Почему инициатива Минпросвещения о замене отметок зачетами — спорная

Рассуждает Лев Гущин, магистр педагогики, член Международного союза педагогов-художников, преподаватель детской художественной школы Ревды.

В аттестатах школьников могут появиться «зачеты» вместо отметок по ИЗО, физкультуре и музыке. Новый порядок выдачи аттестатов за 9 и 11 классы сейчас разрабатывает российское Министерство просвещения. Чиновники хотят, чтобы школы сами решали, что уместно: оценки или «зачеты». По мнению министра просвещения Ольги Васильевой, это позволит педагогам не ставить тройки в аттестаты «только из-за отсутствия музыкального слуха».

Правильна ли эта инициатива? Не помешает ли отсутствие оценки в аттестате поступлению в профильный вуз? Рассуждает Лев Гущин, магистр педагогики, член Международного союза педагогов-художников, преподаватель детской художественной школы Ревды.

ZSlqs9sCI8g
Фото// личный архив

Предложение министерства применять систему зачетов по данным дисциплинам весьма спорно. Этим они создадут нехороший прецедент, который в дальнейшем позволит перевести в зачетную систему и другие дисциплины, например, историю, географию, литературу и т.д.

Такой закон — это очевидный шаг назад, и он коряво укладывается в общую систему оценивания знаний. По такому принципу можно объявить некоторых детей не очень способными к математике и физике и ввести систему зачета-незачета и здесь. Эта система формальна сама по себе. Если ребенок не сдал предмет, он все равно будет пересдавать, пока не получит зачет, иначе итоговый аттестат просто обессмысливается.

Общее образование, как и дополнительное предпрофессиональное, имеет перед собой ФГТ и ФГОСы, по которым четко оценивается уровень знаний учащегося по любому предмету в рамках пятибалльной системы. По пению, рисованию, а зачастую и по физкультуре, двоек, как правило, не ставят. Ставят тройки, которые говорят, что ученик просто манкировал своими обязанностями. Отметка в аттестате по этим предметам никакой роли при поступлении в профильный ВУЗ не играет, как и наличие диплома об окончании, например, детской художественной школы. Но важен сам принцип целостности системы оценки знаний, который не стоит нарушать. Этим еще больше умаляют значимость каких-либо дисциплин по отношению к другим.

В законе об образовании сказано, в частности, что его задача — воспитать разносторонне эстетически и физически развитого человека. Существующая тенденция делить детей на технарей и гуманитариев имеет подвох, который проявляется, в том числе, и в таких неудачных законодательных примерах.

Проблема не в одаренных или неодаренных детях, а в самой педагогической технологии, которая на сегодня не в лучшем виде.

Сам я учился по рисованию формально, так как мне было неинтересно, обучаясь в то время в художке, я видел, как это должно быть на самом деле, на пение ходил, пел в хоре вместе с классом, по физкультуре у меня вышла тройка в аттестате, хотя у меня уже был в то время первый взрослый разряд по самбо. И вообще, в аттестате у меня была масса троек, но в университет поступил сразу и учился на отлично.

Считаю, что это совсем не те проблемы, которыми Минпросвещения стоит заниматься. Больше того, это вообще не проблема.

Вы согласны с автором или думаете иначе? Можете высказаться в комментариях к этой записи.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное