Тридцать девять автоэкипажей и несколько десятков зрителей собрались в районе гаражей ГСК «Чусовской» в субботу, 17 апреля, на чествование автомобиля «Нива». За несколько дней до соревнований легендарной марке исполнилось 44 года. В честь такого события клуб любителей внедорожных приключений «Шунут 4×4» устроил спортивную гонку «Джип-спринт «Легенда 77″».
История автомобиля
5 апреля 1977 года на заводе ВАЗ в Тольятти началось серийное производство автомобиля ВАЗ-2121, более известного как «Нива». Этот внедорожник олицетворяет целую эпоху отечественной автоиндустрии. И в наши дни автомобиль под маркой LADA-4×4 продолжает выходить с конвейера.
Семью годами ранее председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин дал задание разработать комфортный, но проходимый автомобиль конструкторам заводов АЗЛК, ВАЗ, ИЖ. Первым был ВАЗ: поскольку АЗЛК плотно был занят выпуском «Москвичей», а «Ижмаш» — прочно загружен оборонкой. Почему же «Нива»? Создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это аббревиатура, а скрыты в ней имена его дочерей Натальи и Ирины и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева — Вадима и Андрея. Так ли это на самом деле или просто красивая легенда, доподлинно неизвестно.
Специально для испытаний (секретных!) «Нивы» был разработан новый ГОСТ, как компиляция уже существовавших «легковой» и «внедорожной» программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов.
Уникальность автомобиля в том, что во многих узлах и агрегатах «Ниву» унифицировали с уже производящимися на ВАЗе легковыми автомобилями -2101, -2103 и -2106. Так, от седана «Нива» унаследовала элементы декора, фонари, отделку салона и двигатель с рабочим объемом 1600 «кубов». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.
31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома №199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. А 5 апреля 1977 года с конвейера сошла первая товарная машина. История «Нивы» началась.
В зависимости от степени подготовленности автомобилей участников разделили на три соревновательных класса: «Экстрим», «Спорт» и «Туризм». В каждом на отдельном маршруте организовали заезды по кругу с различными препятствиями.
В каждой гонке участвовали по четыре-пять машин, кто первый преодолевал все спуски-подъемы — тот проходил в следующий этап. В каждом заезде выбывал последний участник, оставшиеся выходили на старт следующего заезда. На гоночных трассах были подготовлены водные и грязевые участки, глубокие овраги, канавы, крутые подъемы и спуски.
Перед стартом организаторы напомнили, что соревнования исключительно любительские, и попросили участников уважать друг друга.
— У нас любительский клуб, здесь мы на КМС и разряды не сдаем, просим всех уважать друг друга, не старайтесь кого-то перекрыть или подрезать, у нас все просто, — сказал Юрий Калинин, один из организаторов соревнований.
Итоги заездов
«Спорт»
Мамошин Александр/Дубинкин Евгений (Ревда/Екатеринбург)
Мякишев Егор/Харламов Евгений (Невьянск/Екатеринбург)
«Экстрим»
Эржибов Арсен/Злобин Антон (Екатеринбург/Екатеринбург)
Хрущев Владимир/Хрущев Алексей (Первоуральск/Первоуральск)
Качалков Денис/Достовалов Петр (Белоярский/Белоярский)
Не все участники были на «Нивах», кто-то приехал и на Mercedes-Benz G230. Но даже такие дорогие машины гонщики не жалели и наравне со всеми форсировали водные препятствия и глубокие овраги.
Михаил Кузнецов считает, что соревнования прошли успешно, хотя не всем удалось покорить трассу: «Специально подготовленную и непростую трассу без потерь смогли пройти не все. Многим из спортсменов трасса не покорилась до конца. В таких случаях на помощь приходили лебедки или автомобили-эвакуаторы».
— В «Легенде 77» я участвую с 2015 года. Считаю, это одна из самых интересных и красивых гонок, на которых я бывал. Тех средств, что я вкладываю в машину, давно уже не сосчитать, постоянно делаю что-то новое, — говорит пилот команды Арсен.
— Кому сложнее, штурману или пилоту, — сказать трудно. Но мне кажется, штурману, ведь приходится очень много бегать. По сути, иногда тащить машину на себе, — говорит Вячеслав.