допустят. Но ведь не раз же горели бараки по соседству… И сколько еще простоит сложенное после войны из старого бруса здание? Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Судебная тяжба началась летом 2020 года. Иск мэрии о выселении Хусаиновой был Ревдинским городским судом оставлен без удовлетворения (так как предоставляемая квартира «имеет худшие потребительские качества, соответственно не может быть расценена как равноценное жилье»), но апелляционный суд — по жалобе истца — удовлетворил его требования. Артемьевы подали встречный иск к мэрии с требованием предоставить им равнозначную — двухкомнатную — квартиру. Выиграла мэрия — и в горсуде, и в облсуде, после рассмотрения апелляции Артемьевых.

Тогда упрямые женщины обратились в кассационную инстанцию — Седьмой кассационный суд в Челябинске. Недавно их жалобы удовлетворены, предыдущие решения судов отменены. По выводам суда, «условия проживания при выселении не должны быть ухудшены по сравнению с прежними», а применимо к обеим семьям именно это и получается.

Чем руководствовался суд
По Жилищному кодексу РФ (ст. 89), жилье, предоставляемое гражданам в связи с выселением из аварийных помещений, должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. То есть про количество комнат и состояние квартиры ничего не говорится. Именно поэтому местный и областной суды поддерживали администрацию: предоставляемые Артемьевой и Хусаиновой квартиры соответствовали этим условиям. Но Кассационный суд исходил из конституционной нормы, что жилищные права граждан не должны быть ущемлены. А администрация фактически понуждает жительниц к вариантам неприемлемым с бытовой точки зрения.

Таким образом решение суда: обязать администрацию ГО Ревда предоставить Артемьевым и Хусаиновым по договору социального найма квартиры, состоящие не менее чем из двух и трех комнат соответственно.

Новый вариант: комнат столько же, но…

В понедельник, 12 апреля, Лидия Артемьева с сыном отправились по приглашению специалистов жилотдела посмотреть квартиру. На Кирзаводе, 14. Трехэтажка старого типа, 1979 года постройки. Интересно, что, по словам Лидии Артемьевой, Ралию Хусаинову и ее сына, которые поехали на просмотр вместе с Артемьевыми на правах соседей и свидетелей, чиновники, ожидавшие их на месте, почему-то не хотели пускать, даже захлопнули перед ними дверь, закрывшись на ключ. Пришлось настаивать на их присутствии.

— Это ужас! — наперебой делятся впечатлениями Лидия Николаевна и Ралия Шафиковна. — Квартира — 47,2 квадрата — убитая! Нужно менять полы, сантехнику, трубы, стояки, батареи, двери, единственное, стеклопакеты пластиковые. В маленькой комнате около окна какой-то странный выступ, площадка, замазанная цементом, выше уровня пола на 5 сантиметров. Что это, непонятно, то ли люк замурован, то ли какие-то коммуникации. Пахнет затхлым….  Это ж сколько денег на ремонт??? Да и комнаты маленькие. Я так и спросила чиновниц: вот вы бы сюда маму свою поселили?

Из определения кассационного суда: «Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, постольку предоставление гражданам другого жилого помещения не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру площади, но учитывающих иные критерии равнозначности вновь предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому, например, по количеству ранее занимаемых комнат.

Иное означало бы нарушение права каждого на получение жилого помещения, по своим характеристикам не уступающего ранее занимаемому»

Около подъезда им встретилась одна из жительниц, оказалось, старшая по дому, она рассказала, что жители пытаются добиться капремонта дома — он запланирован на 2035 год.

Zapadnaya-1-sovhoz-vethoe-zhile-11
У Лидии Артемьевой давно упакованы все вещи, кроме самых необходимых. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

А Ралие в исполнение решения суда в «довесок» к той же самой квартире на Интернационалистов дают комнату 18 кв.м — в бывшем общежитии на Энгельса, 54. Которую она даже смотреть не желает, точно зная, что там «вонь, грязь, ни воды, ни туалета».

— Вот так улучшают нам жилищные условия, — с горечью сетуют женщины. — И заявляют: а нигде же не написано, что квартиры должны быть новыми…

Да, буква закона (в данном случае — судебного решения) соблюдена. А дух?

В ноябре я ходила на прием к главе Ирине Тейшевой. Она сказала: «Только все через суд. Присудят дать вам новые квартиры — дадим вам новые квартиры, нет — переедете в эти, какие предлагают». Вот — решение суда. Где слово мэра? Почему так отнеслись именно к нашим семьям?Лидия Артемьева, последняя жительница Западной, 1

Они не хотят ничего сверх того, что им положено по закону, лишь — уважения, которое заслужили.

… Для Ревды это прецедент — обычно жители бараков не особо придирчивы к предоставленной квартире: даже если что-то не устраивает, спасибо и на том. Теперь, с получением ревдинками решения кассационного суда в свою пользу, история стала прецедентом российского масштаба.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное