Первое, что я написал, — продолжение «Властелина колец»

Как напечатать свою книгу и можно ли считать фанфики литературой — десять вопросов уральскому автору Алексею Еньшину.

Что объединяет Бажова, Кинга, Достоевского и Уайльда? Все они — писатели. Люди, которые парой строк могут заставить плакать, смеяться или бояться. В воскресенье, 3 марта, их день — День писателя. Всемирный. И мы решили узнать у уральского писателя Алексея Еньшина, живы ли еще бумажные книги и как придумать необычного героя и сюжет.

Алексею 38 лет. Он пишет пьесы, воспитывает детей и работает в информационно-развлекательном портале weburg.net. Правда, журналистом себя не называет. Сюжеты и герои в его голове — с детства. Он не может не писать. Хотя не считает, что добился больших высот. При этом, например, его пьеса «Угонщицы» в прошлом году победила в Международном литературном Волошинском конкурсе. В феврале он побывал в Ревде, чтобы поговорить со школьниками о своих произведениях, любимых авторах и дать пару советов, если они решат написать книгу.

DSC05234
В Ревду Алексей Еньшин приехал по приглашению учителя русского языка и литературы школы №3 Светланы Борискиной. Перед встречей с писателем ребята прочли его пьесу «Угонщицы», и автор рассказал им, откуда взял образы героинь и сюжет для своего произведения. Оказывается, в «Фейсбуке» он прочел новость о том, что две старушки угнали трамвай. Новость оказалась фейком, но желание написать пьесу осталось. И вот последние полгода Алексей работал именно над ней. Хотя первое время ждал, когда на эту тему что-нибудь напишет его бывший учитель Николай Коляда. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Как начали писать?
А почему именно пьесы?
Как привлечь молодежь к книгам?
Что посоветуете молодым авторам?
И много ребят сейчас хочет писать?
Реально ли печатать свои книги и как это сделать?
Насколько вам помогает то, что вы журналист
Фанфики — литература или бред?
Чем еще увлекаются писатели?
Чего нового от вас ждать?

Как начали писать?

— Всегда хотел быть писателем. Мечтал, что к тридцати годам буду известен всему миру. А писать начал лет с десяти, а может быть, даже раньше. В голову все время приходили мысли, идеи, сюжеты, персонажи. И однажды я подумал: «А почему я просто придумываю? Надо записать».

Первое, что я написал, — продолжение «Властелина колец», потому что в домашней библиотеке была только первая часть франшизы. Читал тогда фэнтези и фантастику, как и все дети. Куча тетрадей была исписана: что-то заканчивал, что-то бросал. В итоге, начал писать рассказы и стихи. Публиковали мои стихотворения в «Урале» — екатеринбургский журнал. Со стихами даже три раза занимал второе место на литературном конкурсе в Каменск-Уральске. Он, кстати, был международным. Сейчас стихи не пишу. Только пьесы.


А почему именно пьесы?

— Первую написал, когда учился в педколледже в Каменске-Уральском, для студенческого театра. Следом — еще две. Мне тогда товарищи сказали: «Чего ты в Каменске сидишь? Поступай во ВГИК!». И я поехал. Пробовал два раза. Оба — провал. Вернулся и узнал, что можно учиться у Николая Коляды, и поступил к нему. Параллельно работал журналистом. И пьесы пишу с тех пор.

Пытался не писать года три, но познакомился с режиссером Кириллом Клевцом. Писал пьесы для него. В этом году, кстати, вышла наша совместная работа «Не забудьте вовремя выйти». И вот только в этом году я решил, что надо написать что-то для себя. Так и появились «Угонщицы».

А с пьесами я так тесно связан, потому что в моей жизни всегда был театр. И мне нравится в пьесах то, что они живут на сцене. А рассказ написал и убрал в стол. Смысла никакого. А пьесы, они живут! Конечно, есть мечты о кино, куда без этого. Опыт режиссирования тоже был — клип для группы «Солцеворот».


Как привлечь молодежь к книгам?

— Не знаю. Пытаюсь привлечь сына к книгам, но не получается. Я в детстве телевизору и прогулкам предпочитал книги, но сегодняшние ребята — не все, конечно, — предпочтут книге компьютерную игру. Может быть, нужно найти ту самую книгу, которая затянет ребенка. И для каждого она будет своя.


Что посоветуете молодым авторам?

— Писать, если хочешь этим заниматься. Но, если честно, это неблагодарный труд. Мне 38, и я до сих пор числюсь начинающим писателем. Все зависит от масштаба таланта. К нам на курсы Коляды приходили девочки лет по двадцать и выдавали крутые тексты. О них за два года Россия узнавала. Например, Ярослава Пулинович. Ее пьесы ставит вся Россия. А бывает так: сидишь, пишешь, бросаешь, возвращаешься и получаешь реакцию на твое творчество от людей. А бывает, что ты всю жизнь пропишешь, и ничего. И от чего это зависит, я не знаю. Стечение обстоятельств, наверное.


И много ребят сейчас хочет писать?

— Их всегда много. И сейчас есть социальные сети, где можно сразу поделиться своим рассказом, найти свою аудиторию и успокоиться, не мечтая о собрании собственных сочинений. А есть ребята, которые напишут в «Фейсбук», в «Живой журнал» и будут хотеть еще и еще. И это уже не лечится, а с годами все будет только хуже.

К тому же, многих ребят вдохновляет Джоан Роулинг и другие известные сейчас писатели. Многие хотят повторит их успех. Единственное, что в маленьком городе ты варишься в собственном соку, что очень плохо. Иногда это нужно, чтобы обдумать сюжет или персонажей, но все-таки нужен простор, чтобы общаться с людьми и искать что-то новое.


Реально ли печатать свои книги и как это сделать?

— Реально, если есть деньги. Есть еще издательский сервис для независимых авторов «Ридеро». Правда, не знаю, как он работает. Посылать рукописи в редакции журналов и издательства — гиблое дело, потому что они пропадут. Слишком много рукописей присылают, процентов девяносто которых написаны графоманами. И среди них легко могут затеряться действительно хорошие работы.

А пьесы нет смысла публиковать в журналах. Их нужно ставить.


Насколько вам помогает то, что вы журналист?

— Я никогда не был стопроцентным журналистом. Мне не хватало того, что есть в настоящих журналистах. Они критичные, всегда смотрят вглубь, недоверчивые и жестко отстаивают свои идеалы. Такими я их вижу.

Но работа помогает. Ты выходишь в «поле», запоминаешь типажи, ситуации и поведение людей в них. Но с другой стороны, журналистика — волчья работа: ты должен выдать определенное количество знаков, чтобы получить деньги. И писать уже после рабочего дня ничего не хочется.


Фанфики — это литература?

— Все зависит от рекламы. Сейчас все хиты подростковой литературы — это частично фанфики на «Властелина колец», «Сумерки». Начинается все с того, что очень усидчивая девочка (или мальчик), сейчас это в основном девочки, кропает в тетради продолжение приключений любимых героев. И это нормально. Если, конечно, написано хорошо.

Что такое фанфик?

Фанфик — любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме, комиксов и др.).


Чем еще увлекаются писатели?

— Лично я смотрю кино, читаю книги и хожу в спортзал — это все, что успеваю. Любимые режиссеры — Тодоровский, Бессон, Альмодовар.


Чего нового от вас ждать?

— Хочу начать новую пьесу, раз с «Угонщицами» все так хорошо получилось. Первым делом возьмусь за пьесу о девочке, попавшей в мир бажовских сказов. Бажову как раз 140 лет в этом году. Думаю, театрам это будет интересно. А дальше — пьеса про любовь.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное