С 1 сентября за шипованную зимнюю резину летом и летнюю зимой можно будет получить штраф — 500 рублей. Езда на резине не по сезону вообще-то и так запрещена, но пока ответственности нет. Разбираемся, как это будет работать.
Экономия и безопасность: почему надо переобуваться
Летняя резина жестче зимней. В тепле предназначенные для холодного времени года покрышки размягчаются, теряют эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, в результате увеличивается тормозной путь. Еще это приводит к повышенному расходу топлива. При температуре больше +15 °C начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.
В теплое время года летние шины лучше держат автомобиль при положительных температурах как на сухом, так и на мокром асфальте.
Но летним покрышкам свойственно дубеть в холод, опять-таки теряя сцепление с дорогой, и машину может занести.
Специалисты советуют менять летнюю резину на зимнюю при стабильной среднесуточной температуре +5-7 °С. Откладывать «переобувку» до первого гололеда не стоит.
Можно ли ездить на липучке летом?
Согласно действующему законодательству, ездить на нешипованных зимних шинах, или, как их еще называют, липучках, в теплый сезон не запрещено. Но экономии такое решение не даст. По мнению экспертов издания Autonews, резиновые смеси, применяемые в зимних моделях, слишком мягкие для езды в летнее время, поэтому протектор истирается об асфальт гораздо быстрее. Покатавшись лето на «липе», к холодам придется покупать новый комплект. Выгоднее подыскать летний комплект, пусть и бывший в употреблении, чем «убивать» зимний, который стоит дороже летних моделей аналогичного типоразмера.
Да и в плане эксплуатационных свойств — а значит, безопасности движения — липучка уступит специальной летней шине: при плюсовых температурах коэффициент сцепления с дорожным полотном снижается.
А как же всесезонка?
Автоэксперты утверждают, что «всесезонной шины» не существует. Зарубежные производители заявляют о якобы всесезонных шинах, но эти шины рассчитаны на небольшой минус — до 5-10 градусов ниже нуля — и отсутствие льда. Так что — явно не для Урала.
Запрещено, но не каралось
Технический регламент Таможенного союза запрещает эксплуатацию автомобилей зимой без зимних шин (всех возможных видов, которые соответствуют требованиям безопасности) в зимний период (декабрь, январь, февраль). Однако в КоАП и других нормативных документах наказания за неподходящую для сезона резину предусмотрено не было. Поэтому инспекторы ГИБДД, остановив непереобутый автомобиль, могли лишь, максимум, указать на это водителю.
ГИБДД «обует» всех
МВД, обеспокоенное количеством аварий с участием машин на покрышках не по сезону, дополнило перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещено на них ездить. Документ утвердило правительство своим постановлением (тем же, что и действующие ПДД), и 1 сентября 2023 года он вступит в силу.
Указанные нарушения будут подпадать под статью 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» — с 1 сентября там появится новый пункт, про несезонные шины.
Эта норма предусматривает штраф для автомобилистов, если они не установили зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Новым порядком надзора за дорожным движением, действующим с 11 июля этого года, в том числе прописаны действия сотрудников при выявлении неисправностей автомобилей. Например, при выявлении неисправностей, при которых запрещается движение, инспектор вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до их устранения. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Нарушением будут считаться и шины с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август). Таким образом за зимние шины в летнее время наказывать будут, но только если они на шипах — даже если шипы стерлись. Потому что инспекторы ГИБДД будут смотреть в первую очередь на маркировку шины, а не на ее состояние.
Мера в том числе призвана защитить дорожное покрытие — асфальт при поездках на шипах летом стирается быстрее.
Причем неправильно «обутым» водителям штраф будет грозить при каждой встрече с инспектором ГИБДД.
Также запрещается использовать шины, которые не соответствуют технической документации на транспортное средство по размерности, категории скорости и нагрузки.
Кстати, на этот штраф будет распространяться скидка в 50% — при уплате в течение 20 дней с даты постановления и наложении наказания. Должностных лиц, которые выпустили на линию транспортное средство с такими неисправностями, оштрафуют на сумму от 5000 до 8000 рублей.
Кстати, автомобилем нельзя будет управлять, в частности, если он:
- не укомплектован зимними шинами с декабря по февраль. Речь идет о легковых ТС и грузовиках не более 3,5 т;
- эксплуатируется на шипованной резине в летний период;
- не имеет зимней резины (в том числе шипованной) на всех колесах.
В документе указано, что региональные власти могут самостоятельно продлевать сроки, в которые в субъекте действуют зимний и летний периоды. Кроме того, шины с шипами должны стоять на всех колесах — установка таких покрышек только на одну ось не допускается.
Еще по теме
- Всевидящее око. Какие камеры стоят на дорогах и что они фиксируют.
- Техосмотр-2023: кого могут оштрафовать за отсутствие диагностической карты.
- Самокаты на проезжей части, права без штрих-кода и запрет на громкую музыку: что изменится для водителей в 2023 году.