«Знали, как он умер, но не знали, где его могила». В Ревде нашлись родные солдата, погибшего в 1943-м под Грозным

Григорий Усольцев погиб в возрасте 34 лет, дома остались трое детей.

2021-06-26, 18:31 Истории 1 142

На публикацию Ревда-инфо о розыске родных Григория Васильевича Усольцева, призванного на фронт из Ревды и погибшего под Грозным в 1943 году, откликнулись две его правнучки — Марина и Полина: Григорий Усольцев — отец их деда, Владимира Григорьевича. К сожалению, Владимир Усольцев умер пять лет назад, но его жена Римма Андреевна поделилась с нами воспоминаниями мужа о своем отце. Оказывается, семья узнала о его смерти и месте захоронения из похоронки, которая до сих пор хранится у Риммы Андреевны. Но где именно он похоронен в Грозном — этого родные не знали.

photo_2021-06-25_14-15-58
Похоронка, которую получила семья Григория Усольцева. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо.ру

Именно для того, чтобы сообщить данные о погибших солдатах их родным, общественники из Чечни и организовали акцию «Я вернулся, мама!». Ведь многие из похороненных на «последнем рубеже Кавказа» защитников считались пропавшими без вести.

Об акции 'Я вернулся, мама!' и ее организаторах

В 1942 году Гитлер приказал южной группировке войск во что бы то ни стало прорваться к кавказской нефти и захватить город Грозный. Но из-за доблести защитников Грозного фашистам пришлось развернуться и уйти на Сталинград, не дойдя до цели буквально несколько километров.

Сайпуддин Гучигов, журналист, со своими единомышленниками уже многие годы ухаживает за могилами участников Великой Отечественной войны в Грозном. Во время подготовки к 75-летию Победы волонтеры нашли списки солдат, погибших в битвах с фашистами на территории Чечни, — многие из них считались пропавшими без вести, то есть их родные не знают, что с ними стало и где они похоронены. До сих пор, говорит Сайпуддин Гучигов, эта информация была закрыта.

В поднятых волонтерами списках значатся около 2000 солдат. Они погибли в сражениях на подступах к Грозному, умерли в госпиталях. В одной братской могиле на центральном кладбище столицы Чечни похоронены около 750 советских бойцов. В республике, по данным Гучигова, не менее десяти таких захоронений.

Общественники решили разыскать родных защитников Кавказа, отдавших жизнь в той битве. С этой целью и запустили в апреле 2020 года акцию «Я вернулся, мама!» в интернете. В первые же месяцы пришли десятки писем, так удалось найти близких шести солдат из опубликованного списка (сейчас их намного больше). Им передали свидетельства о местах захоронения солдат и капсулы с землей с их могил. К проекту «Последний рубеж» подключились другие поисковые и общественные объединения со всей страны, а также многие вузы.

По словам Риммы Андреевны, у Григория Усольцева было трое детей: Владимир, 1933 года рождения, Тамара, 1935 года рождения, и Виктор, 1939 года рождения. Тамара, в замужестве Утюмова, тоже жила в Ревде и умерла три года назад, из троих остался сейчас только младший сын, Виктор Григорьевич (ему 82), он живет в Краснодарском крае (город Хадыженск).

Семья Усольцевых жила в Комбинатском поселке. Григорий Васильевич работал на строительстве СУМЗа, он был кузнец. По рассказам старшего сына, который его хорошо помнил (когда Григория забрали в армию, Владимиру было восемь), он многим делал коньки и санки и все остальное «по железу», всем помогал, многие обращались к нему.

 — Его жена Федосья Даниловна, 1913 года рождения, после ухода мужа на фронт работала в госпитале, который размещался в бывшем заводоуправлении ОЦМ на промплощадке СУМЗа, — рассказывает Римма Андреевна. — Вначале санитаркой. Железная дорога рядом проходила, и ребята, и муж мой в том числе, помогали выгружать раненых из поездов. У кого голова забинтована, кто лежачий — их надо было нести или вести до госпиталя. И вот эти пацаны, 8-9-летние, помогали, какие силы уж у них были. Потом начальник госпиталя спросил Федосью Даниловну: «Ты можешь кашу варить?». Она: «Конечно!». «Вот иди на кухню и вари». Так она и кашеварила до конца войны, а потом, когда война закончилась и госпиталь стал обычной больницей, для Комбинатского поселка и промплощадки, продолжила работать в этой больнице и на пенсию из больницы, только уже городской, пошла.

photo_2021-06-25_14-15-42
1939 год. Григорий Усольцев — в центре. Рядом (справа) — его жена Федосья Даниловна с младшим сыном Виктором на руках. Слева — сестра Клавдия Васильевна. Фото//семейный архив Риммы Усольцевой

Григорий Васильевич писал родным из госпиталя в Грозном, даже прислал фото, где он в госпитале играет в шахматы или шашки, — Римма Андреевна не смогла найти в семейном архиве эту фотографию, но точно видела ее. Вскоре после этого пришла похоронка: «Ваш муж, красноармеец Усольцев, в бою за социалистическую родину умер от ран 6 июня 1943 года».

— После смерти матери — ее не стало в 1981-м, от онкологии — дочь ездила в командировку в Грозный, побывала на кладбище, но могилу отца не нашла, взяла земли с кладбища и положила в материну могилку, и мы сделали общий памятник, с двумя фото: Григория Васильевича и Федосьи Даниловны.

Имя Григория Усольцева значится и в списках на мемориале СУМЗа у Вечного огня.

Сама Римма Андреевна — тоже дитя войны.

Я свердловчанка, но так судьба сложилась у мамы, что мы с ней попали в Ревду, на промплощадку, в 1947 году. Мама в войну трудилась на Уралмашзаводе, они грузили верхнюю часть танка Т-34. Мы все связаны войной. С Владимиром мы познакомились в 1956 году, он уже сходил в армию, служил в Кремле. Работал на СУМЗе, который строил его отец, и я тоже — в цехе ксантогената в лаборатории.

Теперь, благодаря общественникам из Чечни, стало известно точное место захоронения ревдинского солдата — братская могила на центральном кладбище Грозного. Активисты хотят передать родным погибших защитников Грозного капсулу с землей с могилы и свидетельство о месте захоронения. Как будто они вернулись домой, хотя бы после смерти…

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное