«В моем окружении много читающих ребят, на самом деле молодежь много читает»

Журналистка и выпускница гимназии №25 Вероника Гизатулина получила 100 баллов на ЕГЭ по литературе. Мы расспросили ее об экзаменах, о будущем и о стереотипах про молодежь

В Свердловской области начали подводить итоги Единых государственных экзаменов. Так, уже известно, что 23 выпускника в регионе получили 100 баллов на ЕГЭ по литературе, химии, географии, которые сдавали 26 мая. Работы более 400 выпускников оценены на высокие баллы — 80 и выше. Среди стобалльников выпускники из Екатеринбурга, Заречного, Каменска-Уральского, Камышлова, Кировграда, Нижнего Тагила, Ревды и Первоуральска. Одна из них — выпускница гимназии №25, ревдинка Вероника Гизатулина, она получила 100 баллов — максимум — по литературе. 10 июня, когда пришли первые итоги экзаменов, Вероника отпраздновала совершеннолетие. Она наша коллега, выпускающий редактор детской газеты «Кактус», которая выходит в ЦДО и не раз получала награды разного уровня и в Свердловской области, и в России. Ревда-инфо поговорил с отличницей об итогах ЕГЭ, будущем поступлении в вуз, планах на жизнь и стереотипах о молодежи.

SrAOiXR-EC9bq-me2HFTIEf5b8IF647SOeu17xC6weuByL8g78gfh-vyOSRhh6C3IbekEBdqStyCZZeMOr5hy_iZ
Веронике Гизатулиной 18 лет, она пять лет занимается журналистикой в детском информационном центре «Спектр», выпускает газету «Кактус». В будущем планирует связать свою жизнь с журналистикой или педагогикой. Фото// личная страница во «ВКонтакте»

Вероника, расскажите, какие экзамены кроме литературы вы сдавали на ЕГЭ? Почему именно их?

— На ЕГЭ сдавала два обязательных экзамена — русский и базовую математику, а также два дополнительных — литературу и обществознание. Последние выбрала, потому что в школе мне больше всего нравилось заниматься именно по этим предметам, и я подумала, что к ним подготовка будет самой приятной и эффективной, и результаты по этим предметам необходимы для поступления в вуз.

Куда поступаете и почему?

— С таким набором ЕГЭ чаще всего поступают на творческие специальности. Буду подавать документы на несколько направлений: филология, телевидение, медиакоммуникации, педагогика. Я пять лет занимаюсь журналистикой в детском информационном центре «Спектр» Центра дополнительного образования, поэтому мой выбор вполне объясним. За это время поняла, что у меня хорошо получается работать с текстами, быть корреспондентом в кадре и объяснять что-либо другим. Вместе с ребятами из «Спектра» и руководителем Ольгой Федоровной Силачевой мы выпускаем детско-молодежную газету «Кактус» и телепрограмму «В центре событий». В «Спектре» я фотограф, дизайнер, корреспондент и выпускающий редактор. Думаю, медиаобразование сыграло в моей жизни решающую роль и в выборе экзаменов, и в траектории выбора профессии. Литература прекрасно сочетается с журналистикой. Создание материала, сценария сюжета, в том числе закадрового текста — это все практика и постоянная работа со Словом.

Кроме того, я два года играю на гитаре. Но это, скорее, для себя и для души.

Как готовились к литературе, что и сколько читали?

— Лето после десятого класса я решила провести с пользой: вспоминала по кодификатору забытые произведения и понемногу начинала анализировать разных авторов. Затем, первую половину учебного года, работала самостоятельно и ходила на консультации к Анне Владимировне Искорцевой, учителю русского языка и литературы в моей гимназии №25. Мы начали со «Слова о полку Игореве», затем по списку перешли к Фонвизину, Державину, Жуковскому, Грибоедову… В свое время я читала все книги, которые мы проходили в школе, поэтому в основном я только перечитывала короткие рассказы, например, Чехова и Салтыкова-Щедрина, или просматривала краткое содержание крупных романов, например, «Преступление и наказание», «Война и мир».

В ЕГЭ по литературе есть мини-тест на семь вопросов, четыре маленьких и одно большое сочинение. Как минимум два задания на экзамене посвящены лирике, поэтому обратила внимание на знание стихов: с сентября я постепенно стала повторять стихотворения из школьной программы и учить новые. Помогло умение играть на гитаре: я брала текст какого-либо поэта и запоминала его в формате песни под гитару. Так за год выучила примерно 60 стихов на самые разные темы: взаимосвязь природы и человека, образ возлюбленной, разлука, счастье, молитва, поэт и творчество, искусство, Родина, война…

После Нового года я записалась в онлайн-школу, чтобы получать от кураторов проверку сочинений по всем критериям. Литературе я уделяла три дня в неделю, но, в целом, все равно выходило больше: вместо утренних подкастов слушала вебинары, вместо музыки часто включала стихи.

На самом деле, готовиться к литературе — одно удовольствие. Весь год занималась привычными делами: читала книги, смотрела кино, писала тексты. Только теперь все по кодификатору. Так познакомилась со многими экранизациями классики, например, с сериалом «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, «Войной и миром» Сергея Бондарчука и канала BBC, с различными театральными постановками «Грозы», «Недоросля», «На дне» и другими.

Волновались ли на самом экзамене? Была ли уверенность, что все выполнили верно?

— Ощутила волнение за три дня перед ЕГЭ. Казалось, что повторить нужно еще целый вагон материала! Последний звонок в нашей школе прошел 25 мая, поэтому на какое-то время я забыла об экзамене. Утром 26-го рано проснулась и начала мысленно успокаивать себя: «Мне попадется то, что я знаю». Накануне семья, преподаватели и друзья пожелали мне сто раз удачи, и от этого было как-то спокойнее. Когда начался экзамен, я быстро пробежалась глазами по всем заданиям и поняла: «Все напишу!». Вышла за десять минут до конца сдачи работ и была очень рада: то, к чему я готовилась весь год, завершилось. Тогда я оценивала свой результат примерно на 82 балла, так как думала, что могла случайно наделать пунктуационных или речевых ошибок от невнимательности.

Какие вопросы были самыми простыми, а какие самыми сложными?

— У меня был хороший вариант, встретилось все то, что я знаю. Правда, в первой части попалась поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…». Я не рассматривала ее повторно перед ЕГЭ, поэтому были сомнения с тем, как распределить в тестовом задании героев и их характеристики. В сочинении на сопоставление прозы я привела Платона Каратаева из «Войны и мира» как человека из народа, а в лирике анализировала стихотворение Рубцова про море, сравнивая его с произведением Тютчева. В последнем задании выбрала тему по поэме «Мцыри» Лермонтова. Для меня это было несложно.

Вы – медалистка? Что для вас значит медаль, зачем она нужна?

— Да, я иду на медаль. С первого класса я отличница, поэтому как-то так завелось, что учиться мне всегда нравилось. Спасибо огромное нашим учителям в гимназии и Татьяне Николаевне Сидоровой, моему классному руководителю, которая вела наш класс с 2011 года до самого выпуска. К тому же медаль «За особые успехи в учении» нужна мне, потому что я хочу порадовать ею маму, она всегда поддерживала меня и никогда не сомневалась в моих силах. Но все же, я думаю, в первую очередь имеет ценность не сама медаль, а те знания и навыки, которые ты смог приобрести, пока стремился к ней. Например, целеустремленность, умение преодолевать любые трудности, завершать начатое, не бросая дело на полпути. Помимо этого, медаль предоставляет приятный бонус в виде 5-10 баллов при поступлении в университет.

Какую литературу читаете не по программе, что вам интересно?

— Последний год я читала в основном кодификатор ЕГЭ. Вне программы люблю уединиться с какой-нибудь научной фантастикой, мелодрамой или произведениями «нешкольных» классиков. Но трудно выбрать одного любимого автора. Мне нравятся Дэниэл Киз, Эрих Мария Ремарк, Михаил Булгаков.

Часто говорят, что молодежь все время сидит в смартфонах и не читает книг. Так ли это?

— Мне кажется, для XXI века это вполне объяснимо. Досуг, средство связи, источник получения новой информации и дохода — все это смартфон. Я тоже немало времени провожу в интернете, причем это не одно развлечение, как кажется со стороны, но и образование.

Мы «сидим в телефонах» и потому, что поменялся способ чтения: теперь вместо одного длинного текста читают несколько небольших статей. В моем окружении много читающих ребят, которые хранят свои книги в личном кабинете LitRes или MyBook. Это удобно. И сегодня люди читают. Зайти в любой «Читай-город» или «Республику» — там, в основном, одна молодежь.

Как вы думаете, отлично сданные экзамены — залог успеха в будущем или нет?

— Я считаю, что единый государственный экзамен — это лишь одно из жизненных испытаний, а не предсказатель судьбы. Ни оценки в аттестате, ни результаты экзаменов, ни чье-то мнение не определяют будущего. Только сам человек.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное