Новый «Мастер и Маргарита»: что мы о нем думаем?

Фильм «Мастер и Маргарита» за две недели собрал в прокате более миллиарда рублей. Он впечатлил критиков и разозлил пропагандистов.

25 января в России вышел в прокат новый фильм по самому неоднозначному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Он снят по мотивам романа, а не в точности с ним, это вольный пересказ, в котором каждый найдет свои смыслы.

1920x
Между Мастером (Евгений Цыганов) и Маргаритой (Юлия Снигирь) в фильме ощутима сильная химия — в жизни эти актеры супруги. Фото// Кинопоиск.ру

Больше всего пропагандистское сообщество возмутило, что снял киноленту, частично на деньги Минкульта, российско-американский режиссер Михаил Локшин. Так, режиссер Тигран Кеосаян первым написал, что Локшин, якобы «донатил ВСУ» — армии Украины — и реплику подхватили соцсети. Пользователи (даже в Ревде) озлобленно пишут, что «не будут смотреть фильм, так как доход пойдет в Украину». Конечно, это не так — Локшин действительно осудил военные действия в Украине (сейчас его антивоенные посты в соцсетях скрыты), но подтверждений словам Кеосаяна о «донатах» армии, естественно, нет. Да и выручка от проката поступает не только авторам, но и прокатчикам, в том числе — налогами в бюджет России.

Михаил Локшин родом из семьи политэмигрантов: его родители в 80-е переехали в СССР и вступили в компартию. Учился в России, затем вернулся в Америку. На фильм его позвали продюсеры после отказа другого режиссера, Николая Лебедева, взявшегося за «Нюрнберг» (и до СВО в Украине тогда еще было далеко).

photo_2024-02-06_17-49-48
Юрий Колокольников в образе Коровьева. Фото// Кинопоиск.ру

Впрочем, ажиотаж вокруг фигуры режиссера и самого фильма идет ему явно на пользу: на киносеансах почти нет свободных мест. Те сотрудники «Вестей», кто успел посмотреть фильм на большом экране (его показывает «Кристалл Синема») говорят, что залы были полными.

Ленту снимали в Москве, Санкт-Петербурге и на Мальте в 2021-2022 годах. Он чрезвычайно красив визуально — яркая картинка, много спецэффектов, эффектная актерская игра. Публика и кинокритики в целом положительно оценили фильм: на «Кинопоиске» его рейтинг 8 (из десяти).

1920x (1)
Воланд (немецкий актер Аугуст Диль). Фото// Кинопоиск.ру

Могут ли запретить этот фильм? Мы не знаем. Но на всякий случай посмотрите его: хотя бы для того, чтобы составить свое, отличное от комментаторов, мнение.


Журналисты Ревда-инфо разного возраста решили высказаться о нашумевшей киноленте

photo_2024-02-06_17-32-48

Евгения Белянина, 51 год:

— Книгу «Мастер и Маргарита» я прочитала в школе, 36 лет назад. Она меня страшно впечатлила! Помню, было любопытно, как же это можно перенести со страниц на экран. Не технические штуки, типа полета на метле и фокусов в Варьете — тут как раз ничего особенного. А вот как соединить роман в романе, чтобы это не выглядело грубым стыком? Каким должен быть экранный Мастер, чтобы не вызывать жалость? Это же не просто герой, он метафизический двойник Булгакова. А как материализовать Маргариту, сотканную буквально из воздуха?

Неожиданно через столько лет фильм «Мастер и Маргарита» Локшина ответил на эти и массу других моих вопросов. Думаю, потому что он единственный — не старательная инсценировка романа, а диалог художника с художником.

Мне понравилось все — и интонация фильма, и параллели в нем, и сдержанный Евгений Цыганов, и Юлия Снигирь, настоящая женщина Серебряного века, страстная, очень красивая. И Воланд, Аугуст Диль, — подчеркнуто классово чуждый, с манерами немецкого аристократа.

Я читала о новом «Мастере» много ругательного. Его создателей обвиняют в отступлении от сюжета книги, в очернении советской действительности, в крамольных намеках. Слушайте, как хорошо, что я простой зритель и от души могу послать лесом этих критиков с их болезненными фиксациями. Да, искусство — беспощадное зеркало, а чего вы хотели. Жизнерадостных картин российская киноиндустрия еще наштампует. И когда мы все будем окончательно довольны жизнью и горды своими величием, это зеркало пригодится. Не всем, конечно. Но некоторым, я надеюсь.

akWI7vNetf4

Валентина Пермякова, 37 лет:

— Я думаю, что «Мастер и Маргарита» — настолько сакральный для большинства читающих (и читавших его) людей роман, что любая попытка снять по нему фильм будет встречена или овацией, или ведром помоев. Если вы читали роман, вам или понравится то, что сделал Локшин, или сильно не понравится. «Среднего» не дано.

Оставляя за скобками киноведческие разборы (о судьбе самого Булгакова, переплетенной в этом фильме с судьбой Мастера, о гиперболизации любовной линии главных героев и чрезмерно затененной, до блеклости, линии Понтия Пилата и Иешуа), скажу лишь, что я в числе первых. Мне — понравилось, и очень.

Для меня этот фильм — о настоящем нашей России, о том, что происходит здесь и сейчас.

Знаковым стал момент вечеринки у Лиходеева, где Воланд и Мастер рассуждают о партийных функционерах, мечтающих победить буржуазию, чтобы занять ее место. Параллелей так много, что, без сомнения, эта лента станет не гимном Москве 30-х прошлого века, а летописью (иносказательной!) России 2020-х.

Актерский состав подобран филигранно. Я смотрела обе экранизации, Кары и Бортко, и две театральные постановки. Ни один Воланд, на мой вкус, не был так хорош, как Аугуст Диль, не был так четко в образе. Хотя в новой ленте это не холодный отстраненный герой, который вершит судьбы мановением руки, как потусторонняя сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, — здесь он всегда рядом с Мастером, как его закадычный друг, и от это более человечен (и более страшен).

Единственное, что хотелось бы поменять — музыка. Шедевр Игоря Корнелюка из фильма 2005 года, да на эти бы кадры… Но это дело вкуса.

photo_2024-02-06_17-43-25

Татьяна Замятина, 25 лет:

— Роман я читала в школе, но тогда ни одной экранизации так и не посмотрела. Во-первых, вроде как зачем, если знаешь первоисточник. А во-вторых, книга мне нравится, но не настолько сильно, чтобы все-все про нее пересматривать. Скептически (очень-очень!) я отношусь также и к современному российскому кино. Однако меня удивило, что в 2024-м экранизируют не очередную очень патриотичную историю, а аж целого Булгакова, поэтому я посмотрела трейлер. Показался интересным, и мы с семьей решили сходить.

Младшая сестра, не знакомая с романом, резюмировала так: «Слишком долго, конец — порнография, Булгаков явно должен был лежать в больнице, если бы мне не объяснили, ничего бы не поняла». А мне наоборот все показалось максимально ясным. И даже измененный книжный сюжет мне «зашел» — это интересная трактовка, учитывая, что роман неоднозначный.

В новом «Мастере и Маргарите» мне особенно понравилась сатира на московское общество — я мгновенно отследила параллели между разными эпохами.

Музыка и картинка тоже были хороши (вот тут уж точно «наш ответ Голливуду», как любят говорить), и актеров подобрали удачно. Разве что, за исключением Юрия Колокольникова в роли Фагота и Алексея Розина в роли Азазелло. Юлия Снигирь и Евгений Цыганов же для меня — просто космически классная пара и идеальное попадание в Мастера и Маргариту (они даже с ума сходят красиво!). Правда, до самого конца я не могла решить, похож ли на Воланда для меня Аугуст Диль.

Главное после просмотра для меня, думаю, то, что на следующий день я скачала книгу и села ее перечитывать. Чтобы вспомнить, как сильно создатели кино отошли от первоисточника, и вообще прочитать Булгакова по-новому, уже взрослой. Кстати, с удивлением заметила, что главы про Ершалаим больше не скучные. Теперь думаю дочитать, посмотреть фильм Локшина второй раз, а после и другие экранизации, и проверить, изменится ли мое мнение.

Еще по теме

Хотите читать новости в своем Телеграме? Подпишитесь на канал Ревда-инфо!

Популярное